April 1, 2020

Интервью с SEO специалистом

Сегодня, мы пообщаемся с

Алексей Лазутин

специалистом в поисковом маркетинге. Думаю для многих SEO- это темный лес. Сегодня мы попробуем вытащить от Алексея немного секретов и понять, кому стоит внедрять этот инструмент.

Интервью получилось большим, поэтому решил поделить на 2 части.

Поехали

Часть 1.

Рауф:

Приветствую, Алексей. Давай знакомиться. Я знаю, что ты занимаешься поисковой оптимизацией и за годы работы достиг определенных результатов в этой сфере, но прежде чем начать расскажи немного о себе: чем занимался, что пробовал, как пришел именно к этой сфере.

Алексей:

В 2002 или в 2003 году устроился в рекламное агентство Уник. Я занимался тем, что продавал компаниям полиграфические и другие услуги, например календари, ручки и проч. проч.

В 2004 я прошёл по конкурсу в одну из дочек компании GS Group и именно тогда начал работать со стороны заказчика. Это был интересный опыт погружения в корпоративную культуру - со строгим дресс-кодом и пропускной системой в офисе.

В 2006 году я устроился в интернет-агентство Альт-Медиа. И параллельно с тем как работал менеджером по продажам, начал изучать нюансы и тонкости веба. Я занимался переговорами, заполнял брифы, писал ТЗ, готовил договора, планировал работы, контролировал исполнителей. Именно на этой работе меня познакомили с чек-листами. В результате, по мере того как я косячил, у меня со временем появились чек листы практически к каждой задаче, которую приходилось выполнять.

В 2007 году я начал работать в ИТ-аутсорсинговой компании на позиции маркетолога. Именно тут-то меня ждал реально большой облом

То, что в моём мозгу было сформировано в качестве работы маркетолога… оказалось совершенно не таким как было нужно руководству.

В 2008 году я устроился в отдел рекламы медицинского холдинга Вероника. Там я познакомился с очень интересным миром коммерческой медицины. И не менее прикольным, местами циничным медицинским юмором.

В самом конце 2008 года знакомый арт-директор одной из Питерских студий зазвал меня к ним работать. Занимался по большому счёту тем же самым, чем и раньше: продавал SEO и создание сайтов, управлял процессом разработки, оптимизировал сайты, общался с клиентами.

В апреле 2009 года я снова ушёл работать на сторону клиента, но уже чётко как руководитель отдела интернет-маркетинга. Я никогда не забуду как на протяжении нескольких месяцев занимался поиском копирайтеров. Мы делали огромный портал для привлечения трафика под краткосрочную аренду коммерческих помещений, залов для тренингов, фуршетов и бизнес-мероприятий.

Затем я начал более-менее нормально зарабатывать, оказывая консалтинговые и прочие услуги по SEO. В октябре 2009 меня на фриланс сайте заметили ребята из интернет-агентства

denero.ru

и пригласили к себе работать в качестве руководителя отдела интернет-маркетинга. Сначала я работал пару дней в неделю, затем 4 дня и в какой-то момент начал работать стандартную пятидневку.

Со временем у меня появился сначала копирайтер, затем ПР менеджер и ассистент. Обучение ассистента - это просто колоссальный опыт. Я за почти 3 месяца показал человеку все рабочие методики, подходы и тонкости, которые знал. И с этого момента я решил никого так больше не учить. Сильно меня позабавил тот факт, что мой бывший ассистент спустя год после того как я ушёл, позвонил и говорит - Лёш, у меня тут сайты падают, что делать? Я был удивлён его звонку. Так как этот человек сел в моё кресло и, работав по моим методикам, продавал заказчикам обучение SEO… И когда я услышал его вопрос, то не мог ничего придумать лучше, чем попросить у него денег за обучение. Но он отказался.

На тот момент мне было 28, ребята с которыми я работал были на 5 лет меня моложе. И когда меня спрашивали Лёша, а чего ты хочешь дальше, я говорил не знаю, работаем. Так продолжалось до того момента, пока директор агентства не решил, что ему “нужно больше золота” и устав от того, что менеджеры по продажам слушая своих руководителей, которым нужно выполнять план по продажам и подписывают с клиентами всякую лажу в договорах за которую с меня потом спрашивают, я уволился. Уволился так как понял, что работать нужно не только с теми, кто готов платить, а только с теми, кто действительно хочет работать. Именно такой подход позволяет мне работать с клиентами в среднем не менее 2х лет.

Основным своим достижением того времени считаю - за время пока работал на крайнем месте работы, сформировал отдел и вывел компанию в десятку SEO-компаний Санкт-Петербурга по версии аналитического портала рынка веб-разработок CMS-Magazine.

Так как не боялся брать и можно даже сказать нести ответственность, то пошёл и 12 августа 2010 года открыл ИП. Я не стал уводить клиентов. Точнее не так

Со мной ушёл работать только 1 клиент. Я сам его нашёл и привёл в агентство, а потом он решил продолжить работу со мной.

Затем я делал уже себе интернет-агентство, с дизайнерами программистами и прочими плюшками, но свернул всё это дело оставив только тот участок, который знаю лучше всего. Кроме него

Рауф:

Многие думают, что Seo очень долго, затратно. Что ты скажешь по этому поводу?

Алексей:

И это действительно так, а если ещё и стратегически мыслить и всё правильно делать то получается дорого =)))

Рауф:

Тебя можно назвать предпринимателем или ты все же фрилансер? И сразу же тут вопрос, в чем отличие: обращаться в агентства, где над твоим проектом работает целая команда и к таким ребятам как ты?

Рауф:

Это отличный вопрос, спасибо!

Наверное, правильно было бы меня назвать специалистом-экспертом с небольшой частной практикой. Большая мне неинтересна так как делать конвейерное производство не хочу.

Всё зависит оттого что именно хочет заказчик "шашечки или ехать".

Но и тут есть ряд ограничений, некоторые вещи я вообще не берусь делать. Например?

Я не исправляю чужие сайты, не пишу тексты и не занимаюсь добавлением контента на сайты. Занимаюсь именно аналитикой, созданием стратегий и продумыванием тактики.

Сотрудничество со мной будет актуально для тех кто уже работал с агентствами и не получил результатов, для тех кто хочет реально заниматься SEO, а не слушать отговорки менеджеров.

Мне интересны клиенты, которые:

· работают на рынке от 2х лет;

· имеют в штате маркетолога;

· имеют острое желание изменять внешнюю среду и завоёвывать мир развивая свою компанию;

· понимают, что трафик с контекстной рекламы дорог, а SEO трафик на сайте практически отсутствует;

· готовы тратить разумный бюджет на SEO.

Рауф:

Вот допустим мое мнение такое: Что SEO можно сделать за один месяц работы- настроить сайт, закупить, оптимизировать статьи и далее просто закупать ссылки и работать на сайтом. Т.е далее собственник эти мелкие вещи может сам делать, чем по 30-60 к платить исполнителю. Так к примеру я и делал со своим сайтом и достиг результатов. Что ты скажешь? Или это просто повезло.

Алексей:

Я в это не верю.

"Стандартный" ход SEO работ по продвигаемому сайту выглядит условно так:

1. SEO-аудит сайта - 3-4 дня.

2. Исправление технических ошибок - 1-10 дней в зависимости от количества ошибок и объёма необходимых доработок.

3. Перепроверка исправления - 1 день.

4. Определение оптимальной стратегии для конкретного сайта с учётом приоритетов заказчика - тут только анализ продукта и конкурентов несколько дней.

5. Подготовка контент-маркетинговой стратегии - от 2 до 5 дней.

6. Написание текстов и публикация их на сайт. Ежемесячно я даю задания по 20-25 текстам, это месяц работы копирайтера.

7. Работа по выбранной стратегии.

8. Мониторинг полученных результатов — повышение видимости сайта по запросам в поиске и рост органического трафика.

9. Коррекция стратегии.

10. Построение новых гипотез и тесты.

За месяц тут не уложиться при всём желании. Или можно уложиться на неконкурентном рынке, но для этого SEO не нужно, нужен контекст и таргетинг.

Рауф:

Расскажи коротко, человек решил познать новый источник трафика-SEO. Как ему быть с чего начать, ведь вокруг очень много аферистов в этой сфере. Какие шаги должны быть?

Алексей:

Сложность тут вовсе не в том, что много аферистов =) а в том, что большинство желающих ищут магическую таблетку и не хотят делать стратегически важные вещи так как не понимают причинно-следственные связи.

Начать узнавать можно например с изучения моего бесплатного большого курса

https://adtimes.ru/seo-kurs-besplatnoe-obuchenie-seo/

— это выжимка того, что я знаю и умею накопленная за 10 лет работы в SEO. Только практические советы. Никакой воды.

Рауф:

Что включает работа оптимизатора (конкретно в твоем случае), распиши пошагово?

Алексей:

Если представлять, что сайт — это живой организм, то получается, что на основе данных о нём мы способны построить абстракцию модели данного сайта. Которая будет выражать его текущее состояние — визуальную, текстовую и техническую составляющие.

Затем можно построить схожую абстракцию собрав и проанализировав данные об основных конкурентах на рынке. Потом проанализировав все взаимосвязи предсказать оптимальное состояние сайта, которой захватит значительную часть рынка.

Останется только выстроить цепочку действий которая будет оптимальна для продвигаемого сайта

И правильно всё внедрить.

Всё ещё непонятно? ОК ребята

сейчас я поясню всё нормальным — человеческим языком!

Так вот, я SEO-специалист (SEO-оптимизатор), тот чел специалист который знает как сделать так чтобы сайты заказчиков получали посетителей, которые хотят купить товары или услуги.

Поясню на примере. Итак, предположим, что ты

· владелец мебельного производства и торгуешь шкафами купе;

· руководитель промышленной организации, которая продаёт двигатели внутреннего сгорания;

· хозяйка сети салонов красоты;

· руководитель танцевальной школы.

Не столь важно кто именно ты и какой именно у тебя бизнес. Важно то, что тебе нужны посетители (клиенты), так?

Для того, чтобы получить клиентов прямо сейчас ты скорее всего заказываешь услуги

· по ведению и рекламе в социальных сетях — у SMMщиков и таргетологов;

· по настройке и ведению контекстной рекламы — у директологов.

Каждый из этих специалистов использует свой рекламный канал: социальные сети и соответственно Яндекс Директ или Гугл Адвордс делает так чтобы о твоём бизнесе узнали потенциальные клиенты и обратились за товарами или услугами.

А я делаю так чтобы сайт твоей компании через поисковую машину находили люди, которые хотят купить твои товары или услуги.

Иллюстрирую

Сайт производства шкафов купе будет получать посетителей, которые хотят приобрести шкафы купе, те самые шкафы, которые производит твоё производство.

Сайт промышленной организации торгующей ДГУ будет получать тех посетителей кто хочет купить Дизельные Генераторные Установки.

Сайт сети салонов красоты будет получать тех посетителей которые ищут основные услуги твоего салона, например бронирование или венецианское мелирование. Или обеспечит поток тех людей, которые хотят заказать себе свадебную причёску и макияж.

Сайт танцевальной школы будут находить те кто хотят научиться танцевать например: hip-hop, break dance, locking, popping, house, dancehall...

Иными словами я сделаю так чтобы те кто интересуются твоими товарами/услугами, находили твой сайт через поисковые системы.

Как я это делаю? =)

Это более сложный вопрос. Но давай разберём и его.

Например, ты владелец бизнеса по продажам того или иного товара или услуги и просишь меня сделать так, чтобы покупатели твоего товара или услуги, когда ищут его название находили твой сайт.

В этом случае используя логику и системное мышление

1. изучу конкурентную среду бизнеса — какие сайты у конкурентов, как сделаны, что написано на страницах сайта.

2. посмотрю, как обстоят дела сейчас с твоим сайтом — отвечает ли он требованиям поисковых систем и рассказывает ли он посетителям о твоих товарах или услугах.

3. смогу спланировать такой план работ, который позволит твоему сайту привлечь тех посетителей, которые хотят купить твои товары или услуги.

Это если очень простым языком пояснять.

Что именно я делаю в процессе работы?

Анализ продвигаемого сайта, его внутренних и внешних факторов влияющих на ранжирование. Чтобы выявив “узкие места” сайта усилить их сделав сайт более эффективным.

Анализ продаваемых компанией товаров или услуг. Для того чтобы понимать какие боли и проблемы у целевой аудитории и как именно необходимо позиционировать продаваемые товары или услуги на сайте.

Анализ сайтов конкурентов и того как именно они представили товары и услуги у себя на сайте. Это важно сделать для того чтобы выбрать правильное позиционирование товара или услуги на рынке.

Подбор поисковых запросов по которым должен находиться продвигаемый сайт.

Создание стратегии поискового продвижения — определение плана работ для достижения цели в виде получения: позиций в поисковых системах по важным для заказчика поисковым запросам.

Подготовка рекомендаций по оптимизации структуры сайта если я вижу, что в данный момент она не эффективна.

Подготовка рекомендаций по технической оптимизации сайта — для исправления всех ошибок, которые могут мешать сайту восприниматься (индексироваться и ранжироваться) поисковыми системами.

Подготовка рекомендаций по оптимизации ранее написанного контента страниц сайта.

Подготовка задания для создания нового контента для сайта.

Подготовка рекомендаций по оптимизации юзабилити сайта, для улучшения его поведенческих факторов.

Анализ изменения поискового ландшафта — изменений алгоритмов поисковых систем, действий конкурентов. Для того чтобы вовремя внести корректировки в свою работу учтя изменившуюся реальность.

Корректировка стратегии поискового продвижения с учётом целей бизнеса заказчика и изменения конкурентной среды. Для того, чтобы продавать через сайт свои товары или услуги в нужное время в должном объёме.

И это далеко не весь список, а самая основная его часть.

------Вторая часть будет на днях.

Поддержите лайками, если было интересно.