October 16, 2021

Зачем такой серьёзный?

Юмор занимает в моей жизни особое место — это как часть кислорода, без него просто трудно дышать. А на вопрос, почему юмор так важен, превосходно ответил Терри Пратчетт: «Этот старый мир весьма забавен. Над ним нельзя не смеяться. Ведь если не смеяться, можно сойти с ума». Поэтому я считаю, что чувство юмора это тот навык, который нужно прокачивать с самого детства и никогда не останавливаться.

Мое первое сильное воспоминание и, возможно, главное знакомство с юмором началось примерно в средних классах школы. Тогда мой папа смотрел по телеку "Мистера Бина" и "Шоу Бенни-Хилла", смеясь над ними в прямом смысле до слёз. Он так хохотал, что я заинтересовался и начал смотреть вместе с ним, впитывая всё, что происходит на экране. Погрузился в это быстро и сходу научился иронии и сарказму. А еще в тоже время родители выписывали газету "Санкт-Петербургские ведомости", на последней странице которой была юмористическая рубрика, состоящая из карикатур, анекдотов и смешных историй. Я не пропускал ни одну газету и перечитывал все эти странички раз за разом.

Позже, мне этот опыт пригодился в школе. Приличная с виду гимназия превратилась в школу выживания, потому что несколько моих одноклассников 100% времени занимались тем, что сейчас называется буллингом и абьюзом. Избегать применения этой силы к себе отлично помогал навык рисования карикатур и придумывания едких шуток. Да и в целом, умение вовремя вставить правильную шутку, помогало мне, тихому и закомплексованному ребёнку, находить новых друзей.

Встав на эти рельсы, я сразу определился и с любимым жанром кино. Все комедии и экшн-комедии (спасибо Люку Бессону за этот жанр) поглощались немедленно и пересматривались десятки раз. Особенно комедии с Луи де Фюнесом. С виду они глупые, наивные и полные кривляний. Но, когда начинаешь понимать этот жанр, этот сценический образ де Фюнеса, видишь всю глубину шуток или просто угараешь по-новому над этим сарказмом (например, пародия на Гитлера).

Но естественно потом я пересмотрел еще огромное количество фильмов и сериалов комедийного жанра разной степени трешовости. И с тех же юных лет подсел на КВН. Мне кажется, я застал самые лучшие годы КВН - Сборная Питера, Утомленные солнцем, Уральские пельмени, Пятигорск, РУДН, Фёдор Двинятин и другие команды, положившие начало сольной карьеры почти всех мастодонтов современного юмора. К сожалению, со временем КВН скатился просто в ничто и, после пары часов, проведённых перед перед телевизором с каменным лицом, я этот источник вдохновения забросил. Однако, у него появилась чудесная реинкарнация на ТНТ в формате шоу "Игра". Как бы по своей сути это тот же КВН - один в один, но смешной)

Мои отношения с юмором похожи на наркотическую зависимость. Сначала ты пробуешь что-то легкое, что нравится другим. Потом пробуешь другие разновидности и подсаживаешься на то, что тебя хорошенько вставляет. Но через какое-то время, тебе этого уже не хватает и ты переходишь на что-то потяжелее. Ты начинаешь торчать с этого еще больше, но общество вокруг тебя начинает косо смотреть и думать, что ты больной. А потом ты скатываешься в полный хардкор и, едва очухавшись, вытягиваешь себя в реабилитацию. Пройдя этот длинный и тернистый путь, ты выбираешь качественные и легальные стимуляторы. Но всё равно смотришь с горящими глазами, когда кто-то где-то случайно рассыпал немного хардкорчика.

Так я прошёл путь от доброго КВН до жёсткого Джимми Карра, а потом подсел на Импровизацию, время от времени поглядывая нарезки с Пако.

Несмотря на всю свою любовь к юмору и погруженность в него на досуге, я никогда не участвовал в университетском КВН, какой-либо юмористической самодеятельности и не позиционировал себя, как шутника. Для меня это точно не профессия, хотя в какой-то момент я об этом задумывался. Когда юмор не был так популярен, как сейчас (как сказал Дудь, "сейчас стендап это новый рэп"), я мечтал сделать проект в стиле The Lonely Island. У этих ребят из SNL очень даже плоский и простой юмор, который упакован так красиво и качественно, что невозможно их перестать смотреть и слушать.

Начав проводить большую часть жизни на работе, я начал выискивать юмор там. И я очень счастлив от того, какие коллективы мне попадались на моем карьерном пути. Когда я только начал работать в маркетинге, у нас был такой отдел, что хоть ставь камеру и пиши каждый день юмористическое шоу. У меня до сих пор хранится одно видео 10-летней давности, снятое чуть ли не на зажигалку, где просто пол минуты дикой истерики всех людей в кабинете. И так было постоянно, и это было прекрасно)

Следующий коллектив стал не менее чудесен в плане юмора и можно было даже позаниматься пранками на 1-е апреля, несмотря на то, что это был строгий банк. Из пранков удалось воплотить такие штуки:

  • приклеить телефонные трубки на двусторонний скотч
  • переподключить мышки и клавиатуры у соседних компов, которые стоят близко друг к другу
  • поставить на рабочий стол скриншот экрана и скрыть все настоящие значки
  • заклеить общий туалет желтым скотчем и повесить табличку "не работает"
  • заделать вход в кабинет начальника прозрачной пищевой плёнкой
  • приклеить на все настенные календари упоротого лиса (мем был такой, если кто не знает)
  • и, моё самое любимое, выковырять все кнопочки из клавиатуры и залить их желатином на ночь, чтобы на утро поставить на стол желе с кнопками
1 апреля 2015, начни своё утро с полезного завтрака

С переходом в статус руководителя, пранковать и юморить стало тяжелее. Всё-таки сказывалось ещё отсутствие опыта в менеджменте, поэтому хотелось казаться серьёзнее. Но кому это надо было? Эх. Со временем я снова стал больше шутить, в том числе и с подчинёнными. Хотя это слово не люблю, потому что все, кто со мной работают - это моя команда и мои напарники, никогда у меня не было "подчинённых". Так вот, друзья мои, извините, если какие-то шутки были несмешными или неуместными для вас, но я ни о чём не жалею)

Но мой мир практически перевернулся, когда я узнал, что Шакил О'Нил написал докторскую работу на тему "How Leaders Utilize Humor and Seriousness in Leadership Styles". Это именно то, что я пытался осознать и найти применение в своём менеджменте. Я очень хочу прочитать эту диссертацию и может попробовать сделать что-то подобное. А Шак, который и без того был одним из главных моих кумиров в спорте, взлетел в моих глазах еще выше. Его отношение к юмору меня всегда восхищало: что ни матч, то он обязательно поприкалывается на площадке, а на любом праздничном событии обязательно жди от него какой-нибудь танец и пару острых шуточек. Нынешняя работа Шакила вообще звучит идеально - он и еще трое бывших игроков, ведут аналитическое шоу, в котором разбирают ход матчей и ошибки игроков. Только делают они это всё через юмор: постоянно подшучивают друг над другом, над игроками и тренерами, делают из любой комичной ситуации мем. Ну просто сказка, а не работа!

Мемов у меня скопилось столько, что если во время очередного финансового кризиса, новой валютой признают сохраненные смешные картинки, то я стану миллионером.

По ходу написания этого лонгрида я понял, какую работу я хочу. Может быть стану как Майкл Скотт из бесценного "Офиса", но только постараюсь всё-таки что-то соображать в том деле, которым управляю. Надо больше смеяться друзья, надо больше смеяться!

Последнее время, почти все источники контента мне заменил TikTok. Подборки видео в моей ленте на 80% состоят из нарезок юмористических шоу, приколов, пранков, фрагментов комедий и еще чего-то, над чем можно поржать. Остальные 20% это тачки, фотографы, еда и разная круть go-pro стайл. Вообще в ТикТоке смотреть шутки так удобно, что следующий уровень это уже скачивание шутки прямо себе в мозг. Обычно то в чём сложность, в том, что тебе надо посмотреть час какого-нибудь шоу, чтобы поваляться минут 5 под столом от пары-тройки мощных шуток, а всё остальное время ты просто ждёшь. В ТикТоке ты смотришь самую убойную шутку из всего выпуска, потом из другого, третьего и так далее. Просто собираешь сливки) Один минус - устать от этого и оторваться от телефона становится зачастую просто невозможно, поэтому приходится устанавливать принудительное ограничение. Но всё равно это прям кайф.

Конечно, не ТикТоком единым сыты и есть вещи, которые нужно смотреть/читать целиком, поэтому поделюсь своими предложениями на этот счёт. Постарюсь вспомнить максимум вариантов, над чем можно посмеяться, кроме фильмов и сериалов, потому что их очень много.

Стендап концерты:

  • Eddie Izzard — 60-летний британский трансгендер, на пике славы у него были убойные концерты с абсурдными, но в тоже время точными и саркастичными шутками, часто совмещенными с пантомимой. Подборочка нарезок из его концертов. Пересматриваю все его концерты и шутки уже много лет, потрясающий уровень.
  • Данила Поперечный — Спешл фо кидс (2020). Очень зашёл мне этот концерт - прямо, откровенно, дерзко и про политику, и про всю мужскую бытовуху, и про отношения. Реально смешно, попробуйте.
  • Iliza Shlesinger — War Paint (2013). Тут уже про женскую долю и проблемы американцев от потрясной красотки Элайзы, которая говорит быстрее, чем ты успеваешь понять или прочитать в субтитрах, но всё равно очень весело)
  • Christopher Titus — Love Is Evol (2009). Во время пандемии Титус выложил свой лучший концерт на ютуб в свободный доступ, так что теперь все им могут насладиться. Я смотрел его лет 5 назад, но точно пересмотрю еще. Как можно догадаться из названия, большая часть шуток про любовь, но местами это просто жарища)
  • Sarah Silverman — Jesus Is Magic (2005). Удивительная женщина, одна из очень заметных фигур в заморском юморе. Расизм, сексим, смерть, жестокость, про что только она не шутит. Это прекрасно) Это уже для тех, кто любит юмор пожестче.
  • Руслан Белый — INDICATOR (2019). От многих слышу, что им не нравится Белый, но ребята, скажу вам так - этот концерт просто пушка. Там очень качественный юмор, много драматизма и глубины. Это не просто на поржать, а прямо целая палитра эмоций после его просмотра.
  • Jimmy Carr — Laughing and Joking (2013) (в оригинале | в озвучке). Для тех, кто любит совсем жёсткий юмор и готов выйти за любые рамки. Смешно до слёз и до боли в животе!

И, пожалуй, самый топ с жёстким юмором — Кавалькада мультипликационных комедий Сэта МакФарляйна.

А вообще понял, что так много всего, что я постоянно нахожу для подзарядки позитивом, что всего не перечислишь. До ТикТока и даже до Ютуба, я тащился по маленьким комиксам - стрипам. Например, Cyanide & Happines или Rehabilitating Mr. Wiggles. Ну и много много чего еще.

Главный мой завет очень простой — смейтесь почаще, друзья!