May 30, 2019

Неаполитанский квартет

«Неаполитанский квартет», Елена Ферранте

В десятом классе нам на лето задали прочесть Достоевского. Как хорошая ученица (правда,только если дело касалось литературы) я взялась за «Преступление и наказание» где-то в горячем июле, когда раньше семи вечера на улицу лучше было не показываться.

Взялась — и прозрела.

Где-то там я и продала душу книжному дъяволу. Нет, читать я и до того любила, не зря же выполняла домашние задания только с одного предмета. Но что-то во мне сдвинулось навсегда и безвозвратно. Тогда я впервые поняла, что литература делится на безликую, хоть местами и интересную, массу книг, но и на Литературу, вот так с большой буквы — то, что ради чего хочется жить. «Неаполитанский квартет» Ферранте ворвался в мою жизнь где-то также. И никак кроме Литературы я его для себя назвать не могу.

Пафосно прозвучало, не так ли? Давайте лучше о сюжете: двое девочек из бедного, послевоенного квартара в Неаполе, несут свою дружбу всю жизнь — ненавидя и обожая, конкурируя и защищая друг друга. Вот, в принципе, и всё. Книги разделены на части: детство, юность, молодость, зрелость и старость.

Я влюбилась в них не сразу. Первую книгу я оценила только с литературной точки зрения.«Моя гениальная подруга» мне, в общем, понравилась, но в себя не влюбила, а только лишь поймала на крюк: мало кто открывался мне так красиво, как эта история. В конце первой книги есть сцена, где одна из героинь собирается выходить замуж и вторая её моет (тогда о ваннах не шло и речи). В воздухе ощущается привкус совсем не счастливой тревоги. Это была очевидна параллель с омыванием трупа перед погребением. Я, никогда не бывавшая на похоронах, ощутила именно это — и эта сцена восхитительно ударила меня в живот прямо в маршрутке.

Так я провалилась в историю Лины и Лену. Я не могла отвлечься абсолютно ни на что: забросила другие книги, не смотрела фильмы, мучилась на парах, мечтая, как окажусь дома, слушала книгу во время тренировок, готовки, в транспорте. Я жила этой историей — настолько крепко она меня держала. Любое крупное произведение где-то да начинает провисать, герои, перед тем как в них влюбиться, кажутся скучными, мир тягомотный. Здесь впервые было не так: книга зажевала меня как шредер картину Бэнкси.

И дело не в мастерски завернутом сюжете: Ферранте не мучает героев, но и не жалеет, от чего кажется, что она рассказывает свою личную историю. Я пыталась анализировать её язык: в нем простота, но простота не от глупости; умеренное количество литературных приемов — чтобы читатель не чувствовал, что читает бульварный женский романчик, но и не болтался в высокопарных пассажах; последовательность в персонажах — главная героиня меняется на глазах, постепенно прекращая идеализировать свою подругу, рассуждая более по-взрослому и взвешенно, хотя все четыре книги написаны одним и тем же языком взрослой вспоминающей женщины; все арки персонажей закончены логически — не возникает сомнения, что точно также произошло бы и с реальными людьми; а ещё самое любимое мое качество искусства — Ферранте рассказывала историю середины прошлого века о двух итальянках, но кажется, что это было о тебе. Знаете что забавно? Так отзывается подавляющее большинство рецензентов. Читать истории о себе всегда классно, даже если ваши биографии не совпадают почти полностью: я никогда не имела близкую с детства подругу, не была отличницей, не выходила замуж, не уходила от мужа, не была главой квартала, не управляла магазином. Но всё, что писала Ферранте, было знакомо и близко мне — потому что она пишет о простых и знакомых каждому чувствах. Что это, если не мастерство?

Наконец я смогла понять, что такое зависть к людям, которые книгу ещё не читали. Конечно, вас она зацепит не так, или не зацепит вовсе, но вдруг? Вдруг для вас она станет такой же особенной как для меня. Поэтому рискну её порекомендовать.