November 27, 2018

Йога 23

В последнее время мне всё чаще задают вопрос: «Андрей Владимирович, объясните, что происходит?» Я попытаюсь ответить, но начать придется чуточку издалека — воспроизведя текст, значительная часть которого уже «гуляет» в сети. Впрочем, я дополнил его некоторыми существенными нюансами, так что, надеюсь, чтиво получилось занятное...

Итак...

«Главное — понять принцип» (В.В.Серебрянский).

Зимой 1966-1967 года я впервые увидел гимнастику йогов в документальном фильме о Непале. Впечатлился, ибо почувствовал, что это — то, чем я хотел бы заниматься по жизни. Хоть и был совсем еще маленький — мне было шесть лет. Потом — по не зависевшим от меня обстоятельствам — пришлось на пару лет «увлечься» лечебной физкультурой для запущенных сколиотиков — ну, так вышло... После случился туберкулезный санаторий-интернат в Ирпене, и амбулаторную версию ЛФК для сколиотиков пришлось срочно отложить до лучших времен... Итог оказался не слишком радостным — по возвращении из туберкулезного интерната я быстренько угодил в интернат для детей с тяжелыми формами сколиоза, где провел почти год. Но зато, когда катастрофически быстрый процесс деградации позвоночника удалось притормозить, и меня выписали из интерната-стационара, я уже немножко умел плавать брассом. И родители смогли определить меня на спортивное плавание, воспользовавшись папиными знакомствами и связями. Без связей и знакомств сколиотик «без плечевого пояса» (прямая речь одного из тренеров) в секциях спортивного плавания никому нужен не был. Плаванием я занимался с 1970 по 1976 год. В 1976 году начал заниматься подводным плаванием (в нынешней терминологии — дайвинг и фридайвинг), а в 1978 и собственно гимнастикой йогов.

Начиналось все с книг. Потом было множество «встреч с интересными людьми». Начал понимать, что йогины придумали гениальную и поистине универсальную тренировочную практику, но для того, чтобы полноценно применять ее в современных условиях, нужна новая система. Среди множества существовавших на тот момент школ практики йоги я так и не обнаружил систему, которая произвела бы на меня впечатление оптимальной для современных условий. Хотя искал весьма старательно. Поэтому решил, что ее нужно создать. Хотя бы для себя... Чем и занимаюсь уже сорок лет.

В 1980 году я прошел подготовку на курсах инструкторов подводного плавания (дайвинга). Начал тренировать команду спортивно-технического клуба «Атлантида» при СТК ДОСААФ Киевского политехнического института. В тренировках по общей физической подготовке (ОФП), которые выглядели как примерно часовая разминка перед тренировкой в воде, применял техники гимнастики йогов. Тогда же на основе техники йогического плавания, описанной в книге С. Есудиана и Э. Хейч «Йога и здоровье», начал разрабатывать систему дыхательных упражнений, «собранных» на техниках спортивного и прикладного плавания и ныряния. Эту систему я впоследствии назвал «Плавита-садхана» — «Путь плавания».

В 1986 году от руководства кооператива «Форма» я получил приглашение стать инструктором гимнастики йогов и начал проводить занятия в спортзале средней школы №1 на Подоле в Киеве. Поначалу в качестве «слегка оплачиваемого хобби». В 1989 ушел с основной работы, где занимал должность ведущего инженера, и стал профессиональным инструктором гимнастики йогов. Тогда же прошел обучение на факультете повышения квалификации руководящих физкультурных работников и тренеров Киевского института физкультуры по специальности «ОФП и плавание». В начале 1991 года принял участие во второй московской конференции Ассоциации йоги СССР. В том же году получил предложение занять пост заведующего отделением йогатерапии в Центре нетрадиционной медицины «Авиценна», являвшимся одним из подразделений киевской корпорации «МедЭкол» («Медицина-Экология»). В этой должности проработал один год. В 1992 году получил приглашение от Виктора ван Кутена и Анжелы Фармер пройти два трехнедельных ритрита под их руководством. За что благодарен им безмерно. По возвращении по приглашению руководства кооператива «Форма» два месяца работал ассистентом-переводчиком с Мастером цигун Чен Ван Пэном. В 1993 году был приглашен принять участие в праздновании столетия Йоги в Америке, организованном редакцией «Yoga Journal» и общественной организацией «Unity in Yoga International». Там познакомился с ведущими йогатичерами мира, выдающимися авторитетами в области йоги, а также с руководством Международной федерации йоги. В 1995 году редакцией «Yoga Journal», израильской йогатичерской Ассоциацией и организацией «Unity in Yoga International» был приглашен в Израиль на Всемирную конференцию Yoga for Peace. Там познакомился с Т.К.В. Десикачаром и Индрой Деви.

После 1993 года прекратил инструкторскую и преподавательскую деятельность и переключился на работу переводчика. Переводил эзотерическую литературу и литературу по йоге и другим тренировочным направлениям для издательств «София» и «Ника-Центр». Параллельно пытался сформировать свой стиль практики и описать его. В результате выпустил три печатные работы — художественное произведение «Третье открытие Силы», методическое пособие «Йога Восьми кругов» и концептуальный очерк «Хатха-йога».

Однако затем вынужден был вернуться к инструкторской и тренерской деятельности, так как одна лишь переводческая работа не давала дохода, достаточного для обеспечения семьи. Но, несмотря на обилие текущей работы, не прекращал предпринимать попытки — весьма спорадические, но, тем не менее, довольно настойчивые — все же создать и описать некую оптимизированную систему применения в современных условиях традиционных техник гимнастики йогов.

В 2000 году в качестве наблюдателя от Украины был приглашен на Чемпионат мира по йога-спорту в Дели, Индия. В 2003 году в составе команды Украины участвовал в Чемпионате мира по йога-спорту в Португалии. Никаких выдающихся результатов не показал, но для себя многое узнал и понял.

В 2003-2004 годах начала работать йога-студия в Киеве, которая стала своеобразным «полигоном», где тестировались и отрабатывались методические находки и решения. Тренерский коллектив студии активно участвовал в творческом процессе, внося заметный вклад в развитие и совершенствование методических разработок.

В ходе всей моей йогатичерской карьеры процесс создания тренировочной системы на основе техник гимнастики йогов проходил следующие стадии.

Первой серьезной попыткой систематизации накопленного практического материала была «Йога восьми кругов». В ней я реализовал «потоковый принцип» смены форм, связанных канонизированными переходным движениями в стандартные серии, однако системой в полном смысле слова ее назвать было нельзя. Это, скорее, был сведенный в некий каталог гигантский объем эмпирических находок. Из всего огромного массива алгоритмических ходов я описал и издал только крохотную часть — в одной-единственной книге. Основной массив материалов «Йоги восьми кругов» так и остался лежать мертвым грузом в виде кипы рукописных схем, которые я впоследствии уничтожил, осознав неприемлемую избыточность подхода и его абсолютную непригодность для системной алгоритмизации. Тем не менее, та мизерная часть «Йоги в��сьми кругов», которая все же была опубликована, оказала существенное влияние на формирование «йогического информационного поля» в русскоязычном социуме. Кроме того, реализованный в этом материале крийя-принцип построения комплексов упражнений — «сетов» — оказался эффективным инструментом организации тренировочного процесса и был взят мною на вооружение в дальнейших разработках.

В промежутке между переводческой деятельностью и началом работы йога-студии я не вел нигде никаких регулярных занятий, за исключением Киев Спорт Клуба, где по инициативе руководства формировались принципы организации преподавания гимнастики йогов в условиях фитнес-центра. Это был интересный период, со своими вопросами, техническими проблемами, административной спецификой и, конечно же, методическими и технологическими находками. По ходу дела я создал серию видеоматериалов «КСК». Они до сих пор пользуются спросом, хотя представленные в них тренировочные программы и являются чисто эмпирическими «потоковыми» последовательностями упражнений. Их я «конструировал» прямо на месте «сейчас на сейчас», пользуясь исключительно моментальным вдохновением и «оставшимся в наследство» от «Йоги восьми кругов» знанием довольно большого количества единичных упражнений и хорошо себя зарекомендовавших серий.

Помимо работы в КСК в то время я проводил только выездные тренировочные интенсивы для опытных практиков и профессиональных йогатичеров. Они стали хорошей школой для многих из ныне знаменитых русскоязычных мастеров йоги. Мне же они позволили «добавить существенные штрихи» к перспективному «портрету» будущей системы, от намерения создать которую я никогда не отказывался.

Во время этих интенсивов были созданы видеофильмы, на основе которых я попытался начать формировать некий «Основной курс гимнастики йогов». Однако после создания нескольких видеоматериалов данной серии от этой затеи пришлось отказаться, так как никаких принципов системности в материале не было. А стремление внедрить их туда выглядело попыткой «притянуть за уши то, не знаю что, туда, не знаю куда». Хотя как эмпирические находки тренировочные комплексы «Курса» были вполне «рабочими» и проявили себя ничуть не хуже комплексов серии «КСК».

Наконец, в начале двухтысячных, мне стало казаться, что я понял, как сформировать системный подход к практике гимнастики йогов. Первые попытки реализовать это понимание привели к созданию некоего набора упорядоченных таблиц — так называемых «матриц» — на основе которых с помощью несложного алгоритма можно было формировать тренировочные программы различной направленности и разных уровней сложности. Это еще нельзя было назвать системой, так как сами по себе «матрицы» были продуктом сугубо эмпирическим, но в подходе хотя бы уже присутствовало некое подобие «тиражируемого алгоритма». Изначально в моем наборе была двадцать одна «матрица». Летом 2003 я показал эту разработку одному своему новозеландскому коллеге, который посоветовал как-то обозначить продукт, дабы выделить его из общей массы «йогуслуг». Он предложил мне придумать еще пару «матриц» и назвать методику «Yoga23», поскольку мистическое число 23 - то, что надо. Я так и сделал.

В процессе внедрения и эксплуатации методики «Yoga23» в нее вносились изменения. В работе над ее совершенствованием и доработкой принимало участие множество инструкторов и тренеров. Мне помогали обратной связью, рекомендациями, предложениями относительно введения в методику новых элементов, подсказками касательно неадекватности или травмоопасности некоторых решений. В итоге первоначально разработанная мною методика превратилась в продукт коллективного творчества многих людей — пользователей и специалистов — которым, конечно же, я искренне благодарен за интерес, понимание, поддержку и содействие. Благодаря их участию в процессах тестирования и доработки материала я стал понимать, чего не хватает методике «Yoga23», чтобы стать именно СИСТЕМОЙ. Импульс к началу работы над «осистемливанием» методики положил материал, позже получивший название «Yoga23FiT basic» — простой канонизированный алгоритм для работы с начинающими, который учитывает ограничения нетренированных людей и позволяет последовательно прорабатывать все подлежащие проработке аспекты их физического состояния. Примерно в то же время я заинтересовался алгоритмом, примененным в корейской методике Кук Сан До. В методике «Yoga23» «канонически продыхивались» только статические фазы фиксации йоговских поз, переходные же движения выполнялись произвольно. Я понял, что это — недоработка, что дыхание должно быть ритмической, физиологической и энергетической основой всего непрерывного процесса практики. И только в этом случае практику можно сделать системной.

Первым экспериментом по созданию схемы выполнения упражнений гимнастики йогов, построенной на четком согласовании дыхания, движения и статических фиксаций, стали части методики «Yoga23», получившие «кодовое название» «Yoga23FiT advanced» и «Yoga23FiT extra». Системным данный продукт все-равно не стал, так как последовательности упражнений по-прежнему были по большей части эмпирическими, и для получения последовательностей разных уровней сложности их приходилось каждый раз придумывать «по новой», однако некоторые «системообразующие принципы» в данном разделе методики «Yoga23» уже присутствовали в значительно большем объеме, чем в базовых схемах. Кроме того, в методике «Yoga23FiT» мы с коллегами применили принцип распределения упражнений по матрицам каталога на основании степени «психоделичности» их воздействия, что позволило более точно формировать тренировочные последовательности различной направленности.

Параллельно с работой над методическими продуктами серии «FiT», я разработал еще один материал — последовательности «GYAMS» (Gymnastic Yoga Auditorial Mini-Sequences). Это были короткие последовательности, составленные из асан среднего, умеренно высокого и высокого уровней сложности. Предназначены они были для тренировки и тестирования практической подготовки профессиональных инструкторов и тренеров гимнастики йогов — вне зависимости от стиля, школы и преподаваемой ими методики гимнастики йогов. Тренировочные последовательности «GYAMS» я составлял чисто интуитивно, основываясь на собственном эмпирическом опыте, но, несмотря на полное отсутствие в них каких бы то ни было признаков системности, они очень хорошо зарекомендовали себя как инструмент подготовки и функциональной самонастройки для профессионалов.

Когда работа над методикой «Yoga23/Yoga23FiT» была закончена, результат был апробирован и доказал свою целесообразность как актуальная основа создания эффективных тренировочных программ для оптимизации человеческого функционала в самых разных условиях и областях деятельности, я понял, что задача создания эффективной методики типа «йога для жизни» в принципе решена. Ее нельзя назвать системой, но как набор эмпирических находок она работает превосходно.

И тогда я «озадачился» разработкой следующего методического алгоритма — типа «йога для йоги». Руководствуясь тезисом Сватмарамы «лишь ради достижения раджа-йоги хатха-йога имеет смысл». В результате появилась так называемая «Йога намерения» — и вот в ней мне впервые удалось реализовать некие принципы системного построения практики, в том числе — принцип «голографичности» канонических тренировочных сетов. В «зачаточном варианте», но, тем не менее... Я считаю принцип «голографичности» одним из ключевых элементов системного подхода, так как он позволяет из одних и тех же базовых «сетов» получать равно эффективные композиции любых уровней сложности, причем для этого достаточно всего лишь знать очевидные ограничения п��актикующего. Вернее, тренировочные программы при таком подходе формируются «сами собой» — просто за счет того, что какие-то элементы сета практикующий выполнить не в состоянии.

Взявшись за работу над «Йогой намерения», я увидел, как можно выстроить уже именно СИСТЕМУ, обладающую всеми свойственными настоящему системном подходу аспектами. Систему, в которой учитывались бы сильные стороны всех моих предыдущих методических разработок — «Йоги восьми кругов», «Основного курса гимнастики йогов», курса КСК, комплекта GYAMS, методик «Yoga23» и «Yoga23FiT», а также «Йоги намерения». При этом понятно, что новая система должна отличаться от них примерно так же, как добротный современный автомобиль с автоматической коробкой переключения передач отличается от старых машин. Для того, чтобы на нем ездить, не нужно быть слесарем, механиком, шофером в одном лице — как это было когда-то. Достаточно просто выучить правила дорожного движения и освоить базовые навыки езды. Точно так же эффективное использование системы, которую я разрабатываю сейчас, должно быть доступно человеку с каким угодно уровнем исходной квалификации и физической подготовки. Самоадаптирующаяся система тренировки предполагает возможность для любого человека — не важно, начинающего или «профи» — действовать по принципу «бери и делай — получай результат». В то же время, так же, как на базе добротного современного автомобиля можно создать специальное транспортное средство — например, машину медицинской помощи или автомобиль для полицейской патрульной службы — на базе формируемой мною системы йогической тренировки можно будет создавать целевые алгоритмы для различных случаев — от базовой комплексной терапии и простейших рекреационных тренировочных последовательностей для начинающих до программ йогической тренировки спортсменов-олимпийцев и сотрудников спецслужб. При этом не будет необходимости «заморачиваться» глубокой персонализацией тренировочных программ. Возможность автоматической персонализации я закладываю в систему на уровне одного из базовых ее свойств. Благодаря принципу голографичности, направленность и эффективность практических сетов сохраняется при исключении из них части упражнений. Таким образом, персональная настройка практики происходит сама собой. Кроме того, в архитектуру системного тренировочного алгоритма заложены принципы, позволяющие извлечь радикальный раджа-йогический функционал даже из самых «физкультурных» техник. Это существенно повышает йогическую эффективность всей практики по сравнению с таковой всех моих предыдущих разработок — «Йоги восьми кругов», методики «Yoga23/Yoga23FiT», «Йоги намерения» и прочих. И, что особенно приятно радует — по тем частям системного алгоритма, которые уже готовы и успешно тестируются мною в работе с различными категориями пользователей, я вижу, что система позволяет учитывать и применять в полной мере весь спектр технологических приемов и режимов практики, присущих как всем моим предыдущим разработкам, так и другим стилям и школам гимнастики йогов. Например, в каждой системной композиции может быть применен любой дыхательный режим — от «классики» «Yoga23» с произвольным дыханием при входе в асану, с глубокой точной геометрической отстройкой форм и дыханием в асане под метроном до жесткой «цигунообразной» схемы дыхания с динамическими флуктуациями ритма, которую я применяю в спецкомплексах, предназначенных для работы с определенными аспектами профессиональной настройки спортсменов высокой квалификации и специалистов некоторых других профилей. Более того, в одной системной композиции при необходимости могут быть реализованы сочетания различных режимов дыхания и движения.

Предварительную работу над формированием системного алгоритма практики я начал еще года три-четыре назад — в процессе создания тренировочных схем «Йоги намерения». Поэтому в настоящее время общая архитектура базового каталога системы йогической тренировки (Yoga Workout Self-Adjustment System) готова. Прописаны схемы значительной части канонических тренировочных сетов, разработаны принципы согласования режимов движения, дыхания и статики, общие принципы организации тренировочных программ и многое другое. Но до окончания работы над системой и издания комплекта учебных пособий по ней еще далеко. Естественно, я стараюсь максимально ускорить работу как над оформлением самой системы, так и над созданием на ее основе узконаправленных специализированных тренировочных алгоритмов. Эта работа занимает весь объем внимания, так как количество факторов, которые необходимо учитывать, поистине огромно.

В то же время я вполне отдаю себе отчет в том, что даже те части системы, которые уже готовы, по эффективности и удобству применения тренировочного материала гимнастики йогов существенно превосходят все мои предыдущие разработки. Естественно, свою собственную практику, преподавание и разрабатываемые мною целевые тренировочные программы я строю на основе новых алгоритмов, ибо уже не могу иначе, так как явно вижу и понимаю все преимущества данного подхода. Естественно, при таком положении дел я считаю, что с моей стороны было бы не совсем корректно строить подготовку инструкторов и тренеров на основе предыдущих разработок. Ведь я же знаю, что может быть лучше и более системно. Поэтому Я ВРЕМЕННО ПРИОСТАНАВЛИВАЮ УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ПО МЕТОДИКЕ «Yoga23/Yoga23FiT» — до окончания работы над новой системой тренировок по йоге и издания полного комплекта методических материалов по ней — наглядных пособий, методического пособия и комплекта видеоматериалов. Вторая сессия тренерской школы, которую я проведу с 10 по 14 февраля 2018 года, станет заключительным действом предыдущего этапа. После этого я прекращаю работу с материалами методики «Yoga23/Yoga23FiT» и дальше полностью переключаюсь на работу над оформлением новой системы тренировок, параллельно «извлекая» из нее целевые программы и систематизированные наборы комплексов упражнений для тренировки отдельных категорий пользователей — терапевтические, реабилитационные, настроечные и специальные.

По ходу работы я планирую издавать отдельные наглядные пособия по тем частям алгоритма, работа над которыми на промежуточных этапах может считаться завершенной. Возможно, в форме постеров, может быть — в форме видеоматериалов... Ну и, конечно же, попробовать, как работает система, можно, приняв участие в изредка проводимых мною тренировочных интенсивах различных уровней сложности. Для меня же эти интенсивы — возможность презентовать законченные этапы разработки системного алгоритма, получить обратную связь, учесть «пожелания публики», то есть, сделать процесс работы над системой еще более гармоничным и сбалансированным, учитывающим не только мои идеи и опыт, но и реальные потребности многих людей.

В то же время я считаю, что, до завершения работы над новой системой, наиболее полноценным и качественным методическим продуктом по-прежнему остается методика «Yoga23/Yoga23FiT» — прекрасно зарекомендовавшая себя «йога для жизни», освоенная и успешно преподаваемая многими инструкторами и тренерами в разных странах мира. Для того, чтобы они имели возможность продолжать свою работу, помогая множеству людей обрести здоровье, позитивный настрой и благосостояние, я в рамках проекта «Yoga23» на всё время паузы в учебном процессе фиксирую честно заработанные ими квалификационные категории — те, по которым они прошли обучение и успешно сдали экзамены. Я считаю, что они заслужили право называться специалистами по методике «Yoga23», и отнюдь не против того, чтобы их сертификаты, выданные проектом, занимали своё достойное место среди дипломов и свидетельств, украшающих стены их жилищ, залов, студий и центров. Тех из них, чьи квалификации были «технически» отменены по срокам, я возвращаю в список сертифицированых специалистов на сайте проекта «Yoga23» — также на все время, пока учебный процесс в проекте будет приостановлен. Инструкторам-стажерам будет предоставлена возможность повысить квалификацию до инструкторов. К услугам специалистов проекта — работа Координационного центра, группы в контакте и фейсбуке, а также сайт проекта. На этих ресурсах инструкторы и тренеры по-прежнему могут размещать рекламу своих мероприятий, свои тексты, фото- и видеоматериалы, Координационный центр при необходимости поможет согласовать сроки мероприятий и условия размещения рекламы. Welcome!

Сколько времени у меня займет работа над завершением создания системы, я не знаю. Может быть, год, может, два или даже три. Точно так же я не знаю, как будет выглядеть учебный процесс после окончания работы над новой системой — это зависит от многих факторов, прежде всего от формата системных алгоритмов и объёма материала. Ни то, ни другое в полной мере мне пока еще не ясно.

И, конечно, я понимаю, что есть довольно много практикующих, инструкторов и тренеров, которые хотели бы освоить или продолжить осваивать именно методику «Yoga23/Yoga23FiT». Ну нравится она им, хорошо себя зарекомендовала, проверена многолетней практикой и прекрасно работает. Пожалуйста — есть йогастудия в Киеве — она работает, как и работала. В ней вы всегда найдете мою дочь Елену Андреевну Сидерскую, которая принимала участие в создании методики «Yoga23» с самого начала разработки, полностью владеет всей информацией, знает технику выполнения всех упражнений и может её передать и всегда готова идти навстречу. Приезжайте, приходите на групповые тренировки, задавайте вопросы, работайте по персональным программам, осваивайте методику — как это принято в традиционных школах «восточного» типа... И да сопутствует вам удача и вдохновение!

Я же отправляюсь в «методический ритрит» дабы максимально ускорить процесс создания нового системного методического продукта. Надеюсь, мне это удастся, в том числе благодаря содействию со стороны коллег, которые учатся у меня лично уже много лет и при этом скромно остаются в тени. Они сами по себе — хорошие грамотные специалисты с многолетним опытом практики и преподавания, и не нуждаются ни в каких «крышах» и «паровозах» — в отличие от показушных болтунов, беззастенчиво пользующихся моим именем для саморекламы и продвижения себя в виртуальном пространстве, по поводу и без оного именуя себя «учениками Сидерского» в контакте, фейсбуке, инстаграме и на прочих тематических интернет-ресурсах.

Источник