September 26, 2021

Почему я люблю The Walking Dead

Сейчас будет не рецензия и не рекомендация, а небольшое погружение в мои чертоги разума и что в них творится от просмотра этого сериала. Большинство людей считает, что это кино про зомби для любителей всякого треша. Но на самом деле, это всего лишь декорации для увлекательных явлений человеческой психики и её метаморфоз. Дальше будут примеры и спойлеры.

Изначально история строилась вокруг доблестного рейнджера, который оказавшись в этом страшном постапокалиптическом мире, пытался сохранить всё своё геройство и моральные ценности. Характер персонажа был максимально "светлым" - добрый, наивный, верит каждому человеку, всем пытается помочь, зачастую рискуя ценой собственной жизни или теряя какие-то материальные блага. Такой тип мне хорошо знаком: я в юности много играл в компьютерные игры с развитием персонажей и везде, где был выбор, я всегда шёл по геройскому пути. Можно сказать, приучал себя к этакому благородству. И вот на экране очередной такой тип - рыцарь нашего времени.

Так вот, этот герой - Рик Граймс - желанием всем помочь и воодушевляющими речами, собрал вокруг себя большую группу людей, невольно став их лидером. К вопросам выживания, добавился разбор сценаристами бремени лидерства. Наш герой должен каждую минуту делать выбор и принимать решения, от которых зависит судьба других людей. И тут уже своё рыцарство нужно бы попридержать в некоторых вопросах, потому что своей жизнью ты можешь рисковать, а ставить под угрозу жизни тех, кто тебе доверился, уже совсем другое дело. Но даже если абстрагироваться от темы выживания, тема бремени лидерства раскрывается очень хорошо: в коллективе постоянно какие-то эмоциональные перепады и выяснения отношений, разброд и шатание, необходимость поддерживать организованный порядок ежеминутно. Руководя разными командами людей, я постоянно задумываюсь над теми или иными решениями, часто сопоставляя их с дилеммами Рика - нужно поступить справедливо и, в тоже время, с какой-то выгодой для своих людей, потому что ты за них в ответе.

Мой самый любимый момент за весь сериал (в конце 2-го сезона), когда во время очередного раздора в группе, Рик встаёт на броневичок машину и громко говорит: "Хватит! Больше никакой демократии!" Мол теперь вы слушаете и делаете всё так, как я скажу. Рыцарь стал королём и принял на себя 100% ответственности.

Такой груз, естественно не мог не сказаться на психике человека. Герой стал черстветь на глазах и интересы его группы людей становились всё более безусловными по отношению к моральным выборам вне этой группы. Грубая аллегория формирования лидерства в этом кино выражена такими этапами:

  1. Я буду помогать всем и мы вместе будем принимать все решения (принимает всех выживших путников в свою группу, удивляясь грабежам и предательству)
  2. Я буду принимать все решения и мы продолжим помогать всем (принимает путников в группу после испытаний, старается не вступать в конфликты с другими выжившими)
  3. Я принимаю все решения и только с выгодой для своих (без вопросов убивает подозрительных выживших, чтобы избежать угрозы для своих)

Мне кажется, через это выдуманное экранное зеркало, я смог немного укрепить и свой характер, потому что узнал про лидерство тут больше, чем из модных книжек и тренингов.

Помимо метаморфоз главного героя, отлично развивались и второстепенные персонажи. Сериал длится уже 11 сезонов именно из-за них - Рик Граймс исчез, уступив сюжетную линию целой группе колоритных персонажей.

Почти все персонажи имели какой-то "мягкий" характер изначально и нам шаг за шагом показывают, как он черствеет и укрепляется. Домохозяйка, которую бил муж, стала главным бойцом, а священник, боявшийся убить даже зомби, стал вершить правосудие и выкручиваться из любых ситуаций. И таких примеров там еще уйма.

Справедливости ради, есть и обратные метаморфозы. Когда злодеи переходят на сторону добра и проходят путь искупления. Но тут сразу встаёт вопрос: а можно ли искупить вину? Есть ли какие-то пределы той вины, которую можно искупить, а какую уже нет? Ох, тут целый кладезь для внутренних диалогов с собой на тему добра и зла. А чтобы эти диалоги стали еще тяжелее, создатели сериала сделали чуть ли не самого харизматичного злодея - Нигана. Всё благодаря актерской игре Джеффри Дина Моргана. Настолько крутого и притягательного злодея, я еще не видел. Недаром про него миллионы восторженных мемов.

Но из-за Нигана я всё еще задаюсь вопросами: за что можно простить, и какую вину можно искупить, и кому, и почему? Сложная тема.

Ну и возвращаясь к заголовку - почему я люблю The Walking Dead - отдельно отмечу всё-таки антураж. Поскольку почти с детства я стал фанатом игры Fallout и её неповторимого мира (а сериал во многом напоминает те декорации) то это словно вернуться в родные пенаты. Что-то притягательное есть в том, что люди строят новый мир на руинах старого. Словно думаешь: ведь вроде всё шло хорошо, но потом всё рухнуло, произошел конец света, только это не повод сдаваться - время не остановилось, есть ещё другие люди на планете и вместе вы сможете построить новый мир, в котором можно стать даже счастливее, несмотря на все шрамы и горы хлама за спиной.