Кейсы
January 25

Kaspi. Причины успеха. 1 часть 



Kaspi bank 19 января привлек в ходе размещения акций на IPO более 1 миллиарда долларов. По данным Лондонской биржи, капитализация компании составляет $18,84 млрд.


Хочу разобрать “Эффект Kaspi” на своем примере и изучая доступные материалы в сети. Кстати компания достаточно закрытая. Когда я написал двум коллегам с которыми пересекался по проектам в Казахстане и которые работали в Kaspi о запросе поделится продуктовыми кейсами и Agile практиками принятыми в компании, оба специалиста ответили, что у них подписаны NDA и они не могут комментировать (

Начну со своего опыта.

1 часть

1,5 года назад я стал клиентом Каспи банка (Далее по тексту Kaspi). И за все время мой внутренний NPS от взаимодействия с Kaspi на уровне более 90%.

Я переехал в Казахстан на реализацию проекта и мне необходимо было оформить банковскую карту на которую мне будут переводить деньги и это должен был стать Халык банк. Для того, чтобы получить карту мне понадобилось более 2-х недель и это отдельная эпикфейловая история.

Onboarding

В Kaspi я получил ее за 15 минут с учетом очереди, подачи документов и общения со специалистом. Конечно имея на руках уже РВП (Разрешение на временное пребывание) и оформленную сим-карту.

В офисах Kaspi стоят автоматы (киоски), которые тебя фотографируют, делают биометрию и за 10-15 минут, ты счастливый обладатель банковской карты.

Вот как он выглядит )

На фото кстати один из со-основателей Каспи банка, Михаил Ломтадзе. Он о нем чуть позже.

А вот собственно сама карта )

Kaspi Gold

Золотого цвета и с надписью Kaspi Gold.

Это был мой первый wow - эффект от взаимодействия с банком 😱

Mobile App
Следующий клиентский опыт - это мобильное приложение.
Kaspi Mobile App стало откровением даже после клиентского опыта с Тинькофф.
Это когда у тебя супер апп с банком, Озоном, госуслугами, букингом, ЖКХ и еще много чего. Тот самый китайский WeChat, но только в Казахстане.

Закинув свои первые деньги на Kaspi я пошел покупать продукты, отстояв очередь я первый раз услышал вопрос, как будете оплачивать картой и Кьюар?
Я сначала не понял, но мне объяснили, что в приложении я могу запустить Kaspi QR, навести на QR на терминале и провести оплату.

Меня конечно это сначала смутило, но потом когда я увидел по городу (Алматы) количество наклеек на магазинах, кафе, цветочных и тд “Мы принимаем оплату Kaspi”,  я начал осознавать масштаб проникновения. Мне продакт менеджеру в свое время развивающему онлайн кассу для индустрии HoReCa стало понятно какую колоссальную работу провел Kaspi для того, чтобы стать лидером по платежам и транзакциям.
Так что даже работающий Apple Pay или Samsung Pay в крупных городах проигрывает по доле транзакций Kaspi QR. А зачем платить процент эти технологическим гигантам?

P2P переводы

Я уж не говорю, что объем и p2p переводов между людьми в Kaspi за все: такси, доставку, барбершоп, цветы, кофе и тд как я потом ознакомился с цифрами достигает миллиарды тенге.

Конечно в скором времени государство возьмет под контроль эти переводы, как это в большой степени произошло в РФ, но пока проникновение и объем транзакций и вовлечение людей в онлайн переводы и платежи произошло и происходит. И кстати это в интересах государства, что люди переходят от расчетов в наличных на онлайн переводы.

Market

Kaspi market

Месяц спустя проживания в Алматы, я начал покупать все необходимое для проживания на Kaspi market. Многие мои коллеги, кто переехал еще по инерции заказывали через Ozon, но это было дольше и дороже и я нам собственном опыте в чатах делился своим опытом покупок.
Курьеры в 90% случаях звонили и уточняли когда будет удобно доставить и практически всегда были вежливы.
Потом кучу это накупленного пришлось СДЭКом переправлять на родину )

Вот такой взгляд рядового пользователя и wow - эффекты от взаимодействия с Kaspi.
Дальше попробую погрузиться в историю развития компании через призму digital и продуктовой трансформации.

Продолжение следует...