December 23, 2023

Cartier, Islamic Inspiration and Modern Design в Louvre Abu-Dhabi

Ровно неделю назад со мной произошло нечто прекрасное. За несколько недель до дня Х со мной случилось получение ВНЖ, которое избавляет меня от большой бюрократической мигрени с заполнением бумажек и обязательным посещением полиции при возвращении (если вы из СНГ, то прекрасно понимаете мои чувства по поводу подобных визитов). Поэтому дозволенные 2 месяца в году я планирую транжирить на путешествия и решила начать с ОАЭ по причине выставки в Лувре.

Я все еще считаю себя самым неподходящим ювелирным блогером для раскрытия этой темы, поскольку есть люди, которые во всех подробностях могут рассказать историю домов и расставить акценты на знаковых произведениях ювелирного искусства. И это не я. Просто потому что моя область исследований лежит в других областях. Но не показать вам экспонаты с выставки было бы кощунством с моей стороны.

Чтобы у вас мои картинки совпали с историей, советую прочитать книгу Франчески Картье Брикелл "Картье. Неизвестная история семьи, создавшей империю роскоши" в переводе Елены Веселой. Тут, пользуясь случаем, мне бы хотелось публично поблагодарить Елену за столь титанический труд. Текст читается легко и быстро. Раньше мне бы это казалось само собой разумеющимся. Но теперь, тесно общаясь с редактором издательства, специализирующемся в том числе на переводном нон-фикшене, я намного лучше понимаю, какой гигантский фронт работ был выполнен. Также хочу отметить, как читающий много специализированных статей на английском человек, что далеко не каждый переводчик подходит для ювелирных текстов, поскольку надо быть в контексте терминов, техник, свойств, геммологии, исторических стилей и много чего еще. Я свой экземпляр покупала в электронном виде в приложении "Строки". Если вы поклонни_ца аудиоформатов с подпиской на bookmates, то ищите книгу там.

Причем тут вдохновение исламской культурой? Бренд основал Пьер Картье, от которого бизнес перешел сыну Альфреду. У того было трое сыновей (Луи, Пьер-Камиль и Жак-Теодуль). Выставка по большей части охватывает период правления этой троицы. Как указывает Франческа Картье Брикелл в своем тексте, бренд никогда бы так не "выстрелил", если бы браться не начали международную экспансию. Старший брат, Луи, правил в головном офисе во Франции. Пьер сначала успел побывать в Лондоне, а затем сосредоточился на интересных перспективах американского рынка. Младший, Жак, предпринял путешествие в Индию, где знакомился с местной аристократией, водил дружбу с махараджами и искал вдохновение, драгоценные камни, новые прочтения. В тот момент случилось важное открытие, повлиявшее на стиль: у привилегированных людей Индии был совсем другой вкус, нежели у европейской публики. Как говорится, кто платит, тот и заказывает музыку. Поэтому в ассортименты появляются изумруды с резными орнаментами, интересные сочетания камней и цветов.

Мне бы хотелось текст ниже поделить на впечатления и сет-дизайн выставки, поскольку он крайне важен, на мой взгляд, для восприятия.

Впечатления (не только мои).

Выставка начинается с украшений рубежа XIX и ХХ веков. Зрителей встречают тиары и броши в стиле "гирлянд":

Многие посетители застывали у самой первой витрины

Мой фаворит:

Угадайте, были ли русскоязычные комментарии рядом в духе "я бы носила"?. Да, были.

У меня же сбился темп дыхания чуть позже, на украшениях эпохи ар-деко.

Я пыталась поймать украшения без бликов ламп и с табличками, поэтому фотографии не передают истинную красоту, но тут остается только понять и простить:

И статичная картинка плохо передает настроение, поскольку вы не видите дисперсию бриллиантов в динамике:

Почему мне так нравится период ар-деко? Если в двух словах, то платина решает. Посмотрите на эти украшения, вы почти не видите металла:

или вот:

Тут подготовленный читатель может мне возразить, что с платиной начали работать раньше. Ее также активно использовали в Эдвардианскую эпоху. Да, все верно. В ар-деко помимо платины мне нравится ряд других факторов.

Линеарность:

Как многие из вас поняли по моему каналу, я не большая поклонница фигуративности, в целом.

Меня больше привлекают линии и паттерны:

Другой момент — хроматические контрасты. Бриллианты, на мой взгляд, красиво сочетаются с цветными драгоценными камнями:

Третий фактор — интересное сочетание камней. Тут я могу быть субъективной и ошибаться за счет того искажения, что не так уж часто анализирую в принципе украшения с камнями, но мне понравились миксы материалов:

Оникс и коралл

Коралл, изумруды, оникс, бриллианты

Оникс, бирюза, бриллианты

И более частые сочетания изумруда, сапфира, рубина и бриллиантов:

Зал с колумбийскими изумрудами.

Я так медленно двигалась по экспозиции, что мой муж подбегал ко мне и спойлерил, что будет дальше. Он же мне сдал информация, что за стенкой меня ожидает нечто.

Нечто:

Просто посмотрите на эту работу:

Меня еще постоянно будоражит история о том, как колумбийские изумруды оказались в Индии. Их туда завезли испанские конкистадоры.

В тоже зале были украшения в стиле тутти-фрутти. Неподготовленные русскоговорящие зрители на этом моменте хихикали и комментировали, что это звучит забавно.

Из того зала с колумбийскими прелестями первым делом встречает это колье. Неподготовленные русскоязычные зрители на этом моменте громко шушукались над тем, что камень, конечно, крупный, но такой мутный. Но это все равно вставили в украшение.

Вашему вниманию: "мутный изумруд"

Пример того, как "сады" смущают посетителей. Обратите внимание на участки без них — камень поразительно прозрачный.

Вид с "изнанки".

С моей точки зрения, офигенный изумруд.

А вот тут я слушала чей-то нудеж о том, что "вот никогда не понимала это увлечение цацками".

Леди и джентльмены, "просто ЦАЦКИ":

Посмотрите на этот завиточек!

Какая резьба по камню:

А потом, на мой взгляд, достаточно резковато, пошли дизайны конца 50-х. У меня тут дыхание вошло обратно в ритм. Нет, все это очень красиво и технично, я не буду с этим спорить, просто не то, что играет на струнках моей души.

Возможно, мне просто не близок металл, выходящий со второго плана на солирующие роли:

Возможно, мне просто не близки такие пластические решения:

Возможно, это не те объемы для меня

Заканчивается выставка современными украшениями. Выбор экспонатов вызвал у меня немой вопрос.

То есть нам показали веху украшений tutti-frutti, а потом такие "но вот еще в двухтысячных мы к ним вернулись". У меня нет однозначного ответа на мой немой вопрос, хорошо это или плохо. Имеют ли бренды на это право? Однозначно! Хорошо ли это? Я не знаю. Само обращение к истокам, наследию, рисерч собственного кода — это здорово. Повтор какого-то собственного периода без переосмысления — это может быть немного so last season. Потому что было, да прошло.

Ушло время, материалы, язык и дух эпохи. Повторы "примерно того же", но в белом золоте, никогда не сравнятся с легковесностью платины:

Сравните видимость металла: сверху платина, внизу — белое золото

Сет-дизайн

Чтобы неподготовленный зритель проникся выставкой, куратор пользовался разными интересными приемчиками.

Подсветка.

Просто поверьте, она была на высоте. В бриллиантах плясали вспышки. При этом, сами источники освещения либо были деликатны и неприметны, либо я их просто не видела в стеклянных кубах витрин, но дисперсии было понятно, что мы смотрим на украшение не при обычном электрическом освещении.

Эскизы.

Как показать творческие муки? Вот так:

Или процесс работы:

How to

Чтобы у неискушенного зрителя даже не мелькали мысли "нуачо, мой пятилетний ребенок также нарисует", рядом с некоторыми стендами была анимация, как создавались украшения, где показывались все важные этапы:

То есть, рядом с тиарой был огромный экран:

Работа с референсами

Как показать, что они брали идеи из исламского искусства? поставить его рядом.

Мне особенно понравился зал, где на огромной экране показывали голубые купола мечетей:

Украшения и объекты в том же зале:

Демонстрация филигранной работы

На стенах вовсе не рисунки. Перед украшением стоит точечный источник света, проецирующий на стену силуэт.

Если вы планируете поездку в ОАЭ до 26 марта, то эта выставка должна быть точно в вашем списке дел. Я же себя на этой экспозиции вела максимально неприличным образом: долго залипала у витрин, много фотографировала, прижимала телефон к стеклу. Все для того, чтобы сделать этот отчет. Надеюсь, оно того стоило.

И чтобы опустить вас обратно в серую холодную реальность: в магазине музея рядом с выставкой, где был "мерч" из записных книжек, магнитов, открыток с украшениями продавалось ЭТО:

Ну, типа люди сходили, посмотрели на великое, почему бы им теперь и барахла с гигантскими зазорами между камнем и кастом не продать?