September 13, 2018

Айкидо станет еще одним кодаком?

На протяжении последнего года, я нахожусь в постоянном поиске и в мыслях о положении дел в современном айкидо. И лично меня, а может и не только меня текущее состояние дел немного не устраивает. Складывается чувство, что айкидо становиться очередным кодаком.

Интернет тоже не толерантен к айкидо. За последние десять лет тренд запросов «айкидо» стремительно снижается. Любой человек до тридцати лет вбивающий в поиск словой айкидо увидит снижающийся тренд в запросах гугла и яндекса, искусства стремящегося к неизвестности. Но меня больше напрягает не то что найдутся ли люди, которые будут вбивать целенаправлено слово «айкидо» в поисковик. А то что что кандидаты в студенты там найдут.

Мой самый первый учебник по маркетингу, Котлер, если правильно помню и профессор в институте, говорил об УТП, уникальном торговом предложении. И нравиться или нет «ортодоксальным» айкидокам с регалиями и без них, но айкидо это бренд, нравиться это или нет, но это БРЕНД. И к БРЕНДу следует относиться соответственно.

Небольшое определение УТП, опять же из учебника по маркетингу: УТП это сжатое, в несколько предложениях, а лучше словах, факторы и свойства отличающее и делающие продукт уникальным, способный сподвигнуть клиента потратить капитал (это в первую очередь время) на продукт (в данном случае уроки). Звучит просто, а потому многие и не обращают на это внимание. Однако топовые компании уделают этому пункту, какие то нереальные часы и ресурсы. Я сам присутствовал не на одном и даже не на двух таких встречах и это реально важно.

УТП это не просто принцип маркетинга, это в принципе обернутый продукт. Как и совсем простым, но в тоже время «глубоким» этот принцип требует дисциплины и ресурсов для внедрения. Взглянем на одного из гигантов - Кодак - стоимость компании была 31 млрд!! Международная компания, АТЛАНТ на плечах которого держались драгоценные моменты КАЖДОГО человека на земле. Годами они считали что их бизнес это пленки, химия и тд. Это был их конечный продукт. Вот только ... они оказались не правы.

Что очень умные и современные (для того времени) люди не смогли увидеть? Кодак, их бизнес не пленки и химия, а ВОСПОМИНАНИЯ. Мне одному здесь видна фундаментальная разница в продукте? Пленка для это всего лишь проводник. И эта пленка - этот конечный продукта помешал им адаптироваться к переменам. Компания просто не желала делать перемены, которые были просто необходимы для выживания.

Звучит дико, правда? Компания которая придумала «Моменты с Кодак», умудрилась впихунуть невпехуемый фотоаппарат в телефон, просто не понимала или не желала понимать своего УТП и превратилась из атланта на плечах которого держалась память миллиардов людей в грустное воспоминание.

Что общего с айкидо? Абсолютное большинство додзе, так же как и кодак не знают своего УТП. Учат ли они самообороне? Динамической медитации? Способам решения конфликтов? Кардио фитнессу? Или дело гораздо хуже и вместо задекларированной методики самообороны, они учат динамической медитации?

Оффтопик: В каждом из моих слов нет оценки - это полная безоченочность суждений. Айкидо великолепно именно тем, что оно многогранно и может быть чем угодно из списка выше и даже больше. Однако если мы не сможем точно определить что мы и кто наш студент. Если не видим наши сильные стороны и потенциалы, если не можем донести это до ученика, то мы себя недооцениваем и вколачиваем очередной гвоздь в гроб искусства которое мы все так любим. Делаем ровно ту же ошибку, что сделал кодак.

Почему УТП важно?

Для этого надо «погрузиться» в сознание студента. Нам 20 лет, мы открываем яндекс вводим предложение: «Курсы самообороны в (название вашего города)» и вуаля выскакивают два фото из заголовка темы. Запомните, вам двадцать лет. Это именно та целевая группа, в которую целяться мегакорпорации, потому что перед ними вся жизнь впереди и стоит заполучить лояльность, вся их жизнь будет с этим брендом. Смешно, но именно так прозошло с каждым из спортсменов.

Куда вы как гиппотетический студент отправитесь изучать самооборону? Уверен, что туда куда приведет вас картинка снизу.

Но, МИНУТОЧКУ!! «Я инструктор Айкидо и я похож на людей с картинки выше. Хакама это обязательный традиционный аттрибут, ацкидо. Без нее мы тренируемся считай что в исподнем. И вообще наша школа крута, мы нацелены на самооборону и вообще у нас все кругом крутыши!!» Все верно, но я двадцати летний человек в интернете.

Путь всех крутых брендов усыпан слоганами «лучший» продукт и услуга, глубочайшей историей и родословной - всем тем, что мы сможем за секунду сравнить на экранах наших телефонов. Первое впечатление сегодня - единственное впечатление. И может быть я слишком современный, однако на мой взгляд хакама не говорит за себя как современный аттрибут самообороны в глазах двадцатилетнего. Если бы я был бренд консультантом, то тут я бы спросил себя, а правда ли то что мы ориентированы на самооборону, а не на традишн и кихон?

Очень важно понять всем читающим, перед тем как направлять в мою сторону обнаженные катаны, дзе, бо, танто и прочие орудия увечий. Все что я пишу выше и немного ниже, это не осуждение, это рассуждение и с таким же успехом вместо слова «Айкидо» может стоять «Карате», «Дзюдо», «БЖЖ», «Бикрам», «бальные танцы». Я просто пишу о том что мне близко. Но я знаю как минимум двух масетров Кекушина, кто разделяет мою точку зрения. Я знаю и школы Айкидо и Карате и БЖЖ, которые тренируют своих студентов в других боевых искусствах, школы в которых студенты знают как бить кулаком, как правильно хватать и у которых «сурьезная» функционалка.

А еще знаю додзе где практикуют Айкидо ближе схожее к тайчи чем к боевому искусству и это тоже нормально, особенно если инструктора знают свои сильные стороны и используют их. Инструкторы этих школ не постят в ютуб ролики с громкики названиями «айкидо против дзюдо». Да и зачем? Они понимают что их УТП не самооборона, поэтому им не зачем себя сравнивать. Это сродни сравнению Аштанги против Бокса ;)

Не смотря на текущее состояние дел, на мой взгляд, сегодня, во время цифровой трансформации общества, когда с экрана телефонов можно купить, продать и научиться чему угодно, для Айкидо открываются огромные перспективы и наша задача помочь этим возможностям осуществиться. Сегодня огромный спрос у молодых и активных на способы и методы развития тела и души. Приглядевшись видишь какой огромный потенциал роста есть. Например каким популярным сегодня стало БЖЖ. Айкидо может стать отличным дополнением для практикующего БЖЖ, так же как и БЖЖ может стать отличным дополнением для Айкидо, работа в партере и работа в стойке, обычный греплинг и т.д. Про Карате я вообще молчу, атеми - это все лучшее что есть в технике. Однако этому в современном айкидо уделяется ничтожно малое время.

Фейсбук, инстуграмм и гугл, открывают огромные и дешевые инструменты для продвижения, популяризации и развития своего искусства. Для этого стоит найти свое УТП. Иначе Айкидо станет очередным воспоминанием формата «Моменты с кодак».

(с) Рустам.

9 сентября 2018, Москва, Зеленоград.