June 11, 2019

«Тонкое искусство пофигизма. Парадоксальный способ жить счастливо», Марк Мэнсон

Вот есть я и мне 22 полных годика. Я не успела создать свой гениальный стартап, не стала вторым Сурвилло (а также первым, прото и нескончаемыми дублями этого юного феномена тоже), не вкатилась ни в одну из тусовок и, че уж там, я даже толком не работала. Мои ровесники, как мне казалось, уже успели выгореть, пока я даже не загорелась. И это жутко расстраивает. В мире, где нужно бежать со спринтерской скоростью я чувствую себя плетущейся где-то в конце неудачницей, которая свой шанс проворонила, не стала особенной, не выделилась. На такой расклад можно разозлиться, а можно принять. Первое не всегда продуктивно, если ты невротик и твоя злоба не про «пахать и добиваться», а «наказывать себя за придуманные собой же провалы». На том, как со всем этим разобраться концентрируется автор книги «Тонкое искусство пофигизма» Марк Мэнсон.

Всё это позитивное мышление, культ успеха и возгласы, что достать его — что стульчак обгадить, плевое дело, просто трудись и тебя заметят когда-то, как и любая поп-культурная концепция, должна была получить критику. Немного уставшая от налипших на зубах и глазах истин, я принимаю эту критику с радостью — это не последний мой отзыв о книгах, которые разбирают по косточкам устоявшуюся монополию достигаторов. это не просто необходимая для плюрализма тенденция, продаваемая идея, но и пластырь на мое больное невротическое сердечко.

Марк Мэнсон, блогер и личностный консультант, публиковался на СNN, Вашингтон пост, Бизнес Инсайдер, Форбс, вел блог и написал книгу, название которой родилось из статьи оттуда же. Ключевая идея «Тонкого искусства» — принять неизбежность боли и страданий и разобраться в том, что важно, а что нет. С порога (а точнее с пролога) он честно подмечает, что не решит наших проблем и не сделает из читателя второго Илона Маска. Но это и не книга о том, как забивать на близких и проблемы — скорее о том, как забивать на огромный ком личных загонов, что мешают их решить.

Мэнсон предлагает нам пересмотреть свои ценности, деля их на хорошие и плохие:
хорошие — те, что важны социуму, непосредственны, конструктивны (честность, инновации, защита слабых)
плохие же зависимы от других людей и обстоятельств (стремление всем нравиться, богатство).

Мне запомнилась история об участнике Битлз, которого пришлось заменить Ринго Старром. Этот парень не стал известным музыкантом, но вполне счастлив. В противовес ему, Марк Мэнсон приводит в пример ещё одного музыканта, который не попал в Металлику и посвятил всю жизнь в сравнении достижений с бывшими коллегами. его успехи впечатляют, но он всё равно не Металлика и очень беспокоится по этому поводу.

Для кого эта книга? Селф-хэлп литература — это когда вам болит. Если вы чувствуете, что слишком беспокоитесь о проблемах, не можете разобраться в себе, в голове каша, а на психотерапевта нет денег (ведь мы же все помним, что прежде всего нужно идти к врачу, а потом в книжный, не правда ли?) — «Тонкое искусство пофигизма» временно вас утешит и подарит несколько ценных выводов.