September 20, 2021

Труба инженера Синицына

- Мы назовем ее ТИС, - Юрий Иванович затянулся, выпустил дым.
Кто был этот Юрий Иванович? Сотрудник научной лаборатории, где я работал над дипломным проектом. По сути он был почти как Георгий Иванович, который «он же Жора, он же Гога...».
Человек, про которого руководитель моего дипломного проекта сказал: «У него неоконченное высшее, но без него мы бы не защитили свои диссертации».
- Да, ТИС, Труба Инженера Синицына, - подтвердил он и убрал окурок в старую банку из под кофе.
После этого он громко рассмеялся!

Для задачи, которую я должен был решить, надо было делать экспериментальную установку. Принцип был понятен: сюда входит, отсюда выходит, здесь измеряем. Осталось начертить и изготовить...
Дня через два чертежи были готовы. Я с гордостью их представил Юрию Ивановичу.
- И из каких материалов ты собираешься это делать? - спросил он.
- Не знаю, я как-то об этом не думал.
- А надо было. Нет на складе труб такого диаметра.
- А какие есть?
- Сходи на склад, узнай. Точно есть 8 миллиметров, 10, 12... Только кварцевые трубки они смогут выдуть любые.

Так я узнал, что надо отталкиваться от тех материалов, что есть в наличии. Это как с диаметром ракеты, который зависел в конечном итоге от ширины конской задницы.
Вернувшись со склада, я стал перечерчивать.
Он заглянул через мое плечо на чертеж.
- Ну ты наворотил!
Чертеж становился похож на запутанный клубок ниток.
- Прежде чем что-то делать, надо хорошенько подумать, - сказал он.
Мы сели думать. Я пил чай, он курил.
Часа через два я спросил.
- Что-то уже придумал?
- Да ты что! Думание — процесс долгий. Лучше долго думать, а потом быстро сделать.

Следующие две недели протекали в формате «давай быстренько сбегаем в долину....», «нет, мы медленно туда спустимся...».
На мои вопросы «а не пора ли» он невозмутимо отвечал, что рано еще.
Однажды, докурив очередную сигарету, он резко поднялся и сказал: «За работу».
Мы составляли заявки на склад, начальник лаборатории их подписывал, потом мы шли (я бежал) за материалами. Сварщики варили, слесари точили, стеклодувы выдували. На нашу долю тоже выпало немало ручной работы.
В итоге недели через две труба была готова. Не просто труба — Труба Инженера Синицына, как иронично ее называл Юрий Иванович.
Хотя установка получилась действительно неплохая и данные для диплома тоже. А я в результате всего этого понял, что научная работа тоже может быть интересной.

Иногда задумываешься о том, а для чего мне были нужны те знания и навыки? Как говорил мой одноклассник-двоечник: «Я шофером буду, зачем мне ваша биология?»


В апреле мы договорились о покупке нового станка. К нему надо было изготовить маленькую деталь. Поставщик пообещал, что их мастер сделает ее за пару дней. Прошла неделя, к детали еще не приступали. То праздники, то свадьбы, то болезни. «Но мы обязательно сделаем» - говорили они.
Что-то мне подсказывало, что надо этот вопрос решать как-то самому. Не то, чтобы самому ее делать, а найти еще кого-нибудь. Время шло, но никто не находился.
Вот тут я и вспомнил не только ТИС, но и уроки трудового воспитания, работу за токарным станком, когда я замечтался и резец «встретился» со шпинделем. Из сна меня вывел голос учителя труда, моего будущего тестя Анатолия Михайловича: «Не спать! Не спать!»

Я купил видео-инструкцию по изготовлению этой детали за 500 рублей. И решил сам в качестве хобби (все равно ждем и работать не можем) попробовать сделать нужную деталь.
Вообще-то, это не правильно. С точки зрения управления я не должен был это делать сам. Я должен был руководить. Найти решение, мотивировать, заставить.
Процесс повторился как на дипломе. Только я хорошо усвоил урок Юрия Ивановича и с самого начала уже отталкивался от того, что можно было купить в магазинах.
Магазины... Например, Баухаус, где миллион изделий и одного только клея для бумаги несколько видов. Я ходил между регалами, но нигде не мог найти кругляк 16 мм. Я искал среди болтов, профилей, но все заканчивалось максимально 12 миллиметрами. Я даже смотрел на дверные ручки, петли и замки.
Что ж с магазинами не повезло. Пришлось искать на свалках.
Да, на свалках. Точнее на пунктах приема металлолома. Только там мне удалось найти пару кусков металла, которые были нужны для работы. Удивительно, насколько беден выбор местных хобби-маркетов при таком их размере и как богаты свалки!
На все у меня ушло дней восемь по 2-3 часа в день. И вот LIS (Lemovač Inženýra Sinicyna) готов, мы установили его на станок. И станок таки с этим устройством работает. А еще я научился лудить. Полвека мне это было не нужно и вдруг понадобилось.
А поставщик до сих пор нам его не сделал. Но мы подождем. Может их деталь будет работать лучше?

Не так давно министру образования Чехии задали вопрос о том, что может быть не всем ученикам нужна математика или физика? Вопрос подкрепили тем, что мало кто в обычной жизни считает синусы и рассчитывает реакцию опоры.
Мне понравился его ответ: «Эти предметы нужны не столько для того, чтобы мы это могли посчитать. Они помогают формировать мышление учеников»