May 17, 2022

Дорога длиною в жизнь. Глава 18. ОГТРК «Ямал-Регион» - «Время ямальцев». Часть 1

За время работы в ОГТРК «Ямал-Регион» меня курировали три женщины: Владислава Владимировна Гармидер, Виктория Анатольевна Радченко и непосредственно мой корпоративный ангел-хранитель Мария Александровна Щурова. Три незаурядных человека, у которых я научился принимать нестандартные решения, разбираться в политических играх, как на окружном, так и на общероссийском уровнях, но самое главное интриговать. Ведь если разобраться, большинство мужчин по своей природе мыслят иначе в отличие от женщин. Однако если прислушиваться к умной женщине, успех в его начинаниях и делах будет обеспечен.

2009 год. Телерадиокомпания ОГТРК "Ямал-Регион"

Сегодня, уважаемые читатели, представляю вашему вниманию первую часть рассказа «О НАС ДЛЯ ВАС, ЗА НАС!», который я написал для последнего номера корпоративной полноцветной 12-полосной газеты «Ямал-Регион». Во многом, благодаря этому проекту мне и удалось устроиться на телевидение. Увы, тираж последнего номера, в котором опубликовал этот рассказ так и не был распространен среди читателей. Главному редактору Леониду Константиновичу Гусельникову не пришлась по душе моя самодеятельность. Хотя тогда на полном серьезе я считал, что меня уволят из компании. Но вместо позорного изгнания перевели работать в аналитически-информационный отдел под непосредственное руководство заместителя главного редактора Владиславы Владимировны Гармидер. Невероятная женщина, в которой одновременно сочетается красота, женская коварность и опасность, неординарное мышление на грани гениальности. По большому счету, на «хрупких» женских плечах Влада, так ее называли коллеги (а порой со страхом и содроганием) держалась идеологическая и креативная составляющая компании.

2009 год. Коллектив ОГТРК "Ямал-Регион" с губернатором Ямала Юрием Нееловым

В 2010 году после смены губернатора Ямала Юрия Неелова, который руководил регион на протяжении 16 лет, на главу Пуровского района ЯНАО, связанного с газовой компанией «НОВАТЭК» Дмитрия Кобылкина по представлению Президента РФ Дмитрия Медведева, перемены пришли и в ОГТРК. Руководящие посты телерадиокомпании заняли москвичи. Именно поэтому я разделяю время своей работы на два периода: «Время ямальцев» - 2008-2010 гг. и «Время москвичей» - 2010-2012 гг. В результате перестановок, из аналитического отдела меня перевили в интернет-подразделение, занимающееся разработкой и раскруткой официального сайта компании под руководством Виктории Радченко. Виктория Анатольевна запомнилась непросто понимающим руководителем, терпящим мои алкогольные выхлесты, но и просто хорошим здравомыслящим человеком и настоящим генералом, способной разрулить любую непредвиденную ситуацию. Но обо всем по порядку…

2009 год. Юрий Неелов

ОГТРК «Ямал-Регион» - Время ямальцев (2008-2010 гг.)

Вы замечали, как на Севере быстротечно летит время? Приезжаешь утром на работу, крутишься в бешенном производственном ритме и не замечаешь, как наступает вечер, который намекает на возвращение домой. Жизнь, словно скорый поезд, мчится вперед, оставляя за окном будней воспоминания. Уверен, многие мои коллеги, сотрудники ОГТРК «Ямал-Регион», разделят мое мнение, что большинство этих воспоминаний связаны с компанией, в которой мы работаем. Согласитесь, приятно осознавать, когда твоя работа выполнена качественно и в срок. В такие моменты в душе поселяетсячувство удовлетворения, а от мысли, что этот день прожит недаром, по телу расплывается теплая усталость.

Но порой нападает и апатия, виной которой опять-таки служат рабочие промахи или на ваш взгляд незаслуженная выволочка от непосредственного начальника. А ведь только от наших знаний, профессионализма, ответственности, инициативы и поставленной перед собой цели зависит наше дальнейшее будущее. К чему я все это веду? К тому, что вся наша жизнь, нравится вам это или нет, крутится вокруг работы.

Я вернулся на Ямал, чтобы зализать свои душевные и физические раны, оставленные Златоглавой. Мне хотелось только одного – спокойствия и тишины. И не поверите, уже через год безмолвия меня потянуло обратно в столицу. (см. Дорога длиною в жизнь. Глава 17. Мир слухов, сплетен и скандалов)

Однако один погожий апрельский день реально перетасовал все мои планы. Это знаменательное для меня событие свершилось 19 апреля, в День ямальских СМИ.

Музыка нас связала

Все началось с конкурса самодеятельности для окружных журналистов, организованного Департаментом по СМИ ЯНАО. Мы с коллегами из лабытнангской газеты «Вестник Заполярья» решили бросить вызов и показать весь свой творческий потенциал. Организаторы мероприятия поставили перед нами задачу – номер самодеятельности должен длиться не более 10 минут. Задача действительно непростая, ты за 10 минут должен доказать, что не только умеешь писать, но еще и петь, и танцевать.

Творческий коллектив ОГТРК "Ямал-Регион" с автором и ведущим программы "Завалинка собирает друзей, баянистом Николаем Харловым

Выступаем, волнуемся, обсуждаем с коллегами выступления других команд и вот очередь доходит до сотрудников ОГТРК «Ямал-Регион». Организаторы мероприятия, видимо, специально оставили все самое «сладенькое» на потом. Коллектив ОГТРК «Ямал-Регион» буквально захватывает сцену, и начинается почти часовой концерт, устроенный, на мой взгляд, профессиональными музыкантами, певцами и танцорами. Двоякие чувства недоумения от увиденных номеров остались не только у меня, но и у всех собравшихся. Однако это дело прошлых лет.

Для себя я понял, ОГТРК «Ямал-Регион» – не просто телерадиокомпания, а мощнейшая медийная корпорация, сравнить которую можно лишь с одним из центральных федеральных каналов. «Ямал-Регион» воочию расставил все точки над «ё», и показал всем, кто главный на этом мероприятии и кто диктует условия во всем округе среди других ямальских СМИ. И вместе с тем в моей голове родилась новая цель: «Я обязан устроиться на работу в ОГТРК!», «Я хочу работать именно в этой компании!».

До первой звезды нельзя

После выступления, получив заслуженный приз (хороший цифровой фотоаппарат), весь мыслительный процесс у меня настроился только на одну волну – любым путем трудоустроиться в компанию. Поэтому первым делом я сразу же занялся сбором информации о новой мечте. Для начала связался с бывшей коллегой по «ВЗ», руководителем лабытнангского корпункта ОГТРК «Ямал-Регион» Мариной Савенок (она же Подгорная). С Мариной Юрьевной дружеские отношения мы поддерживаем еще с далеких 90-х. Она описала в красках перспективы и открывающиеся передо мной возможности. Бывшая коллега тем самым еще больше утвердила мое стремление идти к своей цели. Затем Марина через мобильно-виртуальную связь познакомила меня с главным по визуальному наполнению канала Виктором Васильевичем Майдановичем. Переговорив с ним по телефону, мне стало понятно одно – пока я самолично не встречусь с Леонидом Константиновичем Гусельниковым, в компанию вход заказан. Естественно, узнав все регалии руководителя – Главный редактор, Председатель, член Общественной палаты РФ, Председатель Общественной палаты ЯНАО – мне стало не по себе. Еще бы! Как мне, обычному смертному, получить аудиенцию к такому, не побоюсь этого слова, Человеку-Пароходу? Но серьезно поразмыслив, решил занять выжидательную позицию.

Салехард, 2008 г.: в этом месте жизнь совершила новый поворот

Язык мой – друг мой и враг мой

И вот осенним сентябрьским днем, без особого желания, я совершенно случайно попадаю в Салехард на Медиа-форум УФО «Власть, пресса, гражданское общество: новый формат диалога». От участников этого масштабного мероприятия (а это более 170 представителей СМИ, общественных и политических организаций, научных центров из Свердловской, Челябинской, Курганской, Тюменской областей, ХМАО и ЯНАО) у меня закружилась голова. Именно здесь я впервые лично увидел полномочного представителя Президента в Уральском федеральном округе Петра Латышева и многих других высокопоставленных руководителей не только Ямала, но и УФО, тогда и сообразил – это мой шанс и его нельзя упускать. Изучив подробно программу Медиа-форума, целенаправленно отправился на одно заседание из четырех предложенных секций «СМИ, власть, гражданское общество: партнерство в борьбе с коррупцией». Мой выбор был продиктован одним – модератором этой секции значился никто иной, а сам Леонид Константинович.

Главный редактор ОГТРК "Ямал-Регион" Леонид Гусельников: модератор? Нет, председатель!

В тесном помещении нового Конгресс-центра собрались редакторы из многих изданий Уральского региона. И опять-таки, возможно случайность или загадочное стечение обстоятельств, прямо напротив меня расположился Леонид Константинович и молодой человек, конспектирующий заседание. Этим парнем оказался Игорь Билецкий, но об этом и другом ниже следует. Главный редактор сразу предупредил всех, что слово «модератор» при нем лучше не использовать, приравняв его к ругательному выражению. Мы единогласно согласились с этим предложением. И действительно, что это за слово такое «модератор»? Если быть совсем точным, в переводе с английского «moderate» означает «умеренный человек». Во время дискуссии я старался наблюдать и ловить каждый жест и слово Председателя Общественной палаты ЯНАО. Скажу однозначно – он буквально излучал энергию, увлекая нас философией и размышлениями о целях, которые должен ставить перед собой любой профессиональный журналист: держать нос по ветру, быть всегда мобилизованным и адекватно, а главное правдиво освещать события, не впадать в «желтую истерию» и бездоказательно обливать людей грязью. Почему-то последние слова я принял на свой счет, ведь я много лет прожил в Москве и именно этим зарабатывал на хлеб насущный. Увы, по большей части собственно все это оставило и в душе пустоту и подтолкнуло вернуться на малую родину.

Медиа-форум: "Белую ворону" заказывали?

Во время заседания я окончательно понял, что слово «модератор» точно не подходит для Главного редактора. Считаю, мои коллеги это мнение со мной разделят. Пока Председатель продолжал свою зажигательную речь, а вокруг шли жаркие дискуссии по поводу коррупции и борьбы с ней, в своем блокнотике я делал пометки и готовил речь, которая должна была выделиться на фоне всех других замечаний, предложений и одновременно увлечь Леонида Константиновича. Перед самым закрытием заседания я робко взял слово. Пересказывать то, что из меня лилось, сейчас не буду, но скажу вам одно – увидев его сияющее лицо после моей речи, я бы процитировал мною уважаемую Ольгу Юрьевну Друзякину, которая однажды сказала: «Ты когда-нибудь подавишься своим языком!».

Подготовка: высказать все или ничего

Председатель заседания слушал меня очень внимательно, сразу же поддержал и развил мою толком несформировавшуюся речь и вовлек всех присутствующих в серьезную полемику. Затем он попросил меня представиться, видимо вначале от волнения я этого не сделал. Игорь записал мою должность и фамилию, на этом заседание секции было закрыто.

После выступления меня бросило в жар и трясучку. В голове крутилась странная картина: я прыгаю с крыши пятиэтажного дома, и меня не успевают поймать спасатели. Но дальше – больше.

Лицом к лицу

После того, как все участники Медиа-форума снова собрались воедино и каждый модератор доложил полпреду Петру Михайловичу Латышеву о проведенных заседаниях, последним слово взял Леонид Константинович. Он твердо озвучил все предложения и внезапно из уст Председателя я услышал свою фамилию «Михаил Рочев, главный редактор газеты «Вестник Заполярья» и цитату из моей речи. Скорей всего Игорь Билецкий не расслышал мою должность и вот вам результат налицо. Рядом со мной сидел заместитель главного редактора «ВЗ», который сразу же иронично поздравил меня с повышением. Мне хотелось провалиться сквозь землю! У меня итак были достаточно напряженные отношения с моим главным редактором, а тут на тебе, лови, пожалуйста!

"Человек-пароход" Леонид Гусельников

После форума, с ненормальным сердцебиением, помчался по коридору и вы не поверите, столкнулся там лицом к лицу с Председателем Общественной палаты ЯНАО! Без лишних раздумий выдаю: «Леонид Константинович, извините, я не главный редактор». Он, пристально оглядев меня с ног до головы, твердым командным голосом объявил: «Будешь!». Назад дороги нет! И из меня вылетает: «Я хочу у вас работать!». Не знаю, откуда перед нами, как ангел, возникла красивая девушка в белом костюме в очень короткой юбке. Главный редактор остановил ее полет и представил: «Это мой помощник – Мария Александровна Щурова. Маша, этот человек должен работать в нашей компании». Оставив нас наедине, он продолжил свой путь. За доли секунды мир перевернулся. Волнение и адреналин хлестнули в кровь. С Марией быстро обменялись номерами телефонов. Конечно, в этот момент к волнению добавился мужской инстинкт, так как мой взгляд непроизвольно падал то на ноги, то на откровенное декольте девушки. Мария Александровна как возникла ниоткуда, так же стремительно растворилась в пространстве, оставив меня в полной растерянности.

Вечером, после новостей «Время Ямала», на мой телефон посыпались смс от лабытнангских коллег, поздравлявших меня с новой должностью. То, что это недоразумение всем было понятно, но позлить своего нового начальника всем было в радость. Так уж сложилось, что в «Вестнике Заполярья» я был своего рода «неформат», но отдам должное своему уже бывшему руководителю – она словом не обмолвилась про мое якобы назначение.

Дело было в четверг, а уже в пятницу мне позвонила Мария и предложила приехать в субботу в ОГТРК.

Ямальские самоцветы: Анна Гулящих и Мария Щурова

Наш первый совместный проект

Встреча с Марий Александровной проходила в пустом 115 кабинете. Затем к нам присоединилась загадочно улыбающаяся Татьяна Анатольевна Мурашкина, которая пыталась на пальцах объяснить, что ОГТРК не просто телевидение и радио, а намного большее. Маша же сходу объявила: нужно сделать газету, посвященную деятельности Гражданского общества на Ямале. И ни для кого-то, а для правозащитника, общественника, адвоката Анатолия Григорьевича Кучерены! Первая мысль, озарившая мою неспокойную голову – она шутит! Сделать газету за три дня без особой базы невозможно! В итоге (шутки в сторону) в этот же субботний осенний день Маша вызвала на помощь человека, непосредственно занимающегося этим социальным направлением – Михаила Александровича Ушакова. И все приступили «рыть землю», скидывая на флешку всю накопленную информацию.

Через четыре дня, далеко за полночь, я скинул по электронной почте предварительный макет газеты. Откуда у нас возникло столько сил – до сих остается загадкой. Вполне возможно, осуществить этот проект удалось только благодаря своевременной сдаче материалов и бесконечной комсомольской энергии Марии Щуровой.

Маша взяла шефство надо мной. Мы созванивались практически каждый час. При всем этом я продолжал добросовестно выполнять свою работу в «ВЗ», а газетой «Гражданское Общество» занимался вечерами, которые плавно перетекали в ночь.

Продолжение следует…

В следующей главе я продолжу рассказ о своем трудоустройстве и знакомстве с сотрудниками ОГТРК «Ямал-Регион». Ставьте лайки, оставляйте свои комментарии и подписывайтесь на мой телеграм-канал Мишука Пилигрим, чтобы не пропустить новые главы!