January 12, 2023

Философия стоицизма "Дихотомия контроля"

Привет мне из будущего! Мои посты будут направлены на закрепление изученного мною материала. Приветствуются дискуссии в комментариях, мне так же будет полезно узнать вашу точку зрения на мои мысли и мысли авторов прочитанных мною книг, статей, видео.

26 декабря 2022г я впервые скачал электронную книгу «Радость жизни. Философия стоицизма для XXI века»

Стоит оговорится, книга мною ещё не прочитана до конца. Рецензии на эту книгу я не смотрел из своих соображений.

Сегодня хочу поразмышлять о «Дихотомия контроля».

Эпиктета можно понимать очень двояко, он говорил что «одни вещи зависят от нас, а другие нет.»

С одной стороны можно поделить вещи над которыми мы имеем полный контроль, а на которые у нет контроля вообще. С другой же стороны можно предположить что над одними вещами мы имеем полный контроль, а на другие частичный контроль.

Именно на частичном контроле я сделаю акцент в этом посте.

1) Возьмём яркий пример первого вида контроля — Полный.

Под полным контролем можно иметь ввиду цели которые я ставлю, какие черты характера я проявляю в этом мире, и какие у меня ценности.

2) Пример второго вида контроля — Частичный.

Под частичным видом контроля можно иметь ввиду достижения целей. Внешние факторы могут как помешать, так и ускорить процесс их достижения. В данном примере от меня будет зависеть только какие действия я сделаю в данной ситуации, наилучший из возможных или нет. Остальное вне моего контроля.

3) Яркий пример третьего вида — Отсутствие контроля.

Я не могу повлиять на расположение созвездий в космосе.


В теории всё очень лаконично и доступно изложено, но что на счёт практики.

Цели которые я ставлю под моим контролем, но их достижение нет? Тогда откуда мне 18 летнему парню, черпать мотивацию, где брать стимул? Ответ я получил из книги и осознал прямо сейчас, нужно интернализировать цели.

Ставить «внутренние цели», которые улучшают меня, тогда я не буду в проигрышной позиции. Я одновременно и стремлюсь к своим целям и одновременно улучшаю себя как личность.

Объясню на конкретном примере:

Если я ставлю целью — победу в теннисном матче, я нахожусь в проигрышной позиции, так как победа не зависит полностью от меня, лишь частично.

Если я ставлю целью — выложится на максимум в матче, я нахожусь в выигрышной позиции, так как это полностью под моим контролем.


Подводя итоги главы, я хочу оставить себе важное напоминание о той важности выборе цели, ведь именно правильно выбранная цель определяет моё будущее внутреннее состояние.