February 10, 2020

Парень, который делал 30к еще в школе

История о парне, который будучи школьником решил стать фрилансером.

Раньше школьники зарабатывали на продаже газет и расклейке объявлений. Интернет значительно упростил эту задачу. Александр Ларионов рассказал, как начал получать хороший доход ещё в школе, живя в деревне. Далее от лица автора

Меня зовут Саша Ларионов, мне 19, и я — коммерческий автор на фрилансе. Три года назад я писал слабые тексты на заказ, а сейчас помогаю компаниям делать хорошие одностраничные сайты и наполнять сайт полезными материалами.

Я работаю в свободном графике, не хожу в офис и сейчас в среднем зарабатываю примерно 30 тысяч в месяц при загрузке в 3–4 часа на рабочий день. На это мне потребовалось три года, но если учесть мои ошибки, прийти к такому результату можно гораздо быстрее. Вот как это получилось у меня.

Как я стал фрилансером

Кто-то в 16 лет ведёт себя рационально: выбирает будущую профессию, оценивает востребованность, ходит на курсы и набирает знания, готовясь к поступлению в нормальный вуз.

Я в 16 лет так не мог. Я сидел дома, писал рассказы и спорил с людьми в интернете, потому что кто-то опять был неправ.

В один момент мне просто надоело брать у родителей деньги на карманные расходы и я решил узнать, как можно заработать в интернете. Оказалось, что ищут специалистов по дизайну, программистов, аналитиков, верстальщиков, авторов и много кого ещё. Я не умею рисовать, мне неинтересно программировать и я совершенно ничего не понимаю в аналитике. А вот писать тексты на заказ можно попробовать. Так я стал фрилансером.

Фрилансом можно назвать всё, что попадает под понятие «проектная работа». Электрики и юристы, сантехники и бухгалтеры, даже таксисты, «работающие на себя», тоже подходят под определение фрилансера.

На деле фриланс получается таким «бизнесом на одного человека», со своими плюсами и минусами:

С вышеперечисленным так или иначе сталкиваются все фрилансеры. Одни умудряются вытащить плюсы, другие — нет.

Например, мне трудно держать режим, поэтому статью я пишу в четыре утра. Я лягу спать только через восемь часов. Даже в 19 лет это отражается на состоянии, но я не могу удержать режим в норме. Каждый раз меня это бесит, и я каждый раз сбиваю его обратно. Но предотвращать такие ситуации я ещё не научился.

Зато у меня не было проблем с окружением — я и до фриланса контактировал только с семьёй. Родители, конечно, поначалу смотрели на фриланс скептически, но пробовать новые занятия не мешали.

Лично меня фриланс социализировал и познакомил с классными людьми, развил ответственность и научил правильно расставлять приоритеты. Мне оказалось в кайф: у меня много энергии и я хочу, чтобы моя работа где-то была и что-то значила.

Если бы мне было проще жить по схеме «пришёл на работу → сделал работу → ушёл с работы и забыл о ней до следующего дня», то фриланс бы мне не подошёл.

Сколько удалось заработать на бирже копирайтинга

Мой путь фрилансера начался с биржи копирайтинга — места, где люди заказывают тексты для сайтов или блогов по 5–500 ₽ за штуку. Выбор небольшой: в лучшем случае приходится описывать товары в интернет-магазинах, в худшем — писать бессмысленные тексты страниц на пять.

Заказы есть всегда, и на хлеб с маслом, но без икры можно заработать за 6–8 часов ежедневной работы.

На бирже я провёл 8 месяцев. За это время я получил что-то около 35 000 ₽. 4000 ₽ в месяц, да..

Статистика по третьему месяцу на бирже вполне показательна. Кстати, никогда не покупайте PRO-аккаунт, толка от него нет. :)

Обстановка на бирже тоже удручающая: оплата маленькая, чтобы заработать хотя бы на прожиточный минимум, нужно без остановки стучать по клавиатуре, не особо вдумываясь в то, что пишешь. Поэтому в интернете столько неграмотных бредовых статей — копирайтерам некогда искать информацию, им бы побольше написать, чтобы больше получить. Я не люблю работу без смысла, поэтому с биржи ушёл.

Я поступил неправильно: мне нужно было уйти через пару недель. Вместо этого я потратил больше полугода на работу за гроши без профессионального развития.

Самостоятельный поиск заказов

Я знал, что можно зарабатывать больше, но не знал, как. В попытках это выяснить я прочёл кучу книг, вступил в группы копирайтеров в соцсетях и подписался на рассылки специалистов по копирайтингу. В группах клиенты публиковали заказы, иногда я откликался и получал небольшое задание. Но это немногим отличалось от того, что я делал раньше — я чувствовал, что делаю пустую работу, и это мне дико не нравилось.

За это время я упустил опыт, деньги и десятка четыре контактов. Хотя я мог:

  • Сделать нормальное портфолио — взять чужие тексты и отредактировать их. Показать «до» и «после». Когда есть портфолио, можно попробовать написать статью для популярных изданий: прийти к ним и сказать: «Здравствуйте, меня зовут Саша Ларионов, я автор. Мне нравится издание, я хочу писать для вас классные тексты, вот портфолио». Можно прийти в агентства. Можно выйти на редакторов агентств и прийти к ним лично. Можно дать горстку объявлений на фейсбуке и получить ворох заказов.
  • Получить опыт у профессионалов и прокачать навыки. Иногда находятся должности со «взрывным ростом»: пару месяцев назад один редактор искал себе помощника. Он обещал, что через год из начинающего редактора (или, возможно, опытного автора) сделает крутого специалиста. За год. Зная уровень того редактора, я на 95% уверен, что у него получится. Можно было поискать такие вакансии.
  • Найти работу в интернет-агентстве. Можно стучаться во все небольшие интернет-агентства и делать работу попроще. Можно до упора забить себя работой и клепать однотипные тексты. Можно забить не до упора и дальше учиться или искать проекты.

Я не сделал ничего из этого. Я просто пытался писать, иногда публиковался и получал неплохие деньги за разовые публикации, которые в перспективе пары месяцев становились позорной мелочью.

Самообразование и практика не прошли даром — спустя 40 написанных текстов, два пройденных курса и сотни прочитанных статей я понял: клиент готов хорошо оплачивать текст, который решит какую-то бизнес-задачу: поможет человеку разобраться с сервисом, подвигнет подписаться на рассылку или заказать товар в магазине. Тексты о продуктах и услугах мне показались сложным и ответственным делом — чтобы продавать напрямую, надо хоть немного шарить в маркетинге и психологии продаж, поэтому с ними я пока решил не работать. А вот информационные тексты для блогов были мне по силам — и я решил, что буду писать только полезные статьи, с проверенной информацией.

Думаете, что с этого момента я стал хорошо зарабатывать и заказы полились рекой? Нет. Потому что из-за своих убеждений я отказывался от заказа, как только мне казалось, что у нас с клиентом разные подходы и несовпадение взглядов. Сейчас я понимаю, что это не так — просто я не знал, как правильно обсудить задачу и выяснить, что на самом деле хочет клиент и какой текст ему нужен.

Я снова наступил на грабли и потерял кучу времени. Но зато понял, что написать текст — это полдела. Главное — разобраться в задаче и понять клиента.

Как получилось повысить стоимость своей работы

Я решил, что на статьях далеко не уехать — и записался на пару курсов по маркетинговому анализу и проработке смыслов в текстах, которые должны продавать.

У меня не было ни портфолио, ни опыта, но рано или поздно должны были появиться люди, которым понадобились бы эти навыки. И они появились — за год только маркетинговыми текстами я «отбил» курс, который стоил 25 000 ₽, и собрал небольшое портфолио.

У меня появились новые клиенты, и не потому, что я стал намного круче. Я просто сделал то, что нужно было сделать два года назад — начал слушать клиента и понимать, что именно он хочет. Если раньше я отказывался работать из-за требований или несовпадения взглядов на текст — сейчас я соглашаюсь.

Спустя год я нашёл пару регулярных проектов, стал чаще писать по хорошим ценам — 5–10 000 ₽ за статью. Я даже написал несколько статей в классное нишевое издание WebPromoExperts.

У меня уже нет проблемы в стиле «если я за неделю ничего не найду, мне придётся брать деньги у родителей». Сейчас у меня есть проблема из серии «если я за следующие три дня не сдам пять текстов, начнётся адовый треш».

Это не означает, что я уже стал крутым автором, которого хотят заполучить все мировые издания — мне ещё надо многому учиться. Но я уже знаю, что надо делать, и допускаю меньше ошибок.

Что делать, если вы хотите попробовать фриланс

1. Определите свою нишу. Что вы любите, что вам интересно: писать тексты, вести социальные сети или придумывать дизайн сайта.

2. Поищите бесплатные видео или курсы по этой теме.

3. Найдите сообщества в соцсетях, где общаются специалисты по выбранной теме — их много во ВКонтакте и в Фейсбуке. Найти можно через поиск по ключевому слову. Например, «дизайн» или «копирайтинг».

4. Выполните несколько простых заданий за небольшую плату — сначала вам нужно понять, как это всё работает и что надо делать.

5. Прокачивайте навыки — проходите курсы, читайте профильную литературу, общайтесь с коллегами. Чем выше уровень — тем больше оплата.

И не опускайте руки, если что-то не получается — сразу и не выйдет. Ошибки — это опыт.

Думай как Рокфеллер - пополняй мозги и карманы свои.