December 5, 2020

Изготовь себе ключ к финансовой свободе

Сегодня величайший день в твоей истории. В этот день ты узнаешь то, о чем не учат в школе и не говорят в университете. В этот день ты проанализируешь свою жизнь и задумаешься. Завари чаю и открой свой ум.

В этой статье я расскажу как я проделал путь от студента, у которого не хватало денег на обед в столовой, и думающего только о деньгах, до человека, живущего на свой пассивный доход и каждый день занимающегося чем-то новым.

Сначала история, а затем тезисы и кейсы по созданию пассивного дохода (далее - cashflow).

Начнем издалека.

Мы появляемся на этот свет и ничего не знаем о данном мире, о его правилах и устройстве. Первое что мы видим - наши родители, которые обучат азам языка для установки контакта с такими же существами как и мы. Далее мы обнаруживаем, что можем перемещаться по миру сами без чьей-либо помощи, учимся ходить, бегать, переходим в новую плоскость, так сказать.

Затем нас помещают к таким же молодым особям для базовой социализации и продолжения нашего обучения - детский сад. Уже здесь мы обнаруживаем, что люди отличаются друг от друга: один выше, другой ниже; у одного дорогие игрушки, у другого ничего нет; один дружелюбен, другой агрессивно настроен; один конструирует, другой - ломает.

По завершению этой стадии нас перемещают в дальнейшее обучение (школа), которое позволит завершить социализацию, научит нас находить контакт с другими людьми, действовать сообща, даст возможность узнать базовую информацию об устройстве мира, в который мы попали.

Некоторые люди уже на данном этапе завершают вынужденное обучение и отправляются в свободное плавание. Некоторые же остаются учиться дальше и направляются в ВУЗ.

Вряд ли преподаватели вам расскажут для чего на самом деле необходимо обучение в ВУЗе. Оно необходимо, чтобы собрать свои первые действительно важные профессиональные связи, которые могут пригодиться в будущем. На этом этапе неосознанно обучают созданию хитрых стратегий заполучения желаемого: поиск информации во что бы то ни стало, ее переработка, использование. А такжее кооперация с другими против общего "врага", планирование.

Многие решают, что это уже заключительный этап их обучения в жизни. Что большие знания и не нужны. Что если ты обучился как инженер, то иные знания тебе незачем. Такая мысль - это большое упущение. Это ограничит в будущем возможности к развитию, а как следствие - и к доходу.

Следующий этап - самообучение. Когда вы берете ответственность за свою жизнь на самих себя, а не считаете, что ваш социально-экономический уровень низок из-за государства, родни или неудач в прошлом. В этот момент всё это отсекается, на прошлое смотреть не остается смысла, винить своих родных и знакомых - тоже нет никакого смысла, а государство - и тем более.

На первое время все мы находим какую-то работу. Пусть даже не очень нас интересующую.

Я начинал с работы во фруктово-овощной лавке, где подрабатывал летом пока был студентом. Работа была тяжела и платили мне мало. Я знал, что способен заработывать больше и что могу раскрыть свой потенциал на работе с умственной деятельностью, а не с физической (каждое утро необходимо было таскать ящики).

На свою первую зарплату я купил себе технику. Не сказать, что она мне была жизненно необходима, но пригодилась пару раз. Однако после того как я истратил так тяжело заработанные деньги, я подумал, не обманываю ли я себя? Неужели все так долго и муторно работают, а затем отдают заработанное кому-то на то, что не делает их свободнее?

Во всём этом была какая-то ошибка. Которую в упор не видел никто из моих знакомых, как и я, так как отталкивал людей, которые были не из такого же круга.

Следующим моим вариантом по заработку была стипендия. Я знал, что могу увеличить ее, если буду больше стараться, а также узнаю что еще могу сделать, чтобы ее увеличить?

Я пришел в деканат своего факультета и спросил, как я могу зарабатывать на учебе больше? Ответ оказался прост - поднять ценность своей деятельности. Необходимо было не просто закрывать сессии на 4 и 5, а также проявлять активность в жизни факультета: участвовать в спортивных мероприятиях или олимпиадах, в конкурсах университета, писать научные работы, проявлять как можно больше активности.

Я рассказал это своим одногруппникам, большинство из них отмахнулись и решили устроиться работать в MC'Donalds, ведь там им платили больше, хоть и времени отнимали много, иногда это пересекалось с учебой и количество их свободы сокращалось, вызвать на смену их могли в любой момент звонком с работы.

Несколько человек из группы же заинтересовались моим энтузиазмом и решили участвовать в мероприятиях вместе.

Университет периодически объявлял конкурсы на соревнование факультетов. Я сразу же рассказывал о них своей группе и набирал команду для участия. Мы снимали видеоклипы, участовали в театральных постановках, стэмах, ходили на олимпиады, собирали по максимуму награды и сертификаты об участии.

Через 1-2 семестра мы завалили деканат нашими дипломами, сертификатами и научными работами. На следующий месяц мы не поверили своим глазам, прибавка к стипендии составила +500%!

Те, кто ушел работать в общепит, не верили этому, разве можно пятикратно повысить свой доход, занимаясь интересной работой? В их понимании работа - это обязательно что-то противное, долгое и изнуряющее.

Мой восторг продлился не долго. Я пришел к осознанию, что мой доход зависит от других людей. От их решения - сколько мне выплачивать? Уже ни раз мне обещали стипендию намного больше, а доходила до меня только треть. Я не мог определить из-за чего это происходит, ведь процесс ее расчета и передачи был для меня непрозрачен.

Тогда было решено выбрать из всего, что у меня получается лучше всего, и попытаться зарабатывать именно на этом. Так я решил сделать из своего хобби заработок - программирование. Еще со школы я изучал его самостоятельно просто потому что это казалось интересным. Меня поражало как можно создать что-то и оно наиболее вероятно будет работать снова и снова по одному порядку действий, а затраты на создание такого механизма - только мое время.

В один прекрасный момент необходимо было выбрать куда идти на летнюю практику. Я предложил своим одногруппникам пойти на завод, поискать там работу по нашей специальности (мы учились на инженеров-оптиков). Оказалось, что наши бюджетные места уже кто-то грамотно распределил и устроил туда других людей.

Снова я был убежден, что не стоит рассчитывать, что всё сложится само собой. Однако практика была необходима. И мы спросили, можем ли мы поработать по другой специальности? Нам предложили работу программистов. Какое совпадение!

Мы прошли несколько тестов, затем два собеседования. Одногруппника определили в техподдержку, мне предложили поработать программистом с SAP ABAP и рассказали, что система востребованная, а специалисты затем переезжают в Тайланд и зарабатывают в 15 раз больше.

Это предложение казалось просто сказкой. По всем определениям я должен был пойти работать у них. Меня только смущало, что крупный завод настолько экономит на программистах, что они работают в каком-то облезлом бараке и даже не могут позволить себе удобных кресел.

Моя тяга к свободе не позволила мне устроиться работать у них. Я чувствовал, что упускаю из виду что-то важное. Что я упущу какую-то идейную часть себя, если обязую себя работать по договору и приходить в офис каждый день, даже тогда, когда не хочу этого.

Однако деньги были нужны, хоть я толком и не представлял сколько денег мне необходимо в действительности и как я собираюсь их тратить, какие цели у меня есть вообще на счет них?

97% моих знакомых с уверенностью скажут, что денег надо как можно больше! И как можно быстрее! А уж на что их потратить всегда найдется! Всегда находится! Ведь везде так много предложений куда бы их потратить.

Меня мучал вопрос, правильно ли я все это оцениваю? Почему как только у меня есть деньги, я сразу бегу их тратить? Во всём этом было какое-то заблуждение, но я не мог его сформулировать, определить. Я слышал, что многие люди пребывают в иллюзиях, однако сам не мог их увидеть на своих глазах.

Я начал развивать свои навыки программирования, брал небольшие задания, в общем, работал как фрилансер. Первый вопрос был решен - еда )

Далее я стал брать в работу проекты посерьезнее, над которыми приходилось работать иногда и месяцами, однако работа была интересной.

Пока наконец я не поймал себя на мысли, что работаю ради денег. И что, в сущности, ничего не получаю, так как деньги сразу же проскальзывают сквозь пальцы и их не удается сохранить.

Я делал классные проекты, однако те, для кого я их делал, зарабатывали на этом в десятки, в сотни, в тысячи раз больше. Это казалось несправедливо, ведь основную работу выполнил я! Почему они на этом зарабатывают, ведь у них вложения усилий минимальны?

Это оказалось следующим фрагментом к пониманию. Сложно перестроить свое мышление в условиях, когда все тебя отговаривают развиваться, ведь есть телевизор и еда, а твои достижения не понимают.

И вот как-то раз с одного проекта я заработал столько, сколько денег ни разу в жизни в руках не держал. В моих мыслях сразу начали мелькать товары, которые я мог бы на них купить. Но критический анализ говорил мне, что весь этот хлам в действительности не сделает меня свободнее или счастливее, надо браться за голову и заставлять ее работать.

Я взял с собой коллегу, с которой работал над проектом удаленно, и съездил на полуостров, решив, что это станет моей инвестицией в переоценку своих жизненных указателей да и в отдых, в конце концов.

Тогда я, разглядывая как копашатся под водой мелкие крабы на обросшем водорослями волнорезе, стал формировать новую идею, свое новое мышление, так как старое было неэффективным и вело меня туда, где находится большинство людей - дома перед телевизором, а затем в офисе за ненавистной работой. Мне хотелось свободы. Но в чем она заключалась?

В чем заключается свобода сегодня? Забавный вопрос с иронией.

Неужели мне, чтобы быть там, где я хочу (на полуострове разглядывать крабов), надо каждый раз отдавать столько сил на какой-то очередной проект, от которого я получу отдачу только разово, а те, для кого я его сделал, будут зарабатывать на нем долгие годы?

Мне не хватало фрагментов тогда для составления своего ключа. Но я уже видел очертания двери, которую собираюсь открыть.

Так вышло, что я, в поисках ответов и мышления различных людей, набрел на занятный проект, в котором стал изучать различные мнения о жизни, вселенной и вообще. Проект назывался Freeland.

Я встретил ряд интересных людей, которые задумались над теми же вопросами, не хотели быть безмолвными шестеренками в чужом механизме, а желали сами решать как им действовать.

Наконец я понял, что работа ради денег - это только временное решение долгосрочной проблемы. Как замотать сломанную ножку стула изолентой. Да, продержится какое-то время. Однако когда люди не любят думать, их временные решения становятся постоянными. Нужен постоянный приток изоленты для починки разваливающейся мебели, которую стоило бы выкинуть. Много примеров подобного, когда стоило бы подумать и переделать решение, которое более неэффективно.

Я снова стал подрабатывать и ударился в бездумное потребление, тратя всё в 0, отдаляясь от решения.

Но вот однажды мои навыки стали развиты настолько, что я мог браться уже не за 1, а за 5 проектов сразу, за месяц я мог выполнить и вовсе 10. У меня стали появляться деньги, я тут же обновил свой компьютер, обновил мебель, купил метровый монитор, новую кофеварку.... бац! новое осознание. Что я делаю?

Я снова становлюсь богатым банкротом? Я вкладываю то, что я заработал в еще более эффективную работу? Так ради чего я работаю? Ради работы и вот этих бесполезных в долгосрочной перспективе вещей, которые придется обновлять каждые 2-3 года? Безумие! Так продолжаться больше не могло.

Я начал переоценку своих приоритетов и ценности всего, что, казалось, имеет ее. Техника? Хлам. Дорогая еда? Отборный мусор. Развлекательные услуги? Глупая трата бесценного времени. Компьютерные игры? Отдаление от реальности и непонимание, как она устроена в действительности.

Я постепенно вытаскивал иллюзию за иллюзией из своей головы, копался в прошлом, анализировал его, выкидывал то, на что злился на других раньше, смотрел по новому на то, что считал бессмысленным.

Во мне проснулся интерес к тому как все устроено в действительности, а не как развлечь себя на новой искусственной услуге. Некоторые бы сказали, что начала пробуждаться осознанность.

Я понял, что в действительности не любил деньги. Я постоянно думал о них - да. Но я их просто ненавидел! Я избавлялся от них моментально! Прочь! Что это за бумажки противные! Их делают противные люди для противных людей и их горы только у тех, кто их заработал нечестно! Прочь от меня!

Я общался только с теми, у кого был такой же план как и у меня - как стать бедным. Я не общался ни с кем, кто ставил бы себе целью стать богатым.

Как много времени надо, чтобы стать финансово независимым? Чтобы не зарабатывать деньги, а чтобы они начали работать на тебя? Чтобы ты занимался другими делами, а не пахал как проклятый ради бумажек, наштампованных миллиардами, которые сами по себе ничего не стоят?

Я должен был найти ответ во что бы то ни стало. И он был у кого-то. И кто-то его уже активно использовал и добился того, что я ищу.

Я вспомнил, что моим размышлениям отлично помогает море и природа, я взял свои накопления с недавних проектов и отправился на остров. В поисках новых идей, опыта, знакомых и кристаллов. Знакомый рассказал, что на острове есть интересные места, где легко найти кристаллы (кварц, пирит и другие), а у меня с детства интерес к ним.

Не помню как точно, но я натолкнулся на книгу, которая далее мне дала основы финансовой грамотности. Это стало отличным началом! Это было именно то, что я искал! Удивительно, почему я не знал о существовании подобного все эти годы?

Книга называется "Самый богатый человек Вавилона". Мне повезло найти ее в удачном переводе, оказалось, есть большие различия в зависимости от того, кто переводит книгу.

Утром я читал книгу, днем подрабатывал, затем шел на прогулку вдоль береговой линии, размышляя о переднем крае современных технологий, о своих идеях по заработку, а также переваривал полученную информацию из книги. Вечером же я сидел с ноутбуком на крыше и выполнял еще 5 дел параллельно своим задачам на день.

Меня заинтересовал образ мудрого Аркада из книги. То, как он прошел путь он простого писаря на глиняных дощечках до богатого человека, у которого даже король берет взаймы.

Я решил, что бухгалтеркий учет не такая уж и скучная практика. Это может помочь мне четко видеть свою финансовую ситуацию. Я создал себе электронную таблицу, в которую записал доходы, расходы и мой доход от активов.

Немного активов у меня было еще со студенческих времен. Я создал их, чтобы получить прибавку к стипендии. Одним из них был гонорар с продажи цифровых товаров. Программные решения, которые я создал еще на 2-ом курсе, применив знания по векторной алгебре и геометрии.

Практика "подумай как эти знания можно использовать" ни раз мне пригождалась в жизни. Я не добился бы успехов в изучении физики в школе и в университете, если бы каждый раз не прогонял бы эту мысль, придумывая как бы я мог применить то или иное знание на практике? Что бы я мог создать из этого? Это помогало запомнить информацию и генерировало много идей.

Удивительно, у меня все это время были активы, приносящие скромные дивиденды, однако я не развивал их дальше. Я мог бы создать и новые, тем самым создавая себе пассивный доход! Эта мысль откликнулась осознанием и меня словно поразила молния. Чем я вообще занимался всё это время?

Дорога возникает под шагами идущего.

Следующая книга, которую я не мог не изучить - это книга "Денежный поток". Я искал всеми силами как мне создать его и нашел, все необходимое мне оказалось уже рассказано в этой книге.

Это было похоже на магию. Я стал находить все необходимые мне детали пазла как по волшебству. Похоже, я просто раньше их не искал и вовсе. Далее я узнаю как это работает, посмотрев фильм "Секрет", в котором рассказано про закон притяжения (людей, мыслей, идей, ответов, решений).

Из "Денежного потока" я понял разницу между активами и пассивами. До меня дошло понимание, что раньше я только и делал, что покупал пассивы: то, что отнимало мои деньги, а не приносило их. Даже если бы я работал усерднее, я стал бы тратить больше, отчего необходимо было бы работать еще усерднее, а затем еще больше их тратить... Это походило на кошмар.

Мне стало ясно: необходимо увеличивать свои доходы, уменьшать расходы, создавать и приобретать активы, сокращать пассивы. 12 слов, а какая в них сила! Эти 12 слов помогли превратить банкрота в человека, живущего на пассивный доход.

Из следующих книг, которые я изучил это: "Бедный папа, богатый папа", "Думай и богатей" (бывает и аудиокнига, чтобы изучать, не отрываясь от дел).

А также я смотрел и несколько раз пересматривал видео Брайена Трейси и Бодо Шефера. Очень рекомендую, их легко найти на Youtube. Их мне порекомендовал хороший знакомый, который выбрал себе такой же вектор.

Брайен Трейси, донеся до меня понимание через свои лекции, помог мне понять как повышать свой доход в 2 раза за год, за полгода, за месяц, за неделю. Основа заключается в инвестировании в собственный ум как в свой главный актив, а также другие аспекты, например, как time management. У него есть и аудиокнига.

Но и этого оказалось мало. Мне стала ясна база, какой фундамент строить. Однако необходимо было понять что на нем строить.

Ищущий да обрящет. Это же так просто.

Целый месяц я искал все возможные варианты как создавать себе пассивный доход. Первый выбор пал на инвестиции в фондовый рынок, так как пару месяцев назад знакомый порекомендовал мне онлайн курсы по фундаментальному анализу и мы их прошли с ним вместе, решив, что в будущем пригодится.

Я выбрал акции и облигации для инвестирования, составив свой портфель. По сути, там всё довольно просто. При покупке облигаций ты как бы даешь в долг компании или государству (бывают государственные облигации - ОФЗ), а при покупке акций ты покупаешь возможность получение доли от прибыли компании через дивиденды.

В 90ые в России акции мог получить практически любой желающий, когда предприятия раздавали их своим работникам, иногда ради приватизации, иногда потому что не было денег заплатить за работу. Однако, народ, который не изучал основы финансовой грамотности и не интересовался, что это за ценные бумаги такие и почему они ценные? Народ, просто продавал акции за бесценок и обменивал их на еду.

Точно так же поступили в моей семье отец и мать. Бабушка и вовсе подарила ящик акций кому-то, потому что она у нас альтруист. Только те же самые люди почему-то не стремились ей помогать взамен.

Я, поняв, что дивиденды по акциям и купоны по облигациям могут составить мой cashflow (пассивный доход), решил покупать их на не менее чем 20% от своего заработка. Я стал приобретать активы.

Однако, годовая доходность на фондовом рынке довольно низкая. Около 10%, если у тебя нет статуса кваллифицированного инвестора, а значит и доступа к наиболее интересным продуктам (дивидендные ETF, структурные ноты, ряд REIT, BCD фонды). О них я расскажу потом, подпишитесь.

Если вспомнить книгу "Квадрант денежного потока", из нее становится ясно, что можно разделить людей по способу заработка на 4 раздела или всего на 2 игровых поля.

На левом игровом поле люди работают ради денег, на правом же поле - ради свободы.

Когда я рассказал своим знакомым об этом, они не поверили. Ведь им кажется, что они работают именно ради свободы. Разве не свобода, по их словам, покупать кока колу и бургер когда захочешь? Или купить брендовую одежду в любой момент?

Нет, мой ответ нет. Это не свобода, а право потребления. Как говорят на правом игровом поле, люди платят кому угодно, кроме как самим себе: они платят за еду, за одежду, за жилье. Всем, кроме самих себя.

Что это означает? Как это не платим сами себе? Вот же они - деньги! Мы их заработали, а значит это и принадлежит нам!

Платить себе означало бы инвестировать в свое развитие, а также в повышение своего экономического уровня. Если каждый день есть вкусные, но вредные бургеры, запивая вкусным, но вредным сиропом, а также носить брендовую одежду, повышающую статус в некоторой общности, вряд ли получишь что-то кроме этого. Вряд ли в один момент сможешь сказать "мне не нужны деньги, я буду работать на вас бесплатно, просто потому что мне это интересно".

Один из знакомых, когда услышал это от меня, назвал меня безумцем. Сам же он только пришел в этот момент из Starbucks, где взял 4 стаканчика кофе за 1000 р, а теперь он направляется в Burger King, чтобы оставить там еще 1500 р, а вечером садиться за работу, которую не особо любит, ведь бургеры сами себя не купят. По его мнению.

Возвращаясь к игровым полям. Для многих людей, я думаю, будет оптимальным движение Р-С-Б-И. Сейчас поясню.

Р - когда ты наемный рабочий. Нас так воспитывают, нас так обучают. Школы и университеты готовят именно наемных рабочих. И не говорят об альтернативах. Ограничение в развитии: карьерная лестница.

С - самозанятый. Когда вы применяете свои профессиональные навыки, знания, чтобы предоставить другим людям свои услуги. Вам уже не надо сидеть в офисе и терпеть своих не особо собранных коллег, а также своего босса, который вами вечно недоволен. Вы сами определяете что вы делаете и для кого и сами определяете сколько можете зарабатывать. Ограничение в развитии: ваш собственный ум.

Б - бизнес. Вы создали актив и развиваете его. Или создали его вместе с кем-то в команде и получаете долю от прибыли. Ограничение в развитии: нет.

И - инвестор. Вы уже скопили много денег и ищите во что их вложить, чтобы они работали на вас, а не вы ради денег. Вы даете деньги бизнесу, который нанимает наемных рабочих и пользуется услугами самозанятых. Вы на самой верхушке и управляете денежными потоками. Ограничение в развитии: нет.

По какому пути пошел я? По этому же, от альфы до омеги, от малого к большему.

Сейчас основа моего cashflow - это доля от прибыли совместных проектов. Я больше не работаю ради денег, а только ради активов.

Найти подобные варианты не так сложно как кажется. Достаточно предлагать свои услуги не ради денег, а ради % от прибыли проекта. Попробуйте узнать среди знакомых, занимается ли кто-то чем-то прибыльным или планирует это сделать? Возможно, вы сможете проявить участие в этом начинании и создать себе затем пассивный доход?

Это сложное разовое вложение своего труда и времени, которое затем сполна окупается с годами. И вы постепенно выходите к финансовой свободе.

Возвращаясь к финансовой свободе. Я упомянул, что сначала мы понимаем какой фундамент строить, а затем понимаем что на нем строить.

Установим финансовые цели, чтобы понимать какое здание строим на нашем финансовом фундаменте и каких оно будет размеров.

* 1 цель: Финансовая безопасность

Мы не вечные, люди стареют, их способность зарабатывать деньги уменьшается со временем, уменьшается гибкость ума, на рынке появляются новые игроки, то, что было выгодно раньше, теряет свою актуальность.

Для начала мы должны обеспечить себе финансовую подушку. Сбережения, которые должны быть размещены наиболее безопасным образом (например, на обычном банковском вкладе).

Эти средства будут необходимы, чтобы можно было не работать 3-6 месяцев в случае, если будет временно утрачена трудоспособность.

Я же достиг этой цели просто для того, чтобы было спокойствие на счет расходов, пока я достигаю следующих фин.целей.

Сумма финансовой безопасности = 6 * сумму ежемесячных расходов.

Если ваши расходы в месяц составляют 20 000 р, то это должна быть сумма в 120 000 р.

  • 2 цель: Финансовый достаток

Это когда ваш пассивный доход покрывает 50% ежемесячных затрах. Например, при сумме ежемесячных расходов в 20 000 р это значение будет 10 000 р.

  • 3 цель: Финансовая независимость

Когда ваш пассивный доход покрывает 100% расходов.

При достижении этой цели вы в одном шаге от финансовой свободы.

  • 4 цель: Финансовая свобода

Вы выбираете сумму, например, 50 000 р / мес, которую хотите получать пассивно каждый месяц. И достигаете её. Тем самым уже не думая о деньгах со страхом, а проявляя интерес.

Сначала это казалось мне нереальным, как и кажется сейчас моим старым знакомым, которые уверены, что хотят работать до пенсии.

Однако теперь я могу реализовать свой творческий потенциал, путешествовать и помогать другим. И никакой босс не звонит мне с угрозами, что урежет зарплату, если я не приду завтра рано утром на работу.

И я могу и дальше сидеть у моря и рассматривать подводных созданий. Теперь в любое время.

Подпишитесь на мой канал и будьте в курсе всех моих затей, идей и полезных мыслей: @sagleft_log

Живите долго и процветайте 🖖