December 24, 2023

Путь ипотечника

Написано в 2021 году

Вот за что я себя ценю и уважаю - так это за то, что никогда ни о чем не жалею! Какую бы глупость ни вытворила, к какой бы жопе это ни привело. Я, может, и поплачу сперва немного. А потом пожму плечами и скажу: штош, значит, так и было нужно.

Вообще-то, когда я начинала это все записывать, умозрительно я представляла любые исходы. Но в плохие все же реально не верила. Иногда только говорила себе и другим, мол, ха-ха, я стремлюсь в обманутые дольщики.

(Накаркала, но об этом позже)

Для меня началось все просто.

Лет мне уже достаточно. Перспектив в личной жизни меньше, чем ноль. Работа есть. В общем, время подумать о дальнейших перспективах. Жить я хочу здесь. Собственно, я и живу давно уже здесь. Здесь находятся все важные и значимые для меня вещи. То есть, мысли укорениться начали время от времени навещать мою головушку.

До поры, до времени дружба с математикой и основами бухучета спасала меня от участия в авантюрах. Но жизнь вокруг меняется. Мы тоже. Десять лет назад многие вещи, происходящие сейчас, невозможно было представить. А двадцать лет назад я не могла представить, что в 40 лет у меня не будет ни мужа, ни детей...

Так вот, повторюсь, я хорошо умею считать и не очень уверена в завтрашнем дне (особенность характера, я называю её реализмом). Поэтому, вопрос ипотеки никогда для себя всерьёз не рассматривала. Банки, впрочем, тоже не воспринимали меня как подходящую жертву.

Неоднократно бралась за калькулятор, подсчитывала свои грошики и параметры ипотеки. На получившейся схеме рисовалась хлебно-кефирная диета с отпусками на берегу Ивановских прудов. Я вздыхала, говорила "ну и ладно" и со временем забила на эту тему.

Но время шло себе и шло. Строек становилось все больше, и им требовались новые покупатели. А доллар рос, а санкции ширились. Надо поднимать экономику, но как? Что же делать? И тут придумали ипотеку с господдержкой.

По исследованиям какого-то там агентства, абсолютное большинство россиян финансово безграмотны. И я - как большинство. Какая разница, что у меня образование высшее. Несмотря на диплом физмата, я гуманитарий. Несмотря на работу в сфере инвестирования строительства, я об инвестировании знаю, что это риск, и это всё, что я знаю. О предмете самого строительства можно и не говорить, в этом я тоже дуб-дерево.

Когда я поехала посмотреть проект в офис продаж единственного заинтересовавшего меня ЖК, ни на минуту не думала, что выйду оттуда с бронью и оформленной заявкой в банк. Ехала просто посмотреть. Посмотрела. Ну, огороженное забором поле. Ну, временный офис продаж в щитовом домике. Бойкая девушка - менеджер по продажам - спросила, на какую сумму я рассчитываю. Я сказала. О, да у нас все квартиры подходят под ваши требования! Опа - и я уже вроде как не нищеброд. Вы же зарплатный клиент Сбербанка? Давайте сразу отправим запрос на предоставление кредита! Ну, за спрос же не бьют, поэтому давайте отправим, согласилась я.

Буквально на следующий день мне позвонили из Сбера (из Сбера, Карл! на следующий день!) и сообщили, что одобрили кредит на 5 миллионов. Хм, сказала я. Надо было выбирать квартиру. Я поехала в офис продаж. Квартиру выбрала минут за 15. Честно сказать, остановилась на самой дешевой. Потому что несмотря на то, что задница моя ситуацию так и не прочувствовала, голова все же немного работала, и я решила минимизировать затраты, насколько возможно.

Хотя, положа руку на сердце, когда на тебя вешается долг в две годовых зарплаты (не считая процентов), "лишние" сто-двести тысяч не слишком-то влияют на общее ощущение себя идиотом с 7-значным кредитом.

Мой выбор тормознул на студии в 27 квадратов, без кладовки. На фига мне нужна эта кладовка, тем более если ее стены будут только намечены перегородкой высотой 30 сантиметров? (Нищебродская привычка все высчитывать, не расслаблялась ни на секунду: в свете предстоящего где-то там в будущем ремонта я уже старалась минимизировать затраты на него.)

Окна хотелось на юго-запад (обожаю помирать от жары летом во второй половине дня) или запад (люблю закаты, мать их), но был только северо-запад. Третий этаж - самое то для лентяев в случае отказа лифта. Опять же, на подъеме мебели сэкономить - грузового-то лифта не планируется.

Вид из окон - на бульвар (планируемый). И напротив - детский сад, точнее, прямо под моими окнами - игровая площадка этого сада. То есть, это выглядело довольно продуманным: когда дети в садике - я на работе, когда я дома - дети по домам. Ну, и самое главное - автомобильного движения через бульвар не будет. Так нам говорили всем, да.

Срок ввода в эксплуатацию этого прекрасного дома, который начали строить вторым в ЖК, в договоре стоял аж через 3 года после начала строительства. И продавался он одним из первых. Наивная девочка из куда более дальнего замкадья и не могла представить, что даже у домов-призраков из визуализации на сайте, сроки сдачи будут раньше. О том, как нам все пели, что дом будет сдан раньше на год, и вспоминать неловко. Еще более неловко вспоминать, как мы в это поверили.

С другой стороны, как не поверить, потому что для буратин, далеких от строительства, 3 года возводить дом высотой в 8 этажей кажется фантастической прокрастинацией, а наш девелопер же известен тем, что все сдает досрочно!..

Песни о сдаче раньше срока продолжались до момента обещанного ввода. Через полтора года специальный отдел по втюхиванию ремонтов начал обзванивать жильцов и предлагать купить заранее ремонт от застройщика "в связи с тем, что дом будет сдаваться раньше". Уже тогда было понятно, что затея сомнительная. Но я, пребывая в полном сознании, на неё подписалась. Потому что я идеалистка и лох. Ведь разве это не прекрасно: ты получаешь квартиру, в которой можно жить, не разорившись на оплате бригады и материалов, не охрипнув в процессе взаимодействия с ними, и не поседев больше, чем сейчас под краской "роскошный шоколад".


Самый страшный кошмар дольщика - банкротство застройщика.

И он таки сбылся. Наш многострадальный дом подстрелили на излете: в момент проверки перед вводом в эксплуатацию на девелопера и группу застройщиков подали иск на банкротство. По результатам проверки выдали предписание о 7 листах - устранить недостатки до 31 июля и податься повторно. Замечания были несерьезные, как простуда, но (еще один приступ сарказма) практически сразу после публикации предписания застройщик свернул поляну, разогнал всех рабочих и вывез большую часть техники. Еще несколько дней после этого стройку грабили соседи-дачники и все, кто мимо проходил.

Наш злосчастный, абсолютно готовый к эксплуатации дом, остался без признаков жизни стоять за железным забором, как дурак. Посреди домов, сданных год назад . Которые начинали строить позже нашего. Хнык. Хнык.

Понедельник 9 июля 2018 года теперь в моей книге памяти вырублен топором. За окном ливень тропической силы и плюс 15. А в чатах - прямой репортаж из зала арбитражного суда, с заседания, на котором нашего застройщика должны признать банкротом. Юристы девелопера артистично бьются насмерть. Но телефонное право пока побеждает разум и логику: из 5 компаний банкротами признаны 2, идет заседание по 3-й. Долго идет. "Мы" - самые последние. Только в 8 вечера судьи озвучили, что и наш застройщик признан банкротом. Кто бы сомневался.

Мы, неудачливые дольщики, сначала загрустили. А потом разозлились. Не, ну что это вообще за бред - не ввести в эксплуатацию готовый дом. Забегая вперед, скажу, что злиться и бороться нам предстояло еще год.

Ну, как бороться... Нам очень повезло, мы были первым проектом достройки за счет бюджета. И наш ЖК, в отличие от остальных, успели достроить.