December 9, 2019

Мария Тимофеевна КИСЛЯК

родилась 6 марта 1925 года, в селе Ледное, ныне один из районов города Харькова, в семье крестьянина. После окончания семилетки, поступила в Харьковскую фельдшерско-акушерскую школу.
Затем работала медсестрой в госпитале.
Когда враг вступил на землю Украины, то она не задумываясь, организовала в своём селе, со своими товарищами, подпольный госпиталь, которым после и руководила им.
В этом госпитале она лечила раненных бойцов, попавших в окружение. Как только им становилось лучше, друзья, да и порой она сама, переправляли их за линию фронта.

Глаза открыв – передо мной лицо,
Оно глядело на меня смешно…
Я застонал и тихо прошептал:
«Прости, родная, город немцам сдал…».
Она тихонько тронула меня,
И мне сказала тёплые слова:
«Поспи, родной мой, всё ещё вернёшь,
Поправишься, и снова в бой пойдёшь.
И силушка откуда-то взялась,
Креп организм, душа на бой рвалась,
Враг убегал с родной моей страны,
Слова я помню милой медсестры:
«Поспи, родной мой, всё ещё вернёшь…»
Ответь, родная, когда стих прочтёшь.

В дни оккупации города Харькова, она активно боролась с врагом. Готовила и вместе с друзьями распространяла листовки в своём селе, а так же уничтожала немецких офицеров.
Она спасла, более сорока, раненых.
В 1942 году госпиталь Марийки, как её звали друзья, покинул последний раненный. Группа молодых мстителей, куда входила и Мария, действовала до середины 1943 года.
По доносу одного предателя, Мария была схвачена гестаповцами, а так же все её соратники.
Марии тогда только исполнилось восемнадцать лет.
Через месяц, после мучительных пыток, где она так и не сказала ни единого слова, её и её друзей, казнили на виду сельчан. Перед смертью Мария успела крикнуть: «Мы погибаем за Родину! Товарищи, убивайте врагов, очищайте землю от гадюк. Отомстите за нас!»
8 мая 1965 года Мария Тимофеевна Кисляк была награждена званием Героем Советского Союза – посмертно.
Именем героя Марии Кисляк названа одна из улиц города Харькова.