November 21, 2018

Как я поступил в итальянскую магистратуру

С третьего курса я, каждый раз ковыряясь в носу, задумывался о близости магистратуры. Хотелось за границу, но это было чем-то эфемерным и далеким, и хотелось «туда», потому что я знал, как учат «здесь», и меня это категорически не устраивало. Вариант связать свою жизнь с болотом вообще не рассматривался – я знал, что уеду. Не знал только куда. В кругах общения ходили разговоры о Питере, Москве, потом появился небольшой запал поехать за границу, начали говорить о TOEFL и общих культурных штуках.

Однако все это было на словах вплоть до декабря 2017, когда я наконец решил плотненько погуглить, а че там в мире. После нескольких часов я уже перестал считать число своих проебов по срокам и сосредоточился на том, где я еще успевал. Прежде всего, надо было понять: а куда я хочу. Где родился, там и сгодился – чушь собачья, я абсолютно бесполезен в Казани (впрочем, проблема не только в географии). В России из вариантов был только Питер. В МГУ даже не стал пытаться, а другие вузы - это даунгрейд. Не знаю, что бы я там словил – подозреваю, что я бы даже не прошел по конкурсу. В российские магистратуры берут только лучших из лучших – по большей части тех, кто там же учился и в бакалавриате. Хочется ошибаться, но я делаю выводы основываясь на том, с чем сталкивался. Хотя конечно, со свечкой над списками абитуриентов не стоял.

Оставался остальной земной шар. С Америкой я опоздал, туда надо подаваться как минимум за год до поступления, но мне туда не очень-то и хотелось. С азиатской культурой я абсолютно не знаком, из вариантов был только Сингапур, но там дорого, а я не сын высокопоставленного чиновника. Оставалась Европа. Австралия была слишком далеко и не очевидно преимущественнее, плюс я бы разорился на билетах. Также одним из вариантов был Танжер, понятия не имею почему. Но там не нашлось подходящей программы.


Несмотря на то, что север Европы славится химической промышленностью, я выбрал юг - потому что зима надоела. И еще я боялся там заскучать. Германия отклонилась сразу, на гранты DAAD я не успевал. Туда же отправились Нидерланды, Бельгия, Чехия, Австрия. Посередине была Франция, но туда я тоже не успел с документами – дедлайны по подаче заявке в campusfrance прошли в начале декабря. В том же состоянии находились Эразмусовские супермагистратуры (когда передислоцируешься каждый семестр) - почти не успевал собрать документы, хотя на парочку все же подался.

А на юге были Португалия, Каталония, Испания, Италия, Средиземное море, теплый климат, машины, мода, моментальный успех, популярность, куча бабосов, решаем вопросы.

Без каких либо предпочтений к местоположению начал смотреть все университеты и подавать заявки везде, где только можно. Как-то так вышло, что зацепился за Италию - в ней нашлось много вузов с хорошим рейтингом по химии, плюс достаточно программ на английском языке. Со временем сконцентрировался только на ней, и начал готовить себя к подаче заявки на обучение. За окном уже бушевал февраль, я закрыл предпоследнюю отечественную сессию и получил благословение и поддержку родителей на мои планы. Первый магистерский дедлайн: подача заявки в политех Милана, 13 марта. За месяц надо было собрать документы, а также подготовиться и сдать тоефл, на который я еще к тому моменту даже не зарегистрировался. Это — стадия pre-enrollment или admission, когда вы собираете и отправляете первичный пакет документов и узнаете, а хочет ли универ вас взять.


В Италии немного замороченная схема поступления: сначала ты узнаешь, хочет ли универ тебя принять, получаешь ответ, потом едешь в консульство, заверяешь свое фото и заявление на желание учиться, если есть диплом, то и его, затем ждёшь дней 8 (а когда вы заверяете диплом, то вообще дней 20) потом едешь за три станции метро и подаешь документы в Итальянский Институт Культуры, который передает твои данные в университет. Это стадия официального поступления. После всех подтверждений, ИИК формирует списки на визу. Официальную заявку можно подать только в один вуз, поэтому и создан pre-enrollment . После этого всего можно официально зачисляться, заплатив enrollment fee. Он идет в казну региона и платится всегда, вне зависимости от количества выигранных вами грантов. Но даже после этого вы еще не совсем студент. По приезду в Италию надо прийти в универ и подать бумажные копии ранее отправленных документов, плюс сделать местную страховку и вид на жительство. И вот только после этого вы студент. Теперь ждите месяц свой бэйдж (впрочем, он тут не особо нужен). Но все кажется таким сложным и нетерпимо долгим только пока не переедешь. На деле все это решается и делается достаточно быстро.

Документы

Собирать документы просто, если не относиться к этому с надрывом и не сокрушаться глядя на список. Обычно он не слишком большой и не сильно отличается между универами. 2/3 из списка вы делаете сами, еще 1/6 берете в администрации текущего учебного заведения, и еще 1/6 вы делаете сами за кого-то из администрации.

Вашей вероятной альмаматер надо понять, какая многогранная личность скрыта за непроизносимыми именем и фамилией и насколько вы подойдете, а для этого ей нужно взглянуть на вас под углами разных документов.

Список везде примерно одинаковый: резюме, паспорт, диплом/выписка из зачётки, справка об обучении в универе, аттестат о среднем образовании, рекомендательные письма и мотивационное письмо, иногда учебный план. Но это только на поступление, на гранты список обширнее, про это потом. 

Именно учебный план стал для меня болью в заднице, потому что пришлось делать его самому: несмотря на то, что такая штука должна быть в деканате, у нас учебный план был для каждого отдельного курса, без деления по семестрам и годам обучения. Пришлось самостоятельно компилировать все это в один документ, который затем был подписан в деканате. Ну и отдан им, чтобы другие не мучались. Все остальное делается быстро (если знать, где делать, или знать, где узнать), потому что мало кто такое запрашивает и люди в кабинетах скучают. Ну и делают быстро, когда узнают зачем.

Кстати, ни разу не столкнулся с ура-патриотизмом и палки в колеса мне не вставляли. Только некоторые хуесосили за спиной на кафедре, но мне было уже всё равно. В остальном, люди помогают.


После этого всё сканируется, и вместе с переводами онлайн отправляется в универ. Обычно на первом этапе достаточно перевести все на английский, а иногда английского достаточно для всего поступления (не в Италии хехехе). В некоторых универах с вас возьмут admission fee - плата за подачу документов, потому что люди работают, читая ваше резюме (не больше 30 евро в госвузах, в частных вплоть до стоимости почки). В некоторые университеты документы надо продублировать почтой - по сути, тот же admission fee, только чуть извращённее, ведь документам нужно время, чтобы добраться до вуза, что сокращает дедлайн на неделю.

Дедлайны подачи везде разные и зависят от волны, в которую вы поступаете. По Европе прием документов начинается с января и продолжается до мая. Но есть исключения: например, в мой универ поступить можно даже сейчас. Почему так, я объясню, когда буду рассказывать про обучение в Италии. 

Дальше - ждать. И подаваться на гранты. 

Ненавижу все эти фразы/истории в духе «ну че, найти и выиграть грант, все просто», потому что это нихера не просто еще на стадии «найти». К сожалению, гранты не стремятся афишировать свое существование и рекламы в Инстаграме не дают, и искать их приходится по дебильным запросам в гугле. Ну и переходить на сайты всем известных программ (erasmus, DAAD etc.), где вечно легко выигрывают сыновья маминых подруг. Возможно, наткнуться на пару агрегаторов, где, несмотря на частые обновления, по вашей теме не будет ничего, зато вот по %любой бесполезной херне% будет вагон вариантов, это же так горячо.

Это самая сложная часть, потому что её реально никак не оптимизировать. Гранты висят как перезревшие бананы и падают на первого, кто чихнет в сторону пальмы, только искать надо среди тайги в компании с самыми простуженными людьми планеты. Ну и чихать желательно хорошим резюме и убедительной мотивационкой.

Полезный способ искать гранты - на сайтах университетов. Потому что во-первых, есть внутриунивеситетские гранты, а во-вторых, на сайтах пишут об аффилированных грантах или просто тех, о которых известно в вузе. И обычно там действительно реальные возможности. Возможно кому-то это покажется очевидным, но для меня это было откровением.

Я прошел через все это точно также. Дебильный поиск в гугле, нашел пару агрегаторов стажировок/грантов, потом понял что надо смотреть прежде всего гранты, аффилированные с универом, полез на сайты всех универов, подался везде, где хватило терпения. Потому что документы могут запросить самые разные. Гранты разных уровней (международные/национальные/региональные) по разному предоставляют информацию и далеко, далеко не везде она будет на английском.

Иногда пакет документов аналогичен университетским, иногда просят подтвердить финансовое состояние семьи, но не всегда и везде по разному - кому-то хватит 2-ндфл, кому-то подавай выписки из домовых книг и кадастровых регистров. Но смотрят больше всего на резюме и мотивационку, насколько я понял. Также известны случаи внезапных интервьюирований по телефону (как часть финального отбора, очень не везде и обычно по предварительному соглашению, но иногда и без). Чаще всего, они выборочные, так что все зависит от вашего везения и убедительности документов. По моему опыту, скорее всего вас разбудят звонком именно в то утро, когда вы будете с похмелья, и интервью проведете в одних трусах, забывая каждое пятое слово по-английски и вообще не в состоянии звучать убедительно.

Собственно, как-то так я не выиграл грант правительства Италии.

Ответ

Я подавался, кажется, в пять вузов и еще на пару эразмусовских суперпрограмм (честно не помню точно, потому что смотрел кучу мест, но ответы были не везде). В Италии это были Миланские политехнический и государственный, и университеты Сиены, Болоньи и Венеции. Изначально пул был в разы больше, но в каких-то программы обучения мне не подходили, где-то они оказались только частично на английском (в одном вузе такая частичная программа содержала ОДИН курс, читаемый на английском), а где-то просили GRE/GMAT.

Моей целью было не свалить из страны любым способом, а получить нормальное образование.

Плюс я подался в Барселону, Лиссабон и Порто, но с последних свинтил, потому что внутренних грантов нет, а ценник на обучение был высок для госвузов. Во всех вузах, кроме УниМи, были четкие дедлайны подачи документов и объявления списков. Поскольку Политех был самым ранним по дедлайну, оттуда мне пришел и первый отказ. Даже не позвали на вступительные экзамены. Потом был отказ из Болоньи, отказ из Барселоны, отказы с эразмуса. После череды отказов из бесплатных подач, было решено податься в универы с admission fee. Так, документы отправились в УниМи и Сиену. Первой ответила Сиена (буквально через полторы недели после подачи), назначив вступительный экзамен онлайн, который я успешно сдал.

И тут мне ответили из УниМи, прикрепив к письму документ о моем поступлении без вступительных экзаменов.

Также, всех поступающих в УниМи автоматом вписывали на стипендию для лучших студентов, где все лауреаты получали бесплатное обучение, а 40 победителям перепадал еще и хороший бонус.

Потом ещё было подтверждение из Венеции, но к тому моменту я уже вовсю занимался Миланом. Да и вуз там был поменьше и послабее, а стоимость жизни выше.


Я собрал основные документы и поехал в Москву, в консульство и ИИК. Трип, запланированный на четыре дня, затянулся на десять, и Боже храни родителей Ирины, которые терпели меня всё это время. Потом я вернулся в Казань и начался новый сбор документов, на визу и на соцподдержку, и это в принципе скучная история. Я пытался понять, какие документы нужны на стипендию, общагу, и питание, из-за трудностей перевода и собственной глупости не до конца разобрался и соответственно пролетел. Был уже июль, горячая пора подачи в российские магистратуры, и тут мне стало страшно, что гранта нет, а жить-то в Европе дорого. Начал смотреть альтернативы в РФ и даже начал подаваться в СПбГУ. В КФУ я не смог податься, потому что не справился с онлайн-подачей. Тратить время на их приемную комиссию было лениво. Наверное, я верил, что какие-то деньги да выиграю. Ну или уж лучше год армии, чем еще два года моральных травм.

И вот, утром 27 июля, в день рождения Ирины, когда мы только-только отошли от создания трехтонной лужи посреди двора, мне приходит письмо из университета.

Я выиграл грант для лучших студентов.

Это был карт-бланш. После этого я поехал в Москву дозаверять документы (потому что в момент первой поездки у меня не было на руках диплома), затем зачислился онлайн, и подался на визу, благодаря БЕЗУМНЫМ усилиям моих родителей.

Виза

Виза это супервесело. По большей части пак документов стандартный. Но есть нюанс.

1. Нужен договор аренды жилья (желательно на год, но можно и короче, сумма месячного платежа умножается на 12).

  1. К этой сумме надо добавить 450 евро в месяц, положить все это на счет и выписку со счета приложить к документам на визу. Это - ваша финансовая гарантия.

Нюанс заключается в том, что вообще по законам Италии надо иметь только 450 евро в месяц на жизнь (т.е. ~5500 в год). Но визовый центр это не колышет.

Мне проблем добавил тот факт, что я не мог предоставить документы о том, что у меня есть грант - их просто не было, потому что условием получения гранта является оффлайн зачисление в уними до определенного срока, и не факт что я бы успел, а значит и не факт, что я бы получил деньги.

Так что надо было по чуть-чуть много денег. И тут я просто говорю спасибо маме с папой, потому что они напрягли все ресурсы, вплоть до самых невероятных.

В ожидании визы съездил в Сардаял, чтобы потанцевать под СБПЧ и познакомиться с местными колдырями, и к бабушке, где впервые в жизни копал картошку.

В начале сентября я получил визу. До отъезда оставалось меньше двух недель (чтоб вы не думали что все делалось заранее и продуманно). Собрал чемоданы, и уехал из Казани в Москву, захватив с собой сувениры друзей: с два литра пива, гречку, бутылку Бугульмы и пачку инстаксов.

А оттуда в Милан.