Рабочие материалы
October 31, 2020

​​​​Эффект Даннинга - Крюгера.

Суть его в том, что чем меньше человек знает, имеет опыта и квалификации, тем более завышено его представление о собственных способностях. Вроде не логично? Но это только на первый взгляд.

Нарисуйте круг диаметром 1 см и круг диаметром 100 см, длина окружности у первого будет 3.14 см, а у второго 314. Так вот, длина окружности это то, насколько область ваших знаний соприкасается с бесконечной информацией, если она небольшая, то вы искренне считаете, что область ваших знаний, тоесть круг, охватывает почти все. Но по мере увеличения круга вы все больше понимаете, насколько он мал, по сравнению с бесконечностью.

Это касается всех сфер жизни и финансов в первую очередь. Если кто-то вам рассказывает про отсутствие рисков и 100% результат, то, либо он искренне заблуждается, либо обманывает вас. Любая инвестиция сопряжена с рисками и если это не учитывать, то можно потерять все. Поговорка - не клади все яйца в одну корзину, не появилась не просто так.

7 лет назад, я, как и большинство предпринимателей, считал, что знаю про финансы практически все, за исключением незначительных мелочей. Потом были изучены труды Катасонова, Эфимова, как происходит эмиссия, что такое ставка рефинансирования и т.д. И я решил что, вот теперь-то, я точно знаю, практически все! Когда мне впервые рассказали про биткоин, я, так как считал себя достаточно осведомленным в вопросе финансов, то сделал вывод, что это обычный лохотрон. Потом я изучил что такое блокчейн и мое мнение изменилось и т.д. Чем больше я узнаю, тем больше я понимаю, что невозможно все знать!

Я пришел к понимаю того, что спорить и пытаться переубедить оппонента, крайне малоэффективное занятие и смысла тратить на него свою энергию, нет никакого. Если мое мнение по какому либо вопросу, не совпадает с человеком, то далеко не факт, что я прав, очень может быть, что мы оба заблуждаемся.

Категоричность в суждениях, в большинстве случаев, является проявлением эффекта Даннинга - Крюгера. В следующий раз, когда вы с пеной у рта будете пытаться кого-то переубедить или с усмешкой, будете потешаться над чьей-то глупостью и считать себя умнее, то вспомните о Даннинге с Крюгером, может дело в их эффекте?