December 31, 2022

2022

В этот год я правда начинаю писать заранее, потому что есть ощущение, что писать самую последнюю часть моего традиционного текста будет гораздо сложнее. Но забегать вперед не будем. Давайте я начну с культурных впечатлений и все таки чуть-чуть сделаю вид, будто ничего особенного в этом году не произошло.

1. Фильмы

  • Прибытие / Arrival (реж. Дэни Вильнев)

В этом году я посмотрел этот фильм впервые и был поражен. Потрясающее кино. За фасадом научно-фантастического блокбастера с интересным сюжетом скрывается абсолютно другой фильм, в самом конце которого на первый план выходит не тема инаковости и принятия других (хотя казалось бы), а совершенно другая, гораздо более трогательная и пронзительная история. Подробнее не скажу, дабы не спойлерить.

  • Земляничная поляна/ Smultronstället (реж. Ингмар Бергман)

Мне очень повезло посмотреть его на большом экране. За полтора часа фильма отправляешься в целое путешествие по жизни главного героя. Вместе с ним проживаешь его страхи, смеёшься, рассуждаешь о том, что было или могло быть, вспоминаешь детство и подводишь итоги.
Само собой Бергман во многом снял автобиографичное кино, но в итоге через призму этого фильма начинаешь оценивать свою собственную жизнь, размышлять про отношения с родными, думать про свои печали или радости.

  • Осенний Марафон (реж. Георгий Данелия)
Бассилашвили в фильме великолепен.

Казалось бы, до банального простая история про взрослого мужчину, у которого появилась молодая любовница. Но Данелия показывает нам объемный и знакомый многим портрет человека со всеми его плюсами и недостатками.
Чего греха таить, после фильма очень долго думал о том, как много потенциальных сходств есть у меня с героем Басилашвили и что нужно делать, чтобы моя жизнь все же сложилась иначе.

  • Фильмы, которые также посмотрел в этому году и они мне понравились: "Все везде и сразу", "Хиросима, моя любовь", "Не смотрите наверх", "Купе номер 6".

2. Сериалы

  • Очень странные дела / Stranger Things (4 сезон, Nettflix)

Сезон получился не просто отличным, а огненным во всех смыслах. Все сюжетные линии были раскрыты, причем раскрыты потрясающе. Эпичность происходящего превысила все допустимые нормы, а Running Up That Hill поселилась в плейлисте. И теперь каждый раз, когда звучит Кейт Буш, не можешь не вспоминать грандиозную развязку сезона. В общем, настоящая поп-культурная веха.

  • Тед Лассо / Ted Lasso (Apple TV+)
Если что, сериал абслютно не про футбол. Футбол лишь сеттинг для другой истории.

Это кристаллизованное добро, наивная и светлая история в огромном море цинизма и злобы. Сериал о том, как круто быть искренним, добрым и открытым. Как круто быть понимающим и прощающим. Абсолютный антипод саркастичным циникам, ставшими героями прошлого десятилетия.
И на мой взгляд, такой главный герой гораздо более нужный и важный в современном мире. Для меня Тед Лассо это вообще ролевая модель по жизни и я был бы рад быть на него похожим (кроме усов, конечно).

Другие сериалы, которые также хотел бы отметить в 2022:

  • Мейер из Исттауна /Mare of Easttown (Амедиатека) с невероятной Кейт Уинслет. Если соскучились по историям в стиле "Настоящего детектива", то обязательно смотреть.
  • Отыграть назад /The Undoing (Амедиатека) с Николь Кидман и Хью Грантом. Шикарная история, которая держит в напряжении до самого конца, а отношение к каждому из героев успеваешь поменять несколько раз. Отличные актерские работы.

3. Музыка

1. Ludovico Einaudi - Nobody Knows
2. Ludovico Einaudi - Indian Yellow
3. Freedom fly - the Words
4. Joe p - off my mind
5. Bloc party - If we get caught
6. The Lumineers - Leader of the Landslide
7. Jean Dawson, Mac DeMarco - MENTOL
8. Sarah Jaffe - Clementine
9. Pulp - Common people
10. Austin Farwell - New Home
11. Austin Farwell - Smile more
12. Монеточка - Гори
13. Тося Чайкина - Сначала
14. Комсомольск - из нашего окна
15. Oxxxymiron - Ойда
16. Noize MC - Cтрана Дождей
17. Noizе MC - Вуду
18. Влади - Как это блядь возможно
19. Влади, Loqiemean- Закапывать себя

4. Видеоигры

  • Ведьмак 3: Дикая охота / The Witcher 3: Wild Hunt

Я добрался до этой игры только в этом году, и она потрясающая. Качество и количество разнообразных квестов, персонажей, локаций и сюжет на великолепном уровне. Я исследовал все, постарался пройти все квесты. Разве что (пока) не освоил Гвинт. Скорее всего, спустя время обязательно пройду еще раз. Если вы еще не играли, то обязательно это нужно сделать. Как раз недавно вышел ремастер на консоли нового поколения.

  • Stray
Ну вы посмотрите на этого котика!

Да, это игра про котика в киберпанке. Но это прекрасный способ сбежать от реальности в очень красивый мир, населенный только котами и роботами. Это игра не про сюжет или геймплей, а игра для расслабления. И со своей задачей она справляется идеально.


Вообще в этом году я играл как никогда много, потому что игры спасали и помогали отвлечься от происходящего, поэтому не могу не сказать про:

  • Horizon: Zero Dawn. Как раз после выхода второй части прошел первую часть и получил много удовольствия.
  • Fallout: New Vegas. Это моя самая любимая игра. И в этом году я решил, что будет здорово выбить платину (собрать все достижения). Собственно, так и получилось. Вот такое маленькое, глупое и бесполезное достижение. Но мне приятно.

5. Книги

  • Риф (Алексей Поляринов)

Глубокий и сильный текст, при этом без высокого порога вхождения. Здесь сложилось воедино все: интересно выбранный сеттинг, сложная структура повествования через нескольких героев, прекрасный язык и, конечно, центральная тема, которая раскрывается в книге. Я проглотил "Риф" за один день в командировке в самом начале года и так не прочитал ничего, что впечатлило бы больше в этом году.

Кстати, сам Поляринов безумно крутой. Играет в видеоигры, перевел на русский "Бесконечную шутку" Дэвида Фостера Уоллеса и пишет для "Медузы"*

  • Думай медленно... решай быстро / Thinking, Fast and Slow (Даниэль Канеман)
Российский издатель решил зачем-то сломать карандаш на обложке

Opus Magnum лауреата нобелевской премии по экономике. О когнитивных искажениях и нашем поведении. Очень важная книга для понимания устройства многих вещей и оценок ситуации. После ее прочтения становишься куда более критичным к сиюминутным впечатлениям и стараешься мыслить чуть дальше. Книга большая, но написана хорошо и довольно легко читается.

Что еще понравилось: "Часы" Майкла Канингема, "Все свободны" Михаила Зыгаря, "История одного немца" Себастьяна Хафнера.

6. Футбол

  • Ливерпуль выиграл 2/4 возможных трофеев за сезон и, к сожалению, проиграл в финале Лиги чемпионов. Так бывает, но они все равно лучший в мире футбольный клуб.
  • Лионель Месси выиграл весь футбол. Аргентина стала победителем самого странного Чемпионата мира в истории. Но финальный матч был потрясающий.

7. Контент

Здесь будет много абсолютно разного. От глубоко эскапистского, до важного и злободневного.

  • Фильм Андрея Лошака* "Разрыв связи"

Важный фильм о том, как происходящее и пропаганда могут разделить семьи. Как может получиться, что брат и сестра будут физически находиться на разных сторонах баррикад, а мать не сможет поговорить с дочерью.

  • Ролики Дмитрия Бурдукова про музыку в компьютерных играх.
Гиганское количество работы и, как следствие, настоящий шедевр.

Настоящая документалистика про то, как подбирали музыку к нашим любимым играм. Как появился эрон-дон-дон в Need For Speed и то самое музыкальное разнообразие в GTA. Качество, количество и сама форма подачи материала запредельного уровня. Этот канал настоящее открытие в этом году. Рекомендую даже тем, кто далек от мира видеоигр. Каждое видео прежде всего интересная история о том, как люди с нестандартным мышлением создавали что-то новое, ставшее потом культовым.

  • Интервью Noize MC* Юрию Дудю*

Я фанател от его песен, когда мне было 17 и я заканчивал школу. Сейчас мне 27 и я фанатею уже совсем от другого Ивана Алексеева. Его альбом "Выход в город" был на повторе весь год. А его позиция как человека не может не вызывать уважение. Noize MC большой артист и великий русский поэт начала 21 века.

Также хочу отметить:

  • Подкаст издания "Холод"* - Кавачай. Где российский журналист Алексей Пономарев (редактор "Холода) и украинская журналистка Анна Филимонова комментируют, что происходит в России и Украине каждый день с момента 24 февраля.
  • Подкаст Медузы* - "Что случилось?". Пожалуй, мой главный источник новостей и рассуждений про самые важные события в мире.
  • Подкасты и видео Кирилла Хаита и Вадима Лукомского. На мой взгляд, два лучших футбольных журналиста/аналитика в России. Наверное, благодаря им я не потерял интерес к футболу.

8. Про себя

Как можно писать про себя, когда вокруг происходит такое? Думаю из того, что я написал выше, несложно догадаться, какой позиции я придерживаюсь. Из моего окна все так однозначно, все призрачно и прозрачно (с). Геополитическую картину мира, где все это: "партия сильных мира сего", "мы не знаем всей правды" и "делаем свой ход", я принимать отказываюсь. На мой взгляд, это чудовищное, лишающее всякой жизни упрощение, в котором люди представляют собой боевые единицы.

Но я все же попробую описать свой 2022 год.

Но сразу должен сказать, что я не могу не говорить про уходящий год в отрыве от того, что произошло. Поскольку именно это повлияло вообще на все, в том числе, на мою жизнь и планы.

Самое начало года я встречал с небывалым оптимизмом, поскольку ковидная реальность потихоньку сходила на нет, и мы думали, что в этом году получится поехать в Европу вместе с друзьями. И вот, когда все всё согласовали, наступило 24 февраля. Событие настолько оглушительное, что заполнило и выдавило все.

При этом, работа продолжалась и ее количество только увеличивалось. Полки пустели, любимые магазины в России закрывались, а кинопрокат деградировал. Жизнь продолжалась, но уже другая, все более непонятная, странная и пугающая.

После того, как шок отступил, я пытался научиться жить в "новой нормальности" (ее принять невозможно). Был отпуск в Санкт-Петербург, а там встречи с друзьями, походы по барам, поездки в Выборг, Кронштадт. И надо признать, что все это было отлично.

Комаровский пляж Балтийского моря

А в родном Екатеринбурге работали все любимые заведения, мы с друзьями ходили на завтраки, пили игристое и ездили за город. Я продолжал ходить в зал, постепенно достигая тех целей, которые поставил в начале года. Стал даже питаться более-менее по режиму и правильно. Казалось бы, можно попробовать жить и так. Но тут реальность в очередной раз напомнила, что всегда может сделать так, чтобы разрушить даже такой вариант существования.

Новая волна страха, новые сложности и непростые решения, которые пришлось принять. Я думал, что так будет спокойнее. В итоге всем остальным стало спокойнее, а мне стало только еще тревожнее и страшнее. Чувство, будто ты отрезан от мира и не можешь ничего сделать, в то время как твоя реальная жизнь и будущее остались в другом месте.

И действительно, только после самого приятного и волшебного момента осени - нашего с Лерой отпуска в Европе и возвращения домой, стало значительно легче.

Прекрасный Сентэндре

После возвращения жизнь снялась с паузы и продолжилась. Приятно было осознавать, как много людей рядом готовы тебя поддержать, переживают и доверяют тебе. Наверное, именно это помогло и помогает двигаться дальше.

Сейчас мне, как и многим, тревожно и страшно за настоящее и, тем более, за будущее. Но в условиях, когда мы не можем контролировать ход каких-либо событий, самое важное, что мы можем сделать - это оставаться людьми и беречь самые важные человеческие ценности. Никто не сможет забрать у нас любовь и дружбу, знания и навыки, вкус и чувство прекрасного. Это то, что делает нашу жизнь наполненной и то, что позволяет нам передвигаться по этим мрачным коридорам реальности и не потерять себя. Нужно сделать все, чтобы сохранить это в себе. Посыпать голову пеплом не стоит. Проходит абсолютно все, пройдет и это (с).

И очень важно помнить, что даже в такой ситуации случаются и хорошие события. В этом году я совершенно точно стал лучше как юрист, регулярно ходил на тренировки, прочитал неожиданно много книг. Были прекрасные посиделки с друзьями до утра и встречи с семьей. Был хоть и странный, но захватывающий Чемпионат мира по футболу, были походы в кинотеатры и рестораны и даже концерт любимого стенд-ап комика в Европе. Пусть это все звучит не так значительно, но это хорошие события, которые произошли в этом году.

Ведь несмотря на страшный фон, все мы имеем право радоваться нашим успехам как большим, так и маленьким, отмечать праздники, дарить подарки и строить планы на будущее.

Особенно мне приятно, что подавляющее большинство людей, с которыми я общался в этому году, не стали для меня разочарованием. И я хочу сказать большое спасибо всем, с кем я взаимодействовал за этот год, как по работе, так и вне ее.

Большое спасибо моей большой семье и особенно тем, кто помогал в сложных ситуациях, в который я никогда до этого не оказывался. Спасибо брату, с которым мы давно так долго не проводили время рядом. Спасибо родителям вообще за все.

Ну и конечно спасибо Леро за такое большое количество любви и поддержки в этом году. Я тебя люблю и обожаю.

Этот год наконец заканчивается. Будет ли дальше - лучше, я не знаю.

В любом случае, я желаю вам сохранять в себе самое важное и ценное, радоваться своим успехам, быть здоровыми и не отчаиваться. Перемены будут, они не могут не быть. Многое кажется вечным, пока не заканчивается.

Спасибо, что дочитали до конца. С новым годом.

Такие дела.

*Объявлены в России иностранными агентами