November 25, 2017

Исландия. Особенности

День народного единства я не знаю как отмечать и воспользовался выходными, чтобы побывать в Исландии. Хотелось бы подробно описать то, что показалось отличным от моего обыденного опыта. Поэтому этот пост про маленькие особенности Исландии, которые мне показались интересными (и вы поймете, что я аутист). Это пост не про водопады, вулканические пляжи, гейзеры, голубую лагуну (не посетил), горы и природу. Это пост о том, что я увидел кроме потрясающих природных мест в жизни исландцев. Сразу извиняюсь за качество фотографий - у меня был только мой китайский телефон. Все фотографии на него.

РЕКЛАМА

Первая особенность Исландии, что я заметил сразу в аэропорту, была реклама. Расово верная реклама. Так приятно видеть, что вирус политкорректности не доходит до исландцев.

Вот так выглядит образцово-показательная семья. На самом деле это реклама йогурта.

Это реклама крупного банка.

И это не только в аэропорту.

На остановках.

Нордичность этой модели просто зашкаливает.

Даже реклама колы выглядит необычно, тем более с готическим шрифтом. Подходить ближе мне уже было лень, ходил с мазолями.

Но все-таки я обнаружил одну политкорректную рекламу в торговом центре, где был один негр и 3 белых мужчины. Снимать это я конечно же не стал.

ИСЛАНДСКИЕ КРОНЫ

В аэропорту я сразу обменял деньги на исландские кроны. В Исландии как я понял существует один крупный банк - Arion bank, который как Сбербанк есть во всех удаленных точках страны. Выглядят кроны вот так.

Кажется, что я богат, но на самом деле нет. Сто исландских крон примерно равны 57 рублям. Грубо можно делить цены пополам. В обращении есть купюры номиналом 10К, 5К, 1К и 500 крон. Существуют или существовали банкноты номиналом 100, 50 и 10 крон. Мне еще предстоит их отыскать. На лицевой стороне изображены исландцы, внесшие большой вклад в национальную культуру. Среди всех мужиков есть некая Рагнхейдур Йоунсдоттир, которая появилась на банкноте 5К крон вместе первым президентом страны женщиной. Есть еще монетки. Монетки - это большая беда.

Если вы пользуетесь наличкой, их скапливается очень много. Монеток номиналом 10 крон у меня скопилось уж очень много. Если попросите, дам как сувенир. Местные пользуются карточками, наличкой практически никто не пользуется. Беда в том, что практически все монетки бесполезны, наверное, за исключением 100 и 50 крон. Наверное, поэтому они сделаны из никеля-латунного слава, кажутся золотыми. Остальные кроны из стали, плакированной никелем. На аверсе (лицевой стороне) монет изображены четыре духа-хранителя из скандинавской мифологии: дракон, гриф, бык и великан. На реверсе монет изображена богатая морская фауна: пинагор (это всратая на вид рыба на 100 кронах), крабэ, мойва, дельфинчики и треска. И это очень символично, что на кроне изображена треска. Именно из-за нее исландцы покинули ЕС. Ну, еще и вели тресковые воины с британцами. Суть в том, что исландцы в одностороннем порядке три раза расширяли свое жизненное просранство свою экономическую морскую зону с 4 до 12 морских миль в 1958 г., до 50 в 1972 г. и до 200 в 1975 г.. Все это сопровождалось дипломатическим и "военным" конфликтом с Британией. Корабли исландской береговой охраны таранили ВМФ Британии, а те в свою очередь даже как-то раз шмальнули в неприятеля. В итоге, повоевали так, что один исландец все-таки отправился в Вальгаллу.

Стоит сказать, что живность на денежных знаках появилась после деноминации 1981 года. Сувенирные наборы старых монет, я конечно же купил. Могу описать их, если спрос будет. И вообще, изображение фауны на банкнотах или монетках - это достаточно редкое явление. Существовали еще эйре - это дробная часть кроны. С 2002 года они были отменены и больше не существуют. Мне тоже предстоит их отыскать. На реверсе эйре изображались креветка, кальмар и скат (может скатихи).

ДОРОЖНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Мне как водителю было очень интересно оценить качество дорог и сравнить инфраструктуру и организацию дорожного движения. Скажу сразу, что дороги очень хорошего качества. С другой стороны, нагрузка на них минимальная. Многие в разговоре со мной упоминали сцену из фильма Невероятная жизнь Уолтера Митти, где главный герой рассекает на скейте по Исландии. Наверное, это даже очень реально: хорошие дороги и очень мало водителей за городом. Я заметил, что исландцы очень любят делать кольца. За городом практически все перекрестки выполнены в виде кольца. Может быть от этого снижается скорость и предотвращаются ДТП.

В Рейкьявике кольца только на перекрестках с небольшим трафиком.

Перекрестки расположены тем, где проходят широкие улицы и есть интенсивное движение. Я обнаружил некоторые особенности. Прежде всего меня удивило обилие светофоров. Для каждого направления есть свой светофор. Если ты поворачиваешь направо, налево или едешь прямо, можешь смело смотреть на свой светофор. Наличие даже не секции, а целого светофора для поворота налево для меня было одним большим приятным удивлением. Более того, он подсвечивает стрелку красным. По крайней мере в Питере начали только появляться секции для поворота налево, которые подсвечиваются красным. Например, такой появился на повороте налево на мост с Октябрьской набережной, а на Двоцовом мосту при повороте на Университетскую набережную такого до сих пор нет.

Поворот направо происходит до перекрестка. Водитель попадает в небольшой дублер улицы, не проезжает перекресток и сразу попадает при зеленом свете на перпендикулярную улицу. Это увеличивает количество пешеходных переходов и светофоров для пешеходов, но на мой взгляд, это безопасно.

И тот же перекресток с другого ракурса.

За свою безопасность пешеходу нужно страдать приходится платить долгим переходом улицы. Сначала нужно по светофору перейти "дублер" для водителей, поворачивающих направо. Затем перейти половинку дороги, а затем вторую. Дело в том, что переход дороги идет по изломленной линии и зеленый светофор для пешеходов не горит на две полосы дороги одновременно. По крайней мере, мне показалось, что именно так заведено на всех крупных перекрестках.

Кроме того, часто практикуют переходы дороги на одном уровне с тратуаром.

Или подземные переходы.

Это кнопка для перехода дороги.

На улицах везде висят знаки ограничения движения до 30 км/ч. Однако, никто не ездит меньше 50 не в центре. И я не знаю зачем нужно такое ограничение. Если улица небольшая, где много нерегулируемых пешеходных переходов и, как это обычно бывает, много припаркованных машин, водитель будет ехать без всякого знака меньше 30, опасаясь прежде всего того, что какой-то дебил в припаркованной машине откроет дверь. Искусственно ограничивать движение на улицах, где придурковатые пешеходы не могут появится на проезжей части, я не вижу смысла. И как показывает опыт людей, где установлено такое ограничение, его мало кто соблюдает. Копировать такое достижение только лишь потому, что швятые европейцы сделали так, а не иначе, мне кажется признанием своей неполноценности. Да, я знаю, что если исследования, которые изучают трафик как движение тяжелых жидкостей. Да, существуют такие улицы, где и так двигаются не больше 30 км/ч, например, ул. Кропоткина, Пушкинская ул. Слабая сторона введения ограничения движения до 30 км/ч на каких-то специальных улицах в решении задачи классификации всех улиц города. Более того, нормальное решение задачи классификации должно основываться не на жизненном опыте исследователя (а-ля "качественные исследования" - я художник, я так вижу), а на статистических данных.

Если присмотреться, то можно заметить, что у чувака во дворе стоит тотем.

Неожиданно было увидеть места для инвалидов в таком исполнении.

Но чаще встречаются привычные для нас.

Погода в Исландии меняется абсолютно рандомно. Я даже попал в шторм. После этого я был абсолютно мокрый и, испытав разные мокрые ощущения, задумался о необходимости куртки с мембраной. Зонт абсолютно бесполезен, когда идет горизонтальный дождь. И это не преувеличение. Поэтому и остановки должны как-то спасать от различных погодных явлений. Больше перегородок богу перегородок!

Кроме того, знакам нужно выдерживать штормовой ветер. На фото временный знак. Какое бетонное основание у постоянных знаков стоит только догадываться.

Еще в Исландии есть много странных знаков.

АВТОМОБИЛИ

Если с дорогами более-менее понятно, то стоит рассказать про машины, на которых ездят исландцы. После нищей Литвы сравнение просто разительное. В основном везде новые и дорогие машины. На заправках есть только 95 бензин и дизельное топливо.

Очень много внедорожников и кастомных машин с поднятым дорожным просветом и большими колесами. Сразу видно нормальных людей, а не унтерменшей, которые занижают автомобили.

Хороший логотип

В туре был белорус, который активно фотографировал эту мазду. Говорил, что она какая-то очень новая, только вышла.

Да. Это Нива! Была найдена в Рейкьявике.

АРХИТЕКТУРА И БЛАГОУСТРОЙСТВО

Я, конечно, не архитектор, но мне показалось, что в городе преобладают здания нескольких стилей: исторические здания, модернизм, и современные стекляшки.

Часто можно встретить такие арты на зданиях.

Дома обшивают железом. Гид объяснял, что эта традиция пошла после того, как было много низкокачественного железа. Не знаю как они спасаются от коррозиии металла с такой погодой.

Исландцы очень любят красить дома в разные цвета.

Концертный зал "Харпа".

Это университетский городок. Общежития.

Когда-то дома в Исландии выглядили так.

Это детский сад. Дети играют с черным песком. Кстати, большинство детских площадок несуразные и с клоунскими цветами. Как будто их сделали единоросы по программе доступной среды.

Этому детскому саду повезло чуть больше.

Но с детскими площадками какая-то проблема.

Исландцы очень любят разные цвета и украшают город гораздо лучше, чем делают детские площадки.

Достаточно много велосипедистов при отсутствии какой-то разветвленной сети велодорожек, которых я практически и не видел.

Ставят шипованные протекторы и катаются в любой ветер. Это необычно.

Очень много клумб с вереском.

В городе крутая набережная, откуда открывается потрясающий вид.

В центре города много жирных котиков.

А это типичный двор в центре.

Мусор разделяют не так дробно как в Финляндии или Германии.

МАГАЗИН

Специально для тех, кто спрашивает дорого там или нет, я в магазине сделал кучу фотографий с ценами. Сразу скажу - немножко необычно. Мне бросилось в глаза то, что везде продается спортивное питание: протеин, протеиновые батончики, гейнеры, аминокислоты и т.д. И вот эта группа товаров стоит очень дешево по сравнению с нашими ценами.

Ну, и всякие другие товары.

У них до сих пор продаются лампы накаливания.

И конечно же санкционочка!

Немного шуточек