October 17, 2022

Эстетика кавказских советских фильмов.

Если честно, я была удивлена отклику на мое предложение написать этот пост. Если быть совсем честной, хотела вбросить красивый коллаж в канал и тихо съехать с темы, поскольку она далека от тематики. Ну, что ж...

Я не знаю, насколько каждый из вас окажется подготовленным зрителем, насколько для вас представленный ниже материал окажется новым. В подборке не будет фильмов Георгия Данелии. Хотя мне симпатичны "Не горюй!", "Мимино" и "Кин-дза-дза!", все же мне не близка его эстетика, его настроения. Второй момент - в моем кругу общения люди обычно останавливались на "Цвете граната", единицы доходили до "Теней забытых предков", обычно никто не слышал про Абуладзе. Но это не значит, что ваш случай будет ровно таким же. Поэтому подборка делает скорее упор на первичное знакомство, а не детальное копание вглубь редких ископаемых.

Пару слов о подготовке материала. Все фильмы были найдены и просмотрены задолго до. Но подготовка заняла у меня много часов работы, поскольку я брала не картинки из интернета, а делала нарезку кадров вручную из фильма. Потому что мне хотелось вам показать то, что я увидела своими глазами. Но это всего лишь мои картиночки, часто обрезанные в квадрат, поэтому советую самостоятельно изучить все фильмы, вы точно заметите в них что-то другое. На саму подачу материала меня подтолкнули, как ни странно, видео в ТикТоке: мои подписки кишат материалом, где под бодрую музыку Aphex Twin просто мелькают фотографии архитектуры. И самый важный момент: мне хотелось позаботиться о вас, сделать такой материал, чтобы вам не пришлось как мне обычно долго фланировать по сети в поисках, поэтому на все фильмы будут прикреплены ссылки на Youtube. Пока нам его не запретили, а меня не кикнули за нарушение авторских прав.

Погнали!

Мольба

Режиссер: Тенгиз Абуладзе

Производство: Грузия-Фильм

Год: 1967

Если в одном предложении: это мой любимый кавказский фильм. Он снят по произведениям писателя и поэта ХIХ века, классика грузинской литературы, Важи Пшавелы. Для меня он про веру в свои ценности, про сохранение человечности в сложных этических ситуациях, про перманентную войну добра со злом. И про выбор. Наблюдаю сейчас, что в локальных экспатских кругах приобрел популярность другой фильм Абуладзе - "Покаяние". Эта история про смерть диктатора, который при жизни устраивал трагедии в жизни людей. Этого фильма нет в моей подборке, поскольку беды происходят в реальном времени и лучше сосредоточиться в моменте на том, как оставаться милосердными людьми.

Визуальный ряд фильма контрастный, графичный и мрачный. Обратите внимание на фактуры архитектуры, кастинг и съемки на природе.

Пиросмани

Режиссер: Георгий Шенгелая

Производство: Грузия-Фильм

Год: 1969

Вольная биография. Для меня это фильм про отсутствие места для творца в обществе, а также про невозможность обычных людей иметь свое собственное мнение и чувства на произведения искусства без четкой атрибуции экспертами. В ленте есть жестокий момент, когда из всех заведений пропадают со стен картины Нико, поскольку специалисты позволили себе критику в адрес художника. Для меня он был болезненным, поскольку в наши дни все обстоит таким же образом: важнее статус, а не выдаваемый результат. Да и зрители не готовы браться что-то самостоятельно оценивать в отсутствии мнения экспертов.

Открою вам большой секрет: мне не близки работы Пиросмани. Головой понимаю, чем он крут, но сердце не замирает. Мне нравится брутальная работа с материалами, концепции. Поэтому среди грузинских художников мне ближе Автандил Варази. Так вот, в фильме второй играет первого. Нахожу это удачным решением, поскольку кто может так хорошо показать отверженность и непонятость обществом художника как не другой художник?

В визуальном ряде фильма обращайте внимание на симметрию в кадре, ритмы, а так же сет-дизайн, вдохновленный картинами Пиросмани.

Легенда о Сурамской крепости

Режиссеры: Сергей Параджанов, Додо Абашидзе.

Производство: Грузия-Фильм.

Год: 1984.

Экранизация древней грузинской легенды. Грузины, готовясь к нападению неприятелей воздвигали по всей стране крепости. Но стены Сурамской постоянно обрушались. Тогда гадалка сказала, что должно быть выполнено одно единственное условие, чтобы крепость была построена.

Это был мой первый грузинский фильм, который смотрела в отъезде с оригинальной дорожкой и субтитрами (да, звучит круто, но на деле оно таковым не было), поэтому у меня к нему особое отношение. Еще мне казалось, что это некое мифическое строение, которого на самом деле не существует. Но я была не права, Сурамская крепость находится в Хашурском муниципалитете Грузии.

В визуальном ряде обращайте внимание на хроматические решения, детали, сет-дизайн, кастинг. С одной стороны, это узнаваемая стилистика Параджанова, с другой Абашидзе привнес что-то очень важное, но едва уловимое, в их короткий творческий союз.

Белый флаг

Режиссер: Годердзи Чохели

Год: 1989

У молодого хевсура на охоте кистинец убил отца. На похоронах в селе каждый мужчина дает скорбящему юноше по одному патрону, чтобы он отомстил. При обдумывании стратегии расплаты молодой хевсур видит дочь врага-кистинца и резко меняет свои планы.

Печальная короткометражка, погружающая в темные истории о кровной вражде.

Мне понравились цветовые решения и фактурность фильма. Обратите внимание на костюмы, архитектуру и пейзажи.

Цвет граната

Режиссер: Сергей Параджанов

Производство: Арменфильм

Год: 1968

Кинопритча о жизни армянского поэта Саят-Новы.

На самом деле мне не хотелось этот фильм включать в подборку, поскольку казалось, что вот его-то точно видел каждый! Но не упомянуть его для тех, кто пропустил, было бы культурным преступлением.

Посмотрите на этот, ни на что не похожий, визуальный язык повествования. На сложнейших и детальнейший сет-дизайн. На цветовые решения, костюмы и кастинг в фильме.

На этой пятерке фильмов, тысяч слов и часов работы я, пожалуй, остановлюсь. Мне будет приятен ваш фидбек, поскольку сама я не видела подобных материалов в сети.