June 8, 2022

Дорога длиною в жизнь. Глава 21. Ток-шоу на телевидение и в жизни

После похорон погибших ямальских журналистов , в голове появилась навязчивая идея - опубликовать свою книгу. Возможно я посчитал, что жизнь слишком коротка и, фактически, ничего запоминающегося в жизни я не сделал. В итоге вместо одной книги за два месяца одновременно удалось выпустить две.

По итогам выставки достижений Уральского федерального округа в социальной сфере, которая прошла в Челябинске, главный редактор ОГТРК «Ямал-Регион» Леонид Гусельников распорядился выпустить книгу с реализуемыми проектами в регионах УрФО. Хотя телерадиокомпания занималась лишь представлением Ямала, Леонид Константинович, захотел, чтобы именно его компания выпустила книгу-альбом. Быть может, чтобы подняться в глазах полпреда Президента РФ. В то время эту должность занимал Николай Александрович Винниченко. Ныне заместитель генерального прокурора РФ. Кроме того, громко заявить, что Ямало-Ненецкий автономный округ самый передовой во всех смыслах этого слова среди регионов УрФО.

Леонид Гусельников лично встречал полпреда и сопровождал по выставке
Леонид Гусельников лично встречал полпреда и сопровождал по выставке

За верстку издания и сбор материалов с Тюменской, Свердловской, Челябинской, Курганской областей, а также Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов отвечали мы с Марией Щуровой. Задача оказалась достаточно сложная. Несмотря на огромный объем работы практически за один месяц нам удалось собрать всю информацию из всех уголков Уральского федерального округа и сверстать полноцветную книгу формата А-4 на 300 страниц. Над каждой страницей корпела и редактировала Ольга Криберг. Коллеги из екатеринбургского коррпункта ОГТРК Сергей Гультяев и Екатерина Ушкова не только помогли заключить договор с типографией в Екатеринбурге, в которой также печатали корпоративную газету телерадиокомпании, но и в распространении. В итоге книга-альбом «Социальное измерение»‚ посвященная Первой социальной выставке в Уральском Федеральном округе в Челябинске вышла в свет в начале сентября 2009 года.

Вместе с тем, буквально по ночам я в ускоренном режиме готовил свою книгу «Дневник, или Заметки монстра», состоящую из двух: «Все впереди», которую закончил писать перед своим перерождением и «Зауральские самоцветы». Ее я начал писать сразу после смерти мамы и закончил весной 2009 года. В конце концов, тираж из 500 экземпляров отпечатали в Москве конце августа 2009 года. Для иллюстрации на обложке я попросил попозировать своего племянника, сына брата, Анатолия с его друзьями. Они как раз подходили по возрасту моих главных героев. Затем через фотошоп превратил фото в рисунок.

Леонид Гусельников лично встречал полпреда и сопровождал по выставке

Если тираж книги «Социальное измерение» распространяли через коррпункты телерадиокомпании и полпредство УрФО, то собственную надо было самому забрать из московской типографии. И здесь мне на помощь пришла заместитель главреда Влада Владимировна Гармидер. Она после недолгих размышлений, командирует меня в Москву на запись цикл программ «Цивилизация – Север» по заказу ОГТРК «Ямал-Регион».

Однажды на одном из заседаний Общественной палаты РФ член ОП РФ Леонид Гусельников встретился с известным журналистом, а также членом ОП РФ в те годы Максимом Шевченко и посетовал ему о проблемах, с которыми сталкиваются жители Крайнего Севера. Кстати, вынужден констатировать грустный факт, впрочем, известный всем жителям приполярья и заполярья: на центральных федеральных каналах освещение жизни северян, практически, отсутствует. Складывается впечатление, что руководство главных каналов страны целенаправленно ведет политику по деградации россиян. Ведь кроме развлекательных программ и бесконечных «пусть говорят», «ледниковых периодов» и прочее телезрители ничего не знают о том, как проходит жизнь на Крайнем Севере. На мой взгляд, Леонид Гусельников стремился сделать все, чтобы ОГТРК «Ямал-Регион» застолбила одну из кнопок в федеральном пакете телевизионных каналов. Собственно, почему бы и нет, тем более уровень многих телепрограмм вполне соответствовали уровню федеральных каналов, при этом имея неповторимый ямальский колорит.

Максим Леонардович, человек разносторонний, загорелся идеей Леонида Константиновича объединить усилия и организовать ток-шоу, полностью посвященные проблематике северных территорий. В то время губернатор ЯНАО Юрий Неелов поддержал эту идею. Юрий Васильевич неоднократно подчеркивал: «Пора переломить ситуацию с тем, чтобы Ямал перестали в России, за ее пределами, ассоциировать исключительно с газом и нефтью и обратили внимание на те социальные проблемы, с которыми сталкиваются жители нашего региона. Ко всему прочему, почти вся территория округа находится за Полярным кругом и отнесена к Арктическому региону. И нужно сделать так, чтобы все понимали, что сегодня от Арктики зависит очень многое, в том числе и в стратегическом плане. Именно поэтому Ямал должен отстаивать свои интересы на международном уровне».

Политики и общественники на записи программы "Цивилизация - Север"

В роли ведущего выступил сам Максим Шевченко. Координатор проекта - руководитель питерского информбюро ОГТРК «Ямал-Регион» Сергей Алексеевич Почин и Константин техническую сторону осуществляли редакторы программы «Судите сами», которая выходила в 2009 году на «Первом канале».

Режиссер и редактора выпуска

Запись ток-шоу «Цивилизации – Север» проходила в конце августе, в Москве и несмотря на то, что лето на телевидении считается «мертвым сезоном», организаторам, не без усилий, все-таки удалось собрать в одном месте целую плеяду серьезных политических деятелей, людей искусства, тем или иным образом связанных с северной территорией. В жаркой дискуссии приняли участие депутат Государственной думы РФ Наталья Комарова, руководитель Представительства ЯНАО в Москве в ранге заместителя губернатора Ямала Николай Бородулин, режиссер-постановщик Владимир Хотиненко, Президент Ассоциации Полярников России Артур Чилингаров.

Зрители на записи. Для кого-то это не просто ток-шоу, а реальная работа

Во время записи ток-шоу я изнутри увидел слаженную работу телевизионщиков, готовящих программы для федеральных каналов. В течение одного дня записывается две-три программы. Однако находиться в павильоне в течение 8-10 и более часов - испытание не из легких. Во время записи кондиционеры отключены и жар от осветительных приборов и записывающей аппаратуры поднимает температуру в замкнутом глухо закрытом помещении до африканской жары. Правда, зрители, то есть массовка, присутствующие при записи, получают не только гонорар, но и бесплатный обед, организованный в перерывах между съемками. Как мне поведал один из зрителей, для большинства присутствующих, ходить по различным ток-шоу и есть основной заработок. А почему бы и нет? Развлечешься, покормят, да еще и заплатят. Главное создавать соответствующую обстановку и вовремя аплодировать, охать и ахать. Между прочим, аплодисменты порой отдельно записывают, чтобы при монтаже добавить необходимый эффект от происходящего.

Журналист и ведущий Максим Шевченко

Я честно отработал все дни записи программы, пообщался лично с Максимом Шевченко, режиссером Владимиром Хотитенко, с губернатором Югры Натальей Комаровой и другими создателями программы. После записи написал большой материал и выпустил в ямальских СМИ перед выходом в эфир программы, который состоялся 1 декабря 2009 года.

Кинорежиссер Владимир Хотиненко

Эта командировка для меня как никогда оказалась кстати. Кроме того, что забрал свои экземпляры книги, получилось провести время с дочкой и отвезти ее на 1 сентября в школу. Встретился со своим Крестным и подмосковными друзьями Вадимом-Червонцем, Серегой-Кефиром, Серегой-Геной, Саней, Филом и многими другими ребятами, с которыми сдружился в 2001 году и весело проводил время до декабря 2006 года.

Сходил в храм к Отцу Михаилу, с которым однажды познакомился при не очень хороших обстоятельствах. Об этом я подробно рассказал в «Дорога длиною в жизнь. Глава 4. Мечты сбываются»

Отец Михаил был рад меня видеть и пригласил к себе домой на обед. Он же посоветовал мне встретиться с его дочерью, у которой как раз было несколько ларьков с печатными изданиями. Собственно, через ее палатку я реализовал 50 экземпляров.

Через киоски с периодическими изданиями я распространил книгу не только в Подмосковье, но и в Лабытнанги

Затем съездил в редакцию «Экспресс газеты», повидался с бывшими коллегами по цеху. В 2009 году они переехали с ул. Правды в издательский дом «Комсомольская правда» и занимали небольшое помещение. После размаха с особняком в три этажа в начале 2000-х, мне показалось, что редакция скукожилась до небольшой студии. Но как говориться, в тесноте, да не в обиде. Лишь перешагнув кабинет главного редактора Сергея Львовича Никитина, он ошарашил меня новостью: «Ты знаешь, что Алина Кабаева родила сына от Владимира Владимировича?». Собственно, об этом в те годы кажется только глухой не слышал, но я так понял, что эта «новость» первоначально просочилась в информационное пространство из недр издательского дома «КП», вернее ее дочки «Экспресс газеты». Я подарил экземпляры своей книги коллегам. Спустя годы журналист Михаил Панюков мне сказал, что это не книга, а сплошная чернуха и не потому что ее обложка черного цвета. А ведь первую книгу я написал, когда оставался ночевать в редакции после подписания номеров и отправки их в типографию. Как-никак я был шеф-дизайнером, поэтому должен находиться на выпуске пока типография не сообщит, что все «Ок». Быть может именно сама обстановка, вернее содержание материалов в газете, подтолкнули меня к нуару.

2007 год. С Алексеем Горбунковым на выставке СМИ в ВДНХ

В те годы, во время подписания номеров, компанию мне составлял Алексей Горбунков. Алексей как раз курировал отправку и проверку файлов в типографии. Это сейчас интернет, можно сказать летает и есть масса облачных сервисов. В те годы файлы приходилось архивировать, отправлять в режиме реального времени через FTP-сервер. И порой на отправку файла в 10 мегабайт уходило час, а то и больше. При этом размер комплекта из 32 полос иногда доходил до десятков гигабайтов.

В 2007 году с Алексеем мы случайно пересеклись на выставке СМИ в ВДНХ. Я представлял тогда газету «Вестник Заполярья». Это была моя первая командировка, в которую отправила меня мой главный редактор «ВЗ» Галина Николаевна Соколова, так как знала, что у меня в Подмосковье живет дочка. Алексей был от издательства, выпускающее журналы «Успехи и достижения», «Истории из жизни» и другие.

Встретившись в начале сентября 2009 года, он предложил опубликовать рассказ в одном из журналов издательства. Я выбрал «Круги судьбы». Вместе с рассказом был размещен рекламный модуль моей книги.

Реклама под рассказом "Круги судьбы" в федеральном журнале

На удивление, все это я успел сделать всего за одну неделю пребывания в Москве.

Вернувшись в середине сентября обратно на Ямал, я развел бурную деятельность по самопиару в стенах ОГТРК и ямальских СМИ. Однако эта деятельность не осталась не замеченной главным редактором. Леонид Гусельников был редким гостем в телерадиокомпании. Он чаще всего находился в Москве или в правительстве округа. Другими словами, продвигал ОГТРК «Ямал-Регион» везде, где только возможно. Но и активно строил свою политическую карьеру. Когда он вернулся из очередной командировки, кто-то из моих «доброжелателей» донес на меня. Главред вызвал меня к себе в кабинет и с порога начал орать так, будто весь мир вокруг остановился из-за меня и небо готовится вот-вот упасть на землю. В момент, когда он изливался гневом, я спокойно стоял и старался пропускать все «эпитеты» в своей профнепригодности мимо ушей. Из всей тирады я понял, что книгу «Социальное измерение» не должен был отправлять в печать. Хотя полосы были подписаны лично Владой Гармидер. А она бы самодеятельностью тоже заниматься бы не стала. Значит все было согласовано лично с ним. Безусловно, дело было совсем не книге-альбоме, а в чем-то другом. Возможно в моей книге. Тем более как мне сообщили, чиновники из полпредства вполне были довольны выпуском. Но спорить с разъяренным человеком всегда бесполезно, а перебивать тем более. Когда он наконец выдохся, я абсолютно спокойно произнес лишь одну фразу: «Я все сделал, потому что меня потрясла смерть наших журналистов и каждый день в любой момент может неожиданно стать последним…».

Это был удар ниже пояса. Напоминание об этой трагедии оказалось гораздо больнее и жестче, чем сотни оскорблений. Я прекрасно понимал, что он пережил, когда искали троих погибших людей на реке Обь, а убитых горем родственников отпаивали валерьянкой в его кабинете. Но самое ужасное, за его спиной многие коллеги шушукались, а на форумах в Интернете анонимы писали, что катер с «Ярославец» не перевернулся бы, если бы его когда-то не перестроили. При этом вину возлагали не только на капитана, но и на главного редактора, с подачи которого якобы эту реконструкцию на тюменской судоверфи провели. И он об этом был прекрасно уведомлен и старался изо всех сил держаться, сохраняя спокойствие и хладнокровие.

Раскрасневшееся лицо Леонида Константиновича, от повышенного давления во время крика, резко побледнело и обрело белый цвет, как его седые волосы и борода: «Люди каждый умирают и это не повод нарушать правила. Иди…».

Мое ямальское творчество

Напряжение последних трех месяцев, выставка в Челябинске, гибель журналистов, выпуск двух книг подряд, насыщенная командировка в Москву, а самое главное, беседа с Леонидом Гусельниковым, моя голова не выдержала. В итоге на следующий день после встречи с Константиновичем, меня на «скорой» доставили в отделение, в котором я заново родился в начале 2007 года и мой лечащий врач-невролог Елена Константиновна Брус снова взялась за мое физическое восстановление. Хотя я ни сколько выгорел физически, сколько в эмоциональном плане. Радость от выпуска своей книги сменилось на разочарование. В больнице я пролежал чуть меньше месяца в тишине и спокойствии. По стечению обстоятельств в этом же отделении умерла моя мама. И практически каждую ночь, она будто находилась рядом со мной. Тогда же в душе и голове проскользнула отчетливая мысль, что впереди грядут большие перемены. И они будут касаться не только всей телерадиокомпании. Но самое удивительное именно тогда я почувствовал, что вместе с переменами сменится и главный редактор…

Один из выпусков корпоративной газеты

Сразу после выписки я принялся готовить последний выпуск корпоративной газеты, в которой и выложил материал «О НАС ДЛЯ ВАС, ЗА НАС!», который начал готовить еще на больничной койки, сразу после видения. Это был пробный шар, своего рода проверка: уволят меня или нет? Хотя главный редактор запретил печатать этот номер газеты, его подписала Влада. После печати в екатеринбургской типографии, я распространил ее среди сотрудников. И даже после этого, он снова меня не выгнал, а позволил переехать в кабинет к продюсерам, где верховодила Влада и работала Мария Щурова. Моя зарплата упала в разы согласно штатному расписанию должности специалиста аналитического отдела. Я занялся сбором информации для выпуска новостей «Время Ямала» и руководства компании. Корпоративная газета официально прекратила свое существование, а я начал учиться интриговать и манипулировать. Благо этим искусством непревзойдённо владела мой непосредственный руководитель Влада Владимировна Гармидер. Моя жизнь и окружающих вокруг людей стала походить на трэшевое ток-шоу…

Кстати, прочитать статью из запрещенной газеты можно в 18 и 19 главах этой повести: «Время ямальцев", Часть 1 и Часть 2

Продолжение следует…