May 4, 2019

Present Perfect Tense. Настоящее совершенное время.

Ухххх. Пойдем по этому полу с граблями, в очередной раз. Сколько раз уже пояснял своим детям, но так и не удалось это сделать до конца. Во-первых, потому что дети ничего не записывают, а во-вторых, даже если кто-то и записал, то забыл или "потерял" как в том анекдоте.

Очень часто это время путают с простым прошедшим временем (PAST SIMPLE), но это и неизбежно, ведь на русском перевод этого времени и звучит как будто событие возникло в прошлом

Я готовил лимонад

или

Я приготовил лимонад

Вроде бы отличия небольшие, а однако они есть.

Отличия между Present perfect и Past simple.

Сравнивать с простым прошедшим временем наиболее логичное действие, так как именно с этим временем чаще всего путают незавершенное время.

Past Simple: прошедшее простое время

Используется: Когда говорим о событиях, которые произошли в прошлом.

Что подчеркиваем: Что событие или факт действия произошел в определенном моменте в прошлом.

I ran on the street. 
Я бегал на улице.
В данном случае я рассказывают, что я когда-то бегал на улице. Может этот рассказ возник в ходе встречи с другом, а может просто по телефону в ответ на вопрос, что делаю в свободное время.

Present Perfect Tense: настоящее продолженное время

Используется: Когда говорим о действии которое произошло в прошлом, но имеет значение сейчас.

Что подчеркиваем: Результат от совершенного действия в прошлом.

I have run on the street
Я пробегал на улице.
А сейчас я имею ввиду, что находился на улице и бегал, и на данный момент у меня есть уже готовый результат, а именно оконченная тренировка. И мне более не требуется тренироваться.

То есть Present Perfect показывает результат действия сейчас: моя беговая тренировка окончилась.

Ну и как же отличить одно от другого, что есть прошедшее время, а что есть настоящее продолженное. Все относительно просто: инфографика :)

Например, я приготовил лимонад. Я говорю, о том, что готовил лимонад это факт. Это действие никакого отношения к настоящему не имеет.

А вот другой смысл:

Тут я говорю, о том, что когда-то (может быть вчера или несколько часов назад) приготовил лимонад, и мы можем его выпить сегодня. То есть у меня есть в настоящем времени результат моего действия из прошлого.

Итого, что имеем в сухом остатке: а вот что.

Ну чтобы закрепить предлагаю посмотреть еще несколько примерчиков.

I trained.
Я тренировался.
То есть на вопрос тренировался ли я, например, вчера, у меня ответ утвердительный.
I have trained
Я потренировался.
В этом предложении хочу сказать, что я уже потренировался, и сейчас мой результат - это общая усталость и мне требуется отдохнуть.

Ну а теперь .... когда же нам использовать present perfect. Возьмем 4 наиболее частых случая, а все частные опустим.


  • Результат действия виден прямо сейчас

Это значит, что действие закончилось только сейчас и результат его все еще виден.

Я убрал комнату (только что закончил убирать и результат виден, все еще чисто)
Я приготовл лимонад (прямо сейчас видите стоящий перед собой "жбан" с напитком)
  • Важен результат, а не время когда, что-то было сделано

Это значит, что нам важно что имеем сейчас, а не то когда и что произошло.

Он поел. (То есть он уже покушал, а когда это действие произошло - не важно. Важен результат
Он нарисовал картину (важна сама картина, а не процесс или время когда ее рисовали)
  • Когда говорю о жизненном опыте

Я говорю о том, что произошло или не произошло со мной к настоящему моменту. В подобных случая часто используются слова "индикаторы": когда-либо, никогда, всегда, несколько (один, два, три и т.д.) раз.

Я всегда хотел прыгуть с парашютом. (то есть к настоящему моменту, я еще не прыгал)
Я был в Японии восемь раз. (к настоящему моменту это мой личный "экспириенс" (опыт))
  • Говорим о незавершенном промежутке времени (например дне, месяце или годе).

Интервал времени о котором говорим еще не завершился, и действие может быть выполнено еще раз или еще несколько раз.

Я выгуливал собаку сегодня. (то есть сегодня я смогу еще выгулять, раз или другой)
В этом году я уже сдавал экзамены. (То есть год еще не закончился и череда сдачи экзаменов тоже, будет еще шанс испытать судьбу)

Ну а теперь к снаряду правилам образования настоящего совершенного времени.


Правила!

Все относительно просто. Настоящее совершенное время образуется при помощи have/has и глагола в прошедшем времени.

В английском языке есть правильные и неправильные глаголы. Люди читающие этот текст должны обладать этой ценной информацией. Соответственно в зависимости от глагола форма настоящего совершенного времени образуется так:

  • Если глагол правильный мы к нему добавляем -ed: train - trained, jump - jumped, study - studied
  • Если глагол неправильный, то мы ставим его в третью форму: fly - flown, drive - driven, do - done.
ВАЖНО. Правила определения правильного и неправильного глагола - отсутствуют как класс. Так же как и правило образования трех форм неправильных глаголов. Их можно только запомнить, выучить как таблицу умножения.

А теперь давайте посмотрим на схему предложения в настоящем продолженном времени.

He/She/It - используем HAS. Во всех остальных случаях HAVE.

Правило построения утвердительного предложения: действующее лицо + have/has + глагол-ed или третья форма неправильного глагола.

They have done astonishing job.
Они проделали удивительную работу

She have cooked wonderful dinner.
Она приготовила удивительный ужин.

has и have могут быть сокращены в предложении как -'s и -'ve, соответственно.

Очень часто в английском языке мы можем увидеть так называемые индикаторы времени present perfect. Увидев или услышав это слово, следует делать вывод, что скорее всего используется настоящее совершенное время.

Never - никогда

Just - только что

Yet - еще

Already - уже

Lately/of late - за последнее время

Recently - недавно

Ever - когда-либо

This week/month/year - На этой неделе/В этом месяце/В этом году

They have arrived this week. 
Они приехали на этой неделе

He has just left.
Он только что ушел.
ВАЖНО!!! Со временем Present Perfect, НИКОГДА не используются слова yesterday, last week/month/year.

Эти слова не используется со временем present perfect потому что они сообщают нам о факте какого-то действия совершенного в прошлом и к настоящему не имеющего никакого отношения. С этими словами используется ТОЛЬКО время PAST SIMPLE.

Правило построения отрицательного предложения: действующее лицо + have/has + not + глагол-ed или третья форма неправильного глагола.

We have not run here yet
Мы еще не бегали тут.

He has not eaten dinner yet
Он еще не ел ужин.

Правило построения вопросительного предложения: have/has + действующее лицо + глагол-ed или третья форма неправильного глагола.

Have you done your homework?
Ты сделал свою домашнюю работу?

Has he run a six miles already?
Он уже пробежал 6 миль? 

Вот собственно и все. Коротко и по делу. Никакой лишней воды. Просто правила и просто логика. Пользуемся!