October 2, 2020

Долой токсичность! (по отношению к себе)

Иногда мы общаемся с людьми, работающими в IT и не только. Мне радостно наблюдать, что чем дальше, тем больше токсичность подмечают и порицают: всё больше появляется информации о том, как давать правильный развивающий фидбек, как конструктивно и понятно донести замечание и как не быть грубым даже в мимолётных суждениях.

Мы редко задаем друг другу вопрос "Какой ты специалист" в лоб, но иногда об этом всё равно приходится рассуждать, и многие люди, максимально конструктивные по отношению к окружающим, начинают говорить про себя ужасные вещи.

Мне кажется, это происходит потому, что часто мы не умеем "экологично" оценивать себя: очень много говорят про корректное общение с другими, но факт в том, что мы сами не меньше нуждаемся в нетоксичности от себя же самих.

Чтобы читать дальше было интереснее, предлагаю вспомнить, как вы реагировали, когда вас в последний раз хвалили, или когда нужно было описать себя как специалиста. Как бы вы себя охарактеризовали?

Виды профессиональной самооценки

Я не претендую на звание психолога, поэтому ниже буду делиться личными наблюдениями и мыслями. Принимать их или нет — дело каждого читателя, но я надеюсь, что этими рассуждениями помогу кому-нибудь быть к себе капельку добрее и внимательнее.

То, как вы себя описали по моей просьбе выше, я дальше буду условно называть профессиональной самооценкой. В этот термин также можно включить характеристики, которые вы не перечислили, но которые определяют ваше самоощущение как профессионала (например, вы можете явно не отмечать, что считаете, что не умеете писать автотесты с нуля, но при это не решаетесь подать резюме на вакансию с требованиями умения автоматизировать).

Из тех заключений, что я слышала (и как специалист, и как лид), я для себя выделила 2 условных направления. Первое максимально приближено к реальности, опирается на факты и избавлено от эмоций — это так называемая конструктивная профессиональная самооценка. Второе больше опирается на эмоции и личные характеристики, из-за чего может сильно давить на чувства и разрушать наше мнение о себя как о профессионалах — этот подход я называю деструктивной профессиональной самооценкой.

И та, и другая самооценка формируется под давлением множества факторов: воспитание и отношение в семье, самооценка человека в отрыве от работы, наличие синдромов выгорания и, конечно же, обстановка на самой работе. Последнее, пожалуй, влияет сильнее всего, — но об этом поговорим чуть позже.

Чтобы было проще сравнить (и ещё потому что я люблю схематичное представление материала), я решила описать отличительные черты каждой из самооценок в виде таблицы.

Характерные черты конструктивной и деструктивной профессиональной самооценки

Иными словами, конструктивная профессиональная самооценка больше обращается к фактам/опыту и минимально привязана к характеристикам человека как такового, в то время как деструктивная как будто стремится закрасться и в другие сферы, — вне работы, — и повлиять на самооценку человека в целом, определяя его через профессиональную реализацию.

В целом, нет ничего плохого в том, чтобы воспринимать работу как основной источник самовыражения, — я и сама смотрю на мир примерно с этой позиции. Не очень хорошо и опасно здесь то, что если смешать такой коктейль с деструктивной профессиональной самооценкой, то может получиться взрывная смесь: любая осечка на работе (а работать идеально постоянно невозможно, потому что мы всего лишь люди) будет грозить плохим настроением и автоматическим ощущением себя дном вообще во всём.

Профессиональная самооценка и работа

Как я уже упомянула выше, место работы и атмосфера очень способствуют формированию конструктивного либо деструктивного взгляда на свои профессиональные качества и способности.

Я бы выделила примерно такие направления для сравнения, чтобы показать, как именно здоровая (или нездоровая) атмосфера вокруг способствует формированию у специалиста взгляда на себя.

Как работа влияет на взгляд на свои профессиональные качества

Хочется подробнее отметить несколько пунктов.

  1. Презумпция компетентности играет роль, даже когда речь идёт о начинающих специалистах. Я специально подчеркнула "разбирается в своей зоне ответственности": с ростом квалификации растёт глубина, ширина и сложность задач. Однако и стажёр может знать своё дело хорошо: просто его область условно меньше, а задачи проще. Но от того, что задачи простые, труд человека не становится менее ценным.
  2. Поощрение успехов. На самом деле, это про фидбек, а не про тщеславие :) Эмоциональное подкрепление хорошо выполненной задачи позволяет запомнить, что делать надо именно так.
  3. Про равномерное распределение ответственности можно говорить много и эмоционально, но я просто приведу пример, чтобы проиллюстрировать неравномерное деление прав и обязанностей.

Как-то на митапе я общалась с тестировщицей, которая жаловалась, что у неё не получается стать профессионалом, как бы она ни старалась. Это удивило меня, потому что из общения с ней я поняла, что она внимательная, ответственная, хорошо знающая даже достаточно сложные для своего опыта вещи. Когда я спросила её, почему она считает себя плохой специалисткой, она ответила, что, несмотря на то, что она отвечает за качество приложения, оно всё равно релизится с багами, — из-за чего она чувствует персональную ответственность. Этот взгляд подкреплялся и со стороны команды.

Конечно же, в ходе дальнейшей беседы выяснилось, что она не принимает решения по датам релиза продукта, по количеству тестировщиков в команде и по нюансам, касающимся разработки. Человек искренне считал себя профессиональной неудачницей, в то время как первый же взгляд со стороны показал совершенное несоответствие того, что с неё спрашивают, и того, на что она может повлиять.

А что с этим делать?

Первый шаг, как обычно, осознать, что проблема есть, если пункты из "деструктивных" колонок показались вам знакомыми.

Второй шаг — попробовать рассудить, что именно способствует текущей профессиональной самооценке. Воспитание и бэкграунд? Какие-то события? Слова важного/авторитетного человека? Коллектив? Настроения/взгляды в сообществе, в котором вы состоите? Факторов может быть очень много, главное выделить наиболее влияющие на происходящее.

Третий шаг — подумать, хотите ли вы что-то поменять. Если да — то делать это, — и тут уже у каждого свой путь: кому-то помогает общение с коллегами из других сфер или дружеская поддержка, кому-то сил для перемен придаёт психотерапия, а кто-то может поймать на ровном месте настолько сильный инсайт, что его жизнь никогда не будет прежней.

Почему стоит вообще заморачиваться с этим? Потому что жить с конструктивной самооценкой, несомненно, намного проще. Она автоматически даёт тебе план действий, карту собственных умений, на которой легко ориентироваться, и, самое главное, активирует прикольную фичу мозга: из любого рода профессиональных событий, будь то успех или ошибка, ты выносишь или радость, или опыт (или и то, и другое!).

Мне кажется, моя профессиональная самооценка сейчас конструктивна: я пришла к этому благодаря КПТ, общению с людьми, которые разделяют подобный взгляд на свои способности и обязанности, и здоровой атмосфере в коллективе, в котором я работаю.

Ну и, имхо, оценивая себя конструктивно, мы поддерживаем нетоксичность по отношению к себе, и тем самым учимся автоматически применять этот взгляд на окружающих.