Мысли
April 14, 2020

Заводной апельсин. Берджесс

На прошлой неделе прослушал аудио-книгу Берджесса "Заводной апельсин". Книга поразила меня обилием поистине жестоких сцен насилия физического и сексуального. Возможно, я через чур восприимчив к подобному материалу, потому что несколько раз порывался прекратить ее прослушивание. Наверняка бы так и произошло, если бы это была обычная книга - я бы просто не смог ее прочесть. К тому же самоизоляционная скука сделала свое дело - начало романа максимально жестокое к простым людям я кое-как "проглотил", а когда опомнился - слушать стало уже проще.

Не думаю, что имеет смысл описывать сюжет романа - грязь и насилие здесь практически на каждой странице. Книга строго 18+, а по хорошему, думаю, что книга даже 30+. Из всех персонажей симпатию способен вызвать разве только тюремный священник - единственный человечный персонаж из тех, у которых более одной реплики в книге.

Лично для меня идеальный вариант концовки романа наступил бы в случае со смертью Алекса при попытке самоубийства - это, можно даже сказать своеобразный happy end. Но автор идет дальше, он показывает сущность политиков, для которых конкретные люди и конкретные жертвы не играют никакой роли при решении своих политических задач: министр быстро корешится с бывшим уголовником для того, чтобы обеспечить правительству рейтинг. А основным пунктом этого союза становится возвращение психики Алекса в "нормальное" состояние.

Но даже в этот момент конец истории мне виделся логичным: мир не идеален - это несложно принять, в отличии от того, что произошло в последней главе. В ней автор устами героя на полном серьезе говорит о том, что Алекс повзрослел и хочет теперь спокойной жизни, что былые "потехи" не доставляют ему больше радости. Таким образом, как я понимаю, оправдывается повышенный уровень насилия среди подростков - он был юн, кровь кипела, вот и натворил делов.

Но погодите-ка, этот парень не просто подросток, он реальный садист, насильник, серийный убийца (на нем как минимум три смерти людей: жена писателя, женщина-кошатница, заключенный в тюрьме). О каком взрослении может идти речь? Мы же постоянно находимся в его голове (повествование идет от лица Алекса) - там нет и намека на раскаяние. Алекс в этом смысле персонаж, который не способен вызвать эмпатию у нормального человека: это не Раскольников, для которого убийство воспринимается как нечто ужасное по свое сути. Он просто маньяк.

Можно ли применять подобные методы "исправления" к таким людям как Алекс, людям, которые упиваются насилием, без сожаления убивая и калеча других? Для меня ответ на этот вопрос очевиден