September 15, 2023

Резюме, которое работает или как искать работу

Резюме должно работать на тебя, а не против.


Дисклеймер: в статье описывается субъективное мнение автора. Советы, техники и наставления не работают на 100% и никому не гарантируют оффер в Google после прочтения.

Тебе могут не понравиться мои выводы, может показаться, что я что-то или кого-то осуждаю, но нет, я пишу только со своей колокольни, как я видел: что работает, а что нет.

Я собрал здесь максимум информации, которую знаю на протяжении своего профессионального опыта, и которая помогает мне находить работу достаточно быстро.

Начнём!


Предисловие

Я решил написать эту статью-гайд, так как продолжаю видеть очень большое количество резюме, которые я бы отложил в далекий ящик, потратив на них 5-10 секунд времени. Хороших программистов могли динамить из-за плохого резюме.

Я видел также множество прекрасных примеров резюме. Лично у меня в этом плане всё далеко не идеально, но тем не менее я неоднократно получал хорошие сообщения от HR и других людей, потому что моё CV крутое/прикольное/милое/нестандартное, хотя у меня и по сей день сейчас это просто страничка в Notion. Есть в общем куда расти. Всем.


Что я видел в работающих резюме

Напишу список, который разберу в подробностях:

  1. Портфолио
  2. Опен-сорс
  3. Педантичность
  4. Продаваемость
  5. Манера
  6. Краткость

Я расположил пункты в порядке приоритета. Конечно, возглавляют строчки списка всё, что связано непосредственно с самой профессией — разработкой.

Портфолио

Портфолио... очень важная вещь. Везде. В нашем случае в качестве портфолио может выступить

  1. Твой сайт
  2. Твой GitHub
  3. Сайты, которые ты делал для кого-то (естественно, с исходниками)
  4. zip архивы с проектами, или грубо говоря "куски кода" (ну, так тоже можно в принципе)

Начну разбор с последнего пункта.

Куски кода

Я давно активно не смотрел на рынок, но год назад либо общаясь с HR, либо в самой вакансии можно было встретить строчку "предоставьте кусок кода". Возможно я предвзято отношусь к этому, но что может сказать о программисте кусок кода, особенно в расцвет LLM? Я могу написать ChatGPT — сгенерируй мне хорошо структурированный кусок кода, и вуаля: я крутой программист? Я в 99% случаев обходил такие вакансии стороной.

Пет-проект может многое сказать о компетенции программиста, но никак не кусок кода. Я бывало сидел думал: "а из какого файла вы хотите кусок кода-то?"

Сайты на заказ

Важная штука. Можно существовать без портфолио в виде сайта, без GitHub, но если у тебя есть опыт в крутых проектах — это козырь. В начале особенно лучше не брезговать тематикой проектов, а браться за всё (ну, кроме того, к чему совсем душа не лежит).

GitHub

О, это место, куда любой человек может зайти и посмотреть на твой код. Супер крутой инструмент, чтобы показать насколько ты хорош. Человеку даже не надо писать тебе в личку, чтобы ты ему скинул проекты, которые ты делал. Тыкнул — и любуешься, как человек код пишет и что у него в голове бывает.

Портфолио

Жемчужина списка. GitHub на максималках, и вот почему — если в GitHub полезет обычно только программист, то по ссылке на твое портфолио может перейти любой ребенок, не говоря уже об HR. Ты показываешь всё, что у тебя в голове в виде портфолио. Можно проявить креатив, воображение и что угодно. По моему мнению, это самая интересная и работающая техника. Ты можешь понравиться людям просто по тому, как ты себя представил.

Да и еще, какой веб-разработчик без портфолио в виде веб-сайта? Может выглядеть, как юрист, никогда не бывавший в суде. Именно "может", потому что отсутствие портфолио не ставит под сомнение профессионализм разработчика.

Мораль: портфолио — это очень важный пункт в резюме, который поможет найти работу быстрее, чем другие кандидаты без портфолио.

Опен-сорс

Я поставил этот пункт за портфолио, потому что активное участие в опен-сорс разработке может быть большим плюсом, так как показывает, что человек не просто работает от зарплаты до зарплаты, но и живет кодингом. Живет идеей. Я думаю, CEO в восторге, когда его коллега живет идеей и кайфует от разработки. И опять же, как в случае с портфолио, полное отсутствие зеленых квадратиков в GitHub не означает, что разработчик плох. Пока разбирал опен-сорс, вспомнил это видео.

Мораль: опен-сорс это круто, и круто, когда на него есть время.

Педантичность

Под педантичностью я не имею ввиду перфекционизм. Мне очень мешал перфекционизм. Это стремление "сделать все идеально" в итоге не доводило ни одну мою идею до MVP, не говоря уже о том, чтобы идея увидела свет. Ещё говоря про педантичность в этом контексте, я не имею ввиду, что мне всегда нужно было излишнее внимание к мельчайшим деталям. Внимание должно быть, но не излишнее.

Например, я часто встречал резюме/портфолио с грамматическими ошибками, явным отсутствием симметрии в вёрстке, не очень внятным UX (но это совершенно легко можно списать на грейд разработчика), а что ещё хуже — вовсе не работающими кнопками или ссылками.

Причём я встречал это не только у Junior разработчиков, но и у Middle+.

Мораль: просто будь внимателен без фанатизма. Упускать что-то нормально, все мы люди.

Продаваемость

О, дошли до денег. Наверное сейчас самое интересное.

Давай сравним два резюме:

  1. Привет! Я разработчик с [...] навыками и опытом X месяцев. Ожидания по зарплате: $3 в час/рад поработать за идею. Вообще я горю разработкой, я её очень люблю! Писать сюда -> @ruburi
  2. Привет! Я разработчик с [...] навыками и опытом X месяцев. Ожидания по зарплате: $10 в час. По выходным не работаю. Писать сюда -> @ruburi

Я посмотрел бы на эти два резюме, будучи CEO продукта, и мне конечно стало бы интересно, на что способен второй разработчик, который задвигает аж в 3 раза больше, чем первый.

Во втором случае человек явно выставляет границы и дает понять, что он ценит свое время и не готов его разбазаривать куда угодно, несмотря на то, что он недавно начал профессиональный путь в разработке. Я бы не сказал, что это говорит об ответственности за своё время, но кто-то может так посчитать.

Если рассмотреть строчку "Вообще я горю разработкой, я её очень люблю!" — ну, я думаю тут палка о двух концах. HR это может обрадовать, мол вот смотри — тут разработчик любит кодить и вообще он так горит этим! С другой стороны, это может походить на конфетно-букетный период у молодых влюблённых, когда человек только начал и его прёт, а потом бах — и первое выгорание! Осознание того, что жизнь — тлен, а программирование — не моё. И вот ушёл с проекта. А потом еще окажется, что лид не смотрел за джуном. Ой.

Что я хочу этим сказать? Нет, не то, что если человек пишет, что он любит разработку, значит он плохой. Просто скорее всего, если человек пишет об этом, скорее всего он это докажет, если это действительно так (например, тем же опен-сорс). Не путать с тем, что человек пишет, например — создаю крутые интерфейсы, которые нравятся людям. Тут скорее можно увидеть подход к разработке.

Мораль: цените своё время и нервы, пытайтесь продавать себя дороже, чем вы себя оцениваете — только так покоряются новые вершины, на уверенном.

Манера

Манера — коротенький пункт. Под манерой я имею ввиду манеру "коммуникации" с внешним миром через резюме. Никому не будет приятно читать хабалистую или наглую писанину. Я предпочитаю общаться с людьми через резюме. Так и в статьях. Я пишу так, как будто я сижу и общаюсь с человеком в реальной жизни. Кому-то это может не нравиться, может вызвать споры между тыканьем и выканьем, формальностями и бюрократией, но мне так просто комфортно.

💗 💗

Если тебе нравится статья, можешь поддержать автора лайком под постом в Telegram канале — @ruburi

💗 💗

Краткость

Краткость — сестра таланта. Когда-то давно я услышал слова: "HR неинтересно, занимаешься ты плаванием или прочитал 100 книг, если ты не принесешь пользы или денег."

Цитата, конечно, грубоватая, но в целом это так. Пункт не про то, что никому неинтересны твои достижения, нет. Просто я стараюсь не заполнять резюме/CV информацией, не связанной с профессией. О том, сколько я книг прочитал можно рассказать коллеге в курилке, если ему станет интересно.

Мораль: не переполнять резюме лишним шумом.


Заметки и мини-разбор других резюме

Сейчас я открою несколько сервисов для поиска работы и возьму оттуда парочку резюме. Разберём на примерах, чтобы было яснее, и возможно, я вспомню что-нибудь ещё интересного.

1 заметка

Важно оценивать себя адекватно. В продаваемости я написал, что надо ценить своё время, но важно также уметь оценить свои навыки адекватно. Чтобы не было такого, что человек просит $5000 и прикрепляет в примеры работ To-Do лист. Ну вы поняли.

2 заметка

Префаернул по 2 заметке. Человек опубликовал своё резюме в Google Disk -> переходим -> нет доступа.

Старайся публиковать резюме там, где его легко достать и удобно читать. И не забудь открыть его в паблик.

3 заметка

Есть тут один красный флаг, если можно так выразиться. Избегай оценки своих навыков в процентах. Что-то в духе знаю JavaScript на 50%, а HTML на 100% — моветон. Честно признаться, я сам таким маялся когда только учился.

4 заметка

Стиль резюме тоже решает. Главное, чтобы при просмотре резюме у человека не случился приступ от переизбытка смайликов, ярких цветов и прочего, отвлекающего фокус.

5 заметка

Английский — решает. Всё новое, что я изучаю эти 3 года как минимум — ресурсы и материалы на английском.

6 заметка

Когда будешь писать о своём опыте в проектах, пиши конкретно, что ты делал, какие были у тебя обязанности и что тебя радовало в процессе работы. Я не использую слово "гордишься", ну потому что иногда это прямо звучит очень резко. Можно работать в компании, где не происходило ничего выдающегося, зато ты просто стабильно выполнял свою работу качественно.

7 заметка

LinkedIn — мастхев, если ищешь работу за рубежом.

8 заметка

Иногда я замечаю, как люди перечисляют софт-скиллы и пишут: я добрый, трудолюбивый, хороший. Ну в общем такие софт-скиллы, как будто бы для кого как. Как будто сочинение школьное пишешь о том, какой ты у мамы получился. Тут есть тонкая грань между тем, что перечислять, а что нет. Поэтому не пойми неправильно. На вкус и цвет.

9 заметка

Помнишь я говорил про продаваемость?

Цитирую строчки из резюме:

"Я готов предложить свою полную приверженность, и быть полезным дополнением к Вашей команде. Вместе мы выведем Ваш бизнес на новый уровень!"

Приверженность? Выведем Ваш бизнес на новый уровень? Одним разработчиком клиентской части?

Это примерно то, о чём я говорил. Человек может быть хороший, искренний, но в строчках есть такая толика напыщенности, как будто я сейчас напишу принимать на работу, а потом закую в наручники у батареи и код заставлю писать, пока бизнес не выведется на новый уровень.

10 заметка

Отзывы и рекомендации решают. Тут шатаут @workwor за наставление. Круто, когда за тебя могут замолвить слово другие разработчики.


Заключение

Ну вот и подошла к концу статейка. Что могу сказать? Учись, разрабатывай, пили проекты себе в кайф и не забывай отдыхать. Надеюсь, я помог тебе, анон.

Отзыв

Если заметил где-то ошибку, или что-то не складывается в голове — ты всегда можешь обратиться за вопросом ко мне в Telegram @rubyuroboros


Мой канал — https://t.me/ruburi

лайк?