June 24, 2020

В Городке Чекистов всё не так уж чисто.

Недавно исполнилось 10 лет первому альбому Свердловск пост-панк группы из 2010-х Городок Чекистов. Сейчас группа выпускает два первых альбома на стриминговых сервисах (ссылки в конце статьи) - что это значит?

Возможно, скоро мы услышим новый альбом, или будут новые выступления? Об этом, об отношении к политике, о любви к Мистеру Кредо и многом другом с участниками группы Славой Солдатовым (из Екатеринбурга) и Арсением Кибенко (из Чикаго, Иллинойс) поговорил ведущий телеграм-канала РадиоСидр - Арсений Негодяев.

Фото из архивов группы "Городок Чекистов" с одного из первых концертов в екатеринбургском баре New Bar

Очки и независимый вид дают некоторое преимущество .

Арсений Негодяев (далее АН): Я нашёл инфу, что ваш первый концерт был в январе 2010 года в екатеринбургском клубе 2КУ. Я был на этом концерте. Если честно, мне тогда показалось, что это был звуковой кошмар – а как вы пережили этот первый опыт?

Арсений Кибенко (далее Кибенко): Я часто волновался на первых концертах. Однажды увидел, как у нашего коллеги во время концерта руки трясутся - и ощутил близость опыта! Приятное чувство. От нервов что-то переходит и в зал, нужно полагать. Однако, что кому-то нравилось (наше выступление - здесь и далее в скобках пометки редактора) - это до того странно казалось, что думалось - ладно, ладно.

Слава Солдатов (далее Солдатов): Я очень волновался! Концерт (первый), а сцена такая небольшая, и челы у сцены так близко. Мне тогда казалось, что всё было очень плохо, но кое-какие слушатели сказали, что мощно было. Да это был вообще первый раз, когда я пел в микрофон что-то. Но очки и независимый вид дают некоторое преимущество.

Кибенко: Если бы большинству участников (нашей) группы это реально казалось кошмаром (технически), то группа бы распалась сразу, как обречённая.

Солдатов: Это был кошмар в хорошем смысле!

Фото Евгения Полушина

Мне 25 лет, у меня ничего нет.

АН: На момент создания группы у вас не было постоянной работы, а Слава говорил (в интервью), что у него есть, но очень плохая. Чем вы занимались на тот момент?

Солдатов: Да бля). Я работал на складе одежды, но говорил, что в фэшн-индустрии, так и было, впрочем.

Кибенко: Я нигде не работал. Я учился и гулял. Досуг юных лет - это важнейшая инвестиция.

Солдатов: Откуда берутся строки про "мне 25 лет, у меня ничего нет"? Вот оттуда и берутся.

Фото Евгения Полушина

Мы злили Славу в туалете перед записью голоса.

АН: Дебютный альбом Свердловск – вы называли его ностальгическим, почему? Расскажите про запись этого альбома.

Солдатов: Из-за заглавной песни, хоть она была придумана одной из последних. Ну и в плане стихов это было так, что я оформлял в тексты для песен всё, что накопилось в голове, в каких-то записях. Это крутилось внутри, ну и сошлось, что ребята это восприняли в плане музыки. И клавиши советские поэтому там, и погнутый горн, и мелодии, которые в нас роились.

Замечу, что все мы любили пребывать во дворе Городка чекистов (известный микрорайон Екатеринбурга) и выпивать, а там место само за себя говорит, ничего особо придумывать не надо.

Послушать первые два альбома на стриминговых сервисах можно по ссылкам в конце статьи.

Солдатов: Мы на первой репетиции сочинили наш первый хит "ЧК". Потом взяли такой ритм, что на каждой или на почти каждой (репетиции) сочинялась новая песня. Поэтому альбом записали довольно быстро, и Александр Вольхин (руководитель студии Panda Music, басист группы "Курара") охренел, когда мы попросили его причесать треки для альбома: он думал, что мы просто делали демки на один микрофон.

Кибенко: Мы злили Славу в туалете перед записью голоса, чтобы создать характер.

Солдатов: Мы просто отринули многие вещи, которые не могли сделать несыгранным составом, но у нас была такая атмосфера. Если всё идет без проволочек, как будто само собой - это значит, что всё правильно.

Фото из архива группы "Городок Чекистов" непосредственно из двора Городка чекистов в Екатеринбурге

Будешь делать 50-минутные инструменталы на бензопиле и треугольнике.

АН: Ещё про первый альбом - я воспринимаю песни Городка Чекистов как песни об атмосфере города, в них много перечислений внутренних состояний героя в окружающей его обстановке, но никакой конкретики города (кроме названия альбома), ни признаков времени – почему так?

Солдатов: Вообще, он (альбом) и так довольно местечковый (не в плохом смысле) получился, так что писать уж что-то конкретное не хотелось. А на злобу дня я не умею писать.

Кибенко: При создании альбома внимание уделялось только первостепенным вещам! Только Дух Мистера Кредо должен был витать.

Солдатов: Читал "Рождение трагедии из духа музыки" (произведение Ницше)? Это и был чистый дух.

АН: Вот вы говорите про первый хит - песню "ЧК". А насколько важны для группы хиты, как считаете? И какая у вас (у каждого) любимая песня ГЧ?

Солдатов: Тут от подхода зависит. Если хочешь хиты мутить, то конечно они тебе важны. А если другая концепция, то будешь делать 50-минутные инструменталы на бензопиле и треугольнике.

Послушать первые два альбома на стриминговых сервисах можно по ссылкам в конце статьи.

Солдатов: Я всегда замираю на песне "Восток", "Выпускной" - очень кайфовая песня, "Прогулка" мне нравится своей монотонностью и тихой драмой, а"ЧК" - супер песня, когда она начинается, все реально угорают уже.

Кибенко: Не хиты конечно. А шлягеры. Мне субъективно нравятся "Свердловск" и "Июль".

Я вижу человека с плакатом "Городок чекистов" и усматриваю политические риски.

АН: Организаторы фестиваля "Белые Ночи" в Перми в 2011 году нашли в вашем названии политический подтекст – расскажите, как вы к политике относились и сейчас относитесь?

Солдатов: Да, была такая статья в Коммерсанте под названием "Есть масса напряжения", когда организаторов "Белых ночей" критиковали, что мол они странные мероприятия проводят. И там (от лица организатора фестиваля) было написано, что "Я вижу человека с плакатом "Городок чекистов" и усматриваю политические риски".

Кибенко: Тогда я никак не относился (к политике). И это было так хорошо... Я переживал, что (перед фестивалем) нам дали талончики на бесплатную еду в ресторане "Харчевня", а все пошли гулять, манкируя ресторан! Зайти-то ненадолго можно было!

Солдатов: Мы еще встретили Галю Чикис (певица и электронный исполнитель) тогда.

Кибенко: Ещё Трики ночью (к нам) пришел (Tricky - английский музыкант, один из родоначальников жанра трип-хоп, был хедлайнером "Белых Ночей" в 2011 году). Я уже перестал верить, что это реальность. А проснулся в поезде на Москву...

Солдатов: Мне кажется, что вот такой эскапистский настрой наших песен нормально говорит про политику.

Кибенко: Пускай в названии останется зазор для политических фантазий. А как ты сейчас к политике, Славик?

Солдатов: Скажу цитатой из Коммерсанта! Есть масса напряжения!

Послушать первые два альбома на стриминговых сервисах можно по ссылкам в конце статьи.

Фото Алексея Пономарчука

Разве призрак может быть придавлен плитой?

АН: Второй альбом Пустота – вы его называли "радуга над кладбищем", что это значит? Ну и расскажите про атмосферу его записи.

Солдатов: Ещё называли (альбом) "Добрая грусть" или "Представь, что мистер Кредо грустит в лесу", когда обсуждали звук. Это значило сочетание грустного и весёлого, а еще просто стёб. Ну типа, надо многие наши реплики помножить на иронию, то есть мы (эту фразу) не глубокомысленно говорили: "радуга над кладбищем" - это просто смешно.

Кибенко: Ко мне подошёл однажды молодой человек и сказал, что он усмотрел творческий приём: грустные стихи и весёлая музыка. Я поблагодарил его, и мы сошлись на одном слове: контрапункт.

А альбом Пустота был записан в здании Уральской консерватории. Это были замечательные дни. Особенно мне нравилось сидеть в пальто на лавочке во дворе консерватории, выкуривать тонкие сигареты и ждать, когда все подтянутся сквозь снегопад.

Солдатов: С записью Пустоты было всё не так, как с первым альбомом, мы на это рассчитывали, так и получилось. Звукорежиссер Виталий Катков проникся нашими треками, прямо угорел.

Я записывал слова к песне "Июль", а ребята сидели в студии и смеялись над тем, как я пел. И в тот момент зашла какая-то консерваторская просветленная женщина, послушала и говорит: "Ну разве призрак может быть придавлен плитой?" (такие слова были в песне), это же призрак!, - воскликнула она. Кажется, разговор попал даже в фильм "Про Рок" (фильм Евгения Григорьева) - и вот эта прикольная атмосфера была на записи.

отрывок из фильма "Про Рок" Евгения Григорьева

Объявите о распаде группы публично!

АН: Вы выпустили два альбома, сыграли на региональных фестах и фестивале V-Rox, съездили на сольники в Москву в 2014 году, и потом как-то всё резко кончилось, что случилось?

Солдатов: Я бы сказал, что скорее всего кончился начальный запас, с чем можно было приходить на репетиции и записи и пробовать. Сочинять стало труднее, по крайней мере тексты мне, а без текстов сложно музыку придумывать.

Кибенко: Формально, мы стали надолго расставаться, долго не играли. Я уезжал и подолгу отсутствовал. Ребята создавали основы ряда новых песен. И были такие (слушатели), кто говорил: "Объявите о распаде группы публично".

Солдатов: Вот так всё понемногу стало пробуксовывать, а мы уж точно не были мастера самоорганизации и дисциплины. Пробовали записаться в совершенно других условиях, в Москве, потом со скрипом придумывали новые треки. Я бы не сказал, что всё кончилось, как ты говоришь, после 2014-го. Всё очень-очень замедлилось.

фото с фестиваля V-Rox из архивов группы "Городок Чекистов"
АН: Замедлилось до какого уровня? Сейчас тоже замедление или всё?

Солдатов: Я всегда против таких категоричных оценок - всё или не всё. У нас есть не выпущенные треки, есть идеи для новых, есть ещё планы. Поэтому я не драматизирую наши замедления и то, как это видится извне. Ну да, пора бы что-то выпустить, ну время придёт и всё будет.

Кибенко: Иногда что-то не записать - это больший поступок. Я тоже, как и Слава не склонен к категоричности. Мы встретимся, включатся лампочки в комнате, включатся лучшие приборы, поправятся на нос очки. Нужно полагать, что без этого ничего делать не стоит.

Слава Солдатов. Фото Любви Кабалиновой.
АН: Расскажите про новые треки, ГЧ в задумке сейчас сильно отличается от того, что уже было?

Солдатов: Нет, мы пока ничегошеньки не будем рассказывать (кроме того, что сказано выше). Потому что рассказывать особо нечего.

Кибенко: Новые треки - это чистейших хип-хоп, замешанный с эмо-роком 2030-х, с учащенным использованием нововведений и старых добрых средств))).

Солдатов: Есть логистические проблемки, конечно.

АН: Я вас про живые выступления за последние три года спрашивал уже несколько раз. Сейчас вы выпускаете первые альбомы на стримингах, значит ли это, что возможны в ближайшее время выступления?

Солдатов: Ближайшие выступления (группы) невозможны, пока мы не в одном месте находимся.

Кибенко: Нам предлагали, кстати, где-то играть, Слава, помнишь? Но они не захотели покупать мне билеты из (Соединённых) Штатов в Россию и обратно. Я бы даже пожил у родителей за свой счёт! На весь подготовительный период.

Солдатов: Ну да, есть логистические проблемки, конечно.

Арсений Кибенко. Фото из личного архива.
АН: А чем вы сейчас занимаетесь - творчество, работа, семья?

Кибенко: Вообще забудь такие слова. Я - артист! Я мыслю и существую. И меня всё больше интересует динамика курса рубля.

Солдатов: Как пел классик: "А теперь - телевизор, газета, футбол, и довольна тобой твоя старая мама". Я работаю редактором, составляю буковки в слова, хожу по улице (правда, сейчас делаю это с осторожностью), замечаю разные маленькие штуки, что происходят, чикаю фотоаппаратом, пишу разное и читаю такое же — это не так захватывающе, как можно представить. Хотелось бы, конечно написать, что прошлой ночью меня посетило озарение, и я написал роман в стихах, но нет.

Кибенко: Я занят (в Чикаго) в полевых исследованиях различных этнических групп. Это очень интересно! Из нового - заставляю себя писать дневник, но всё больше я его рисую... И там везде есть бас-гитары.

В Чикаго, кстати, все (знакомые) обожают нашу группу, хотя имеет место языковой барьер и полное непонимание названия.

Фото Евгения Полушина.

Я не стремлюсь прослушать все пластинки из какого-нибудь "списка важных альбомов".

АН: Вы ранее признавались в любви к альбому "Техномафия" Мистера Кредо, трекам Sonic Youth и Dinosaur Jr. Время прошло, что-то изменилось?

Солдатов: То, что ты перечислил, всегда в сердце останется, но если говорить о каких-то последних открытиях, это довольно тихая музыка, вроде немецкой певицы Сибиллы Байер; или грустнейшие песни Эллиота Смита; или какой-то летний музон вроде Beach Fossils или Beast Coast. Порой могу врубить джазовый диск по настроению; а могу жёсткий хардкор от 5 углов. Меня вряд ли назовешь меломаном-собирателем записей. И я не стремлюсь прослушать все пластинки из какого-нибудь "списка важных альбомов" или полную дискографию малоизвестной группы, чтобы при случае ввернуть это в беседу.

Кибенко: Мистер Кредо - это был ответ Sonic Youth, который был прослушан мною огромное количество раз. Сначала мне было сложно слушать Sonic Youth, но я убедил себя, что за сложностями что-то таится и продолжал. А Мистер Кредо стал глотком воздуха. Отрыв от корней.

Сейчас я много переслушиваю - Morphine и Pink Floyd, Chat Backer в ремастерингах. Триагрутрику слушал, а однажды выпил и (Михаила) Круга поставил... Первый раз в жизни! Соседи даже пришли.

Сейчас Городок Чекистов выпустили два первых альбомах на всех доступных стриминговых сервисах, скачать их можно по ссылкам под обложками:

Городок Чекистов _ Свердловск (2010) https://nda.promo/F62FC3/

Городок Чекистов_Пустота (2012) https://nda.promo/F62F99/