June 21, 2021

КАК РАЗГОВАРИВАТЬ С ДЕТЬМИ, ЧТОБЫ ОНИ ЧУВСТВОВАЛИ СЕБЯ ЛЮБИМЫМИ

1. ТЕБЯ ЛЮБЯТ ЗА ТО, КТО ТЫ ЕСТЬ И КЕМ ТЫ СТАНЕШЬ

«Мне не нравится, когда ты дерешься с братом, но я по-прежнему люблю тебя». «Раньше ты любила эту песню, а теперь она тебе не нравится. Так интересно наблюдать, как ты и твои предпочтения меняются с годами!»

Давая детям понять, что вы любите их за то, кто они есть и кем они станут в будущем, вы создаете доверительные отношения и формируете безопасную привязанность. Стройте отношения на основе совместной деятельности, занимайтесь вместе тем, что хотят делать дети. Обращайте внимание на их увлечения и интересы. Когда вы проводите время с детьми, не отвлекайтесь на работу, домашние обязанности или телефон. Важно показать детям, что вы полностью сфокусированы на них.

Дети, построившие отношения безопасной привязанности с родителями, обычно обладают более высокой самооценкой и сильным самоконтролем. Чаще демонстрируют эмпатию и сострадание. У них развиты навыки критического мышления и более заметны успехи в учебе по сравнению с детьми, которые не построили такие отношения с родителями.

2. ТВОИ ЧУВСТВА ПОМОГАЮТ РОДИТЕЛЯМ ПОНЯТЬ, ЧТО ТЕБЕ НУЖНО

«Я слышу, что ты плачешь, и пытаюсь понять, что ты просишь в данный момент. Я попробую взять тебя на руки по-другому. Посмотрим, поможет ли это». «Когда мне хочется спать, я становлюсь очень капризной. Может быть, сейчас тебе тоже хочется спать?»

Приятно общаться с детьми, когда они в хорошем настроении, с ними легко ладить и можно весело проводить время вместе. Но дети, как и взрослые, испытывают неприятные чувства: грусть, разочарование, отчаяние, злость, страх. Часто дети выражают эти чувства плачем, истериками и непослушным поведением. Обращайте внимание на детские эмоции. Так вы покажете, что их чувства вам не безразличны, и они могут на вас рассчитывать.

Если детские эмоции ставят вас в тупик, задайте себе следующие вопросы:

• Мои ожидания относительно детей реалистичны?

• Научила ли я детей необходимым навыкам?

• Какие навыки им нужно больше практиковать?

• Как чувства детей влияют на них прямо сейчас? Может быть, они слишком устали или огорчены, чтобы мыслить ясно?

•Как мои чувства влияют на то, как я реагирую на детей?

3. СУЩЕСТВУЮТ РАЗНЫЕ СПОСОБЫ, ЧТОБЫ ВЫРАЗИТЬ ЧУВСТВА

«Расстраиваться нормально, но мне не нравится, когда ты кричишь. Можно просто сказать: «Я расстроен». Ты можешь выразить свои чувства, топнув ногой или сжав подушку, вместо того чтобы кричать».

«Порой в моменты грусти мне хочется рассказать кому-нибудь о своих чувствах и обняться. А иногда мне нужно просто побыть одной в тишине. Как ты думаешь, что может помочь тебе сейчас?»

Для младенцев плач и крик — единственный способ выразить негативные чувства. Но мы не хотим, чтобы подросшие дети выражали чувства таким образом. По мере того как их мозг развивается и словарный запас растет, они обретают возможность выбирать способ выражения своих эмоций.

Поговорите с ребенком о правилах выражения эмоций в вашей семье.

Как дети и взрослые могут выражать возникающие эмоции?

Используйте художественные книги, чтобы показать ребенку, что у всех есть чувства. Совместное чтение дает возможность поговорить о сложных чувствах, с которыми сталкиваются разные персонажи, и попрактиковаться в решении проблем без эмоционального вовлечения в ситуацию.