December 28, 2019

Книга Исаии о Рождестве

Ис. 7:1016 (8-я паримия)

И продолжал Господь говорить к Ахазу и сказал: Проси себе знамения у Господа Бога твоего в глубине, или в высоте. И сказал Ахаз: не вопрошу, и не искушу Господа. И сказал (Исаия): слушайте же дом Давидов: ужели для вас мало утруждать людей, и как вы даете труд Господу? Посему Сам Господь даст вам знамение: се Дева во чреве зачнет, и родит Сына, и наречешь имя Ему: Еммануил. Он будет питаться маслом и медом, прежде нежели сумеет отличать худое и избирать доброе. Потому что, прежде нежели Дитя уразумеет доброе, или худое, отвергнет худое, чтобы доброе избрать, обоими царями будет оставлена земля, за которую ты боишься.

Это пророчество читается в паримии Навечерия Рождества, на шестом часе. Царь Ахаз из дома Давида не захотел просить знамения от Бога через пророка Исаию, чтобы понять замысел Бога об Израиле. Тогда Исаия сказал, что Господь Сам даст знамение дому Давидову — от Девы из этого дома родится Младенец, Которого назовут Еммануил, что по-еврейски означает «с нами Бог». Он отринет лукавое прежде чем войдёт в разум по человеческому возрасту: эти слова означают, что на Нём не будет первородного греха. Земля же Израиля перестанет быть обладаема двумя царями, то есть Иродом и римским кесарем, так как явится единственный законный Царь.

Ис. 9:6–7 (7-я паримия)

Ибо Отрок родился нам, и Сын дан нам, у Которого владычество на раменах Его, и нарицается имя Его: великого совета Ангел, Чудный, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века; ибо Я низведу мир на князей, мир и здравие Ему.

Пророчество Исаии о Младенце продолжается. Слова «Егоже начальство бысть на раме (спине) Его» ясно изображают несение Креста. Имена Отрочати (маленького Отрока): Ангел (или Вестник) великого совета — предвечного совета Святой Троицы; Чудный (Быт 32:29; Суд 13:18); Советник — Премудрость Отца; Бог Крепкий, и другие перечисленные. В имени Князь Мира слово «мир» означает не «мир сей», но мирный дух, мир с Богом. Через дивное Отроча князья земли будут умиротворены; мир и здравие принадлежат Ему одному.

Ис. 11:1–12 (4-я паримия)

И выйдет Отрасль от корня Иессеева, и цвет от корня его произойдет. И почиет на Нем Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия. Исполнит Его Дух страха Божия: не по славе Он будет судить и не по молве будет обличать. Но по правде будет судить смиренного, и смиренных земли разбирать по справедливости; и поразит землю словом уст Своих, и духом уст убьет нечестивого. И будет опоясан правдой по чреслам Своим, и истиной будет лежать вместе с козленком, телец, вол и лев будут вместе пастись, и малое дитя будет водить их. И вол и медведь будут вместе пастись, и дети их будут вместе, и лев, как вол, будет есть солому.

Иессей был отцом Давида, поэтому жезл из корня Иессея — Дева из дома Давида, от Которой родится цвет — Христос. На Нём почиет Дух Божий, исполненный всех добродетелей. Он — Праведный Судия. В Его Царствии прекратится вражда животных, которой символически отображается вражда людей. Он — Отроча Младо, возложившее руку на гнездо змеи. Он будет владеть народами, уповающими на Него, и самый покой Его — то есть гроб Господень — будет в чести. Спасаемый остаток из всех народов тогда станет новым Израилем.

Ис. 42:1–4

Иаков, отрок Мой, восприиму его; Израиль — избранный Мой, благоволит к Нему душа Моя. Ниспошлю Дух Мой на Него, суд народам возвестит. Не возопиет, не ослабеет, и не услышится вне глас Его. Трости надломленной не переломит, и льна курящагося не угасит, но по истине произнесет суд. Возсияет и не потухнет, пока не утвердит на земле суда, и на имя Его будут уповать народы.

Тот, ради рождения Которого богоизбранный народ был призван к бытию — истинный Иаков и Израиль, Отрок, Судия Вселенной, Упование народов.

Ис. 55:10–11

Ибо как дождь или снег сходит с неба и не возвращается, пока не напоит землю, и она родит, и произрастит, и даст семя сеющему и хлеб в пищу, Так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, не возвращается ко Мне тщетным, пока не исполнит [всего] того, что Мне угодно. И Я благопоспешу путям твоим и заповедям Моим.

Слово Божие исходит из уст Его, как дождь и как снег, на землю, чтобы дать хлеб, и возвращается к Богу, совершив Его волю.