April 21, 2019

Логика английских времен

Настал момент, когда вместо тысячи слов и сотни объяснений, появилась необходимость в одном простом пояснении. А именно где, когда и какое время использовать в английском языке.

Потому что, в ряде случаев, мое мнение не совпадает со мнение учебника, а мои дети (некоторая часть из них) уже научились задавать вопросы при работе с материалом и на уроке. И так поехали:

Времена в английском языке:

В английском языке три основных времени, как собственно и в русском:

  • PAST (прошлое)
  • PRESENT (настоящее)
  • FUTURE (будущее)

С ними все просто, и проблем не возникает, однако в каждом из них существует еще по четыре группы, и вот тут встает уйма вопросов:

  • SIMPLE (простое)
  • CONTINUOUS (продолженное)
  • PERFECT (завершенное)
  • PERFECT-CONTINUOUS (завершенное - продолженное)

А вот теперь давайте попробуем рассмотреть каждую группу в отдельности. Еще раз, сегодня я не ставлю вопрос грамматики, сегодня пояснение логики использования того или иного времени.


Группа времен SIMPLE.

Эту группу времен следует использовать когда есть необходимость донести информацию о событии или действии как о факте. Факте происходящем. Факт произошедшем. Факте, который произойдет.

Вот для примера парочка фактов обо мне:

I drive a car. (Я вожу машину)

Факт? Конечно факт. Я действительно вожу автомобиль.

А вот еще:

I walked yesterday. (Я ходил вчера)

Это факт, что я ходил вчера. Движение это жизнь.

Ну или еще:

I will walk tomorrow. (Я буду ходить завтра)

Этого факт тоже нельзя отрицать - я буду ходить завтра. Определенно и неизбежно. 
ВАЖНО. Группа времен SIMPLE используются тогда когда о действии мы говорим как о факте.

Пойдем дальше? Сложности еще не начались, когда начнутся, я дам знать.

Группа времен CONTINUOUS.

Используем это время когда хотим сообщить о факте как процессе, то есть о осуществляемом действии. Процессе происходившем в прошлом. Процессе происходящем в настоящем. Процессе, который произойдет в будущем.

Немного процессов, в которых я вовлечен.

I am writing an article about logic behind english tenses. 
(Я пишу статью о логике английских времен)

Конечно - это процесс, который происходит в настоящем времени.

А вот, что я делал вчера.

I was walking yesterday. (Вчера я ходил)

Удивительно, правда. Ходил, ножками, туда-сюда.

А как насчет завтра?

I will be walking tomorrow. (Я буду ходить завтра)

Ну куда же я денусь. Конечно буду ходить. То есть совершать процесс движения из точки А в 
точку Б.
ВАЖНО. Группа CONTINUOUS используется, когда есть необходимость подчеркнуть длительность действия и донести информацию о процессе.

Ну, а теперь начинаются непростые ВРЕМЕНА для многих из нас.

Группа времен PERFECT

Эта группа используется, когда есть потребность сообщить о результате действия. РЕЗУЛЬТАТЕ. Результате, который важен в был в прошлом, результате который важен в настоящем, и результате, который будет важен в будущем.

ВАЖНО. Даже в настоящем времени результат переводится на русский язык в прошедшем времени. Однако мы подчеркиваем, что результат нам важен СЕГОДНЯ/СЕЙЧАС/В МОМЕНТЕ настоящего времени.

Например:

I have driven a car. (Я водил машину)

Результат есть? Конечно. Я же ее все-таки вожу. Я делаю акцент в этом предложении на то, что 
я водил машину и у меня есть этот опыт, которым смогу воспользоваться в настоящем времени при
 необходимости.

Ну или вот например, непростой пример, логику которого попробуем разобрать.

I have never been to Washington. (Я никогда не был в Вашингтоне)
Это результат некоего НЕСОВЕРШЕННОГО действия. Очень важно понять, что это есть результат, а
не факт. Так как я действительно не был в Вашингтоне и этот результат бездействия сейчас 
существует в моей действительности.

Уже запутались? Давайте распутаю немного, а именно покажу в сравнении с другими группами. Простой пример.

I walked a mile. (Я хожу 1 милю)

Допустим, я просто рассказываю читателю/слушателю, о том, что у меня был вчера факт хождения куда-то. Простой факт и ничего больше.

I was walking a mile. (Я ходил 1 милю).

Тут я хочу рассказать, о том как я ходил, например из точка А в точку Б. Передвигался быстро или медленно. Или передать о том, что когда меня друзья вчера искали дома, я находился в процессе хождения.

I have walked a mile. (Я прошел 1 милю)

А вот здесь я говорю о результате, который имеет значение в НАСТОЯЩЕМ. Например делюсь с кем-то о количестве пройденных шагов.

ВАЖНО. Если есть необходимость передать информацию о результате - используйте группу времен PERFECT.

А вот теперь перейдем к самому непростому для простой временной логики русско-говорящего человека.

Группа времен PERFECT-CONTINUOUS

Сразу бросается в глаза, что есть признаки двух групп времен. Такое ощущение, что девять предидущих показалось мало и решили, так сказать, "накинуть" немного сверху. Но и тут все просто, сложности могут возникнуть только с одним из времен этой группы, но об этом позднее.

PERFECT-CONTINUOUS используется когда есть необходимость рассказать о процессе и полученном результате. То есть мы говорим, что некоторое действие началось определенное время тому назад, длилось и длится в данный момент.

Пример 1:

Он ходил 2 часа. (Действие длилось определенное время и теперь у него есть готовый 
результат, пройденные шаги)

Пример 2:

Он ходит 2 часа. (Действие началось два часа назад и все еще продолжается на данный момент)

То есть с данной группой времен мы можем говорить, что действие, закончилось или длится в настоящем. Закончилось или длилось до определенного момента в прошлом. Закончится или будет продолжатся до определенного момента в будущем.

I have been running here for 2 hours. (Я бегаю тут два часа)

То есть я уже два часа бегаю и у меня есть результат тренировки спустя два часа.

Чтоб укрепить логику - сравним с другими группами времен.

Процесс (CONTINUOUS)

I am running here. (Я тут бегаю)

Я говорю, что бегаю уже некоторое время (без определения интервала). Просто сообщаю, что 
вовлечен в процесс бега, на данный конкретный момент.

Результат (PERFECT)

I have run here (Я тут бегал)

Говорю, что у меня уже есть законченный процесс бега в данном конкретном месте (here).

Результат и процесс (PERFECT-CONTINUOUS)

Контекстный смысл 1:

I have been running here for two hours. (Я бегал тут 2 часа)

В данном предложении я имею ввиду то что я бегал два часа  и у меня есть уже результат 
завершенного мной действия

Контекстный смысл 2:

I have been running here for 2 hours. (Я бегаю тут 2 часа)

А тут я говорю, что вовлечен в процесс бега на протяжении уже двух часов. В отличии от группы
времен CONTINUOUS мы не только сообщаем, что действие еще не закончено, но и уточняем то 
сколько мы этим процессом заняты.
ВАЖНО. Если есть необходимость не только подчеркнуть, что процесс еще не завершен, но и то сколько времени он длится, используем PERFECT-CONTINUOUS.

Stay tuned!

Ну вот и все, что хотелось сказать о логике английских времен, однако она на этом не заканчивается, а только начинается. А именно, начинается самый сложный этап. Наука о том, как эти времена образуются. А начнем мы с группы PERFECT, так как именно ее я прохожу со своими детьми в классе. У нас уже был подробный разбор PRESENT PERFECT, однако что то мне подсказывает, что не все записали :)