July 17, 2020

Мои 13 причин любить Хайкоу

Во время первого собеседования по вичату мой нынешний босс яростно втирал мне: "Да ты что думаешь, Хайкоу это фигня какая-то? Да это лучший город Китая! Все китайцы мечтают жить в Хайкоу!".Насчет лучший, не знаю, но по какому-то там рейтингу Хайкоу входит в десятку лучших, и это неудивительно. Удачное расположение, умеренно расслабленный уклад жизни, развитая инфраструктура и хорошая экология делают его привлекательным местом для жизни.

Мы живем здесь уже больше года, и я с каждым днем все сильнее люблю этот город, ставший для нас еще одним домом.

Я попробовала описать, почему. Некоторые пункты относятся и к материковому Китаю, другие же - особенность именно Хайкоу.

Осторожно - получилось длинно))

1. МощьКитай - очень красивая и яркая страна.

Когда шесть лет назад мы впервые путешествовали по Китаю, главное впечатление можно было обозначить словом "мощь". Трудно объяснить, почему. Возможно, дело в любви китайцев к массивной архитектуре и вообще ко всему большому - чего стоит одна площадь Тяньанмэнь, которая запросто может вместить парочку европейских государств, а если постараться, еще и Ватикан влезет. Или же в том, что китайцев миллиард, и миллиард этот в случае чего не мотает сопли на кулак, а берет и делает. Ну там, построить больницу на пару тысяч койкомест за неделю, выкопать метро лопатами или возвести небоскребов на месте деревни - надо, значит, надо.

Китайцы в большинстве своем патриоты, видят себя частью великого народа и великой страны. Когда отмечают день основания КНР, весь вичат переполнен постами типа "Я горд видеть, как растет и развивается моя Родина. С Днем рождения, мама!" и "Я так счастлива, что я китаянка. Если бы можно было выбирать, в следующей жизни я хотела бы родиться только в Китае".

Китай - это огромная мощная машина, от которой захватывает дух. Мы, иностранцы, только наблюдатели извне, и я сама не хотела бы быть частью этой машины - старый добрый индивидуализм как-то роднее, но я рада, что Китай дал мне возможность чуть-чуть прикоснуться к этому совершенно другому миру.

2.

3.

4.

2. Юмор

Например, заходишь ты в ближайший магазинчик хозтоваров, а там хозяин с семейством лепят пельмени прямо на прилавке. Два противеня уже налепили, третий в процессе. А все потому, что восьмой день шестого месяца по лунному календарю - полагается лепить пельмени, традиция такая.

Нацепить всем семейством в веселенькие пижамки, загрузиться в лексус и умчаться в закат - тоже очень по-китайски. Или, например, прийти в парк запускать воздушного змея и делать это лежа в гамаке. Или ехать на электробайке и петь на всю округу - а как иначе, раз душа поет? А как устал, на этом же байке можно вздремнуть в тенечке, развалившись с таким комфортом, что я каждый раз завидую и недоумеваю - как???

Можно поставить телефон на лавочку в парке и заняться аэробикой под заводное видео. Или идти по улице и хлопать себя по голове, а можно вообще шагать задом наперед - китайские представления о здоровье полны загадок.

На такие эпизоды натыкаешься ежедневно, между делом, и они здорово раскрашивают будни. Я ругаю себя за то, что ленюсь записывать - мог бы получиться целый сборник.

Самое смешное, что мы для китайцев тоже смешные. То от чистого китайского сердца угостят тебя куриными лапками, а ты - вот чудак! - нос воротишь от такого деликатеса. Ну просто лапки выглядят так, как будто их перед приготовлением долго пытали. То подивятся, что ты ешь что-то без риса. И вообще лаоваи народ дикий - разгуливают на солнце, ни во что не замотавшись с ног до головы, в море заплывают дальше десяти метров от берега, безбашенные.

5.

3. Технологии

По приезду в Китай меня не покидало чувство, что мы дикари, выбравшиеся из глухой деревни в цивиллизацию. Удивительное рядом - начиная с аэропорта Гуанчжоу, где специальные автоматы снимают отпечатки пальцев, и заканчивая системой полива в парке, когда над каждым деревцем по расписанию устраивается локальный дождик. Вроде уже немного привыкли, но и сейчас случаются эпизоды. На днях, например, увидели автомат, где няшный робот продает мороженое. Сканируешь код, оплачиваешь, и робот с улыбкой подает тебе стаканчик мороженого, приговаривая "Ну как, вкусно?"

Поначалу все кажется сложным, попробуй-ка не сломать мозг об эти их иероглифы, но стоит разобраться, понимаешь, насколько пользоваться местными приложениями удобно. Абсолютно у всех есть вичат и джифубао - оплатить покупки, перечислить деньги другу за свою долю ужина, купить билеты на поезд или самолет, заказать еду, взять на прокат велосипед или машину - пара кликов и готово.

Камеры хранения в супермаркетах, распознающие лица, световое шоу на небоскребах, которое  обновляют с периодичностью в несколько месяцев, камеры с высоким разрешением, снимающие водителей, чтобы не было искушения перекусить или початиться в телефоне за рулем - обычное дело.

Да что там, со мной разговаривает дверной замок! Кстати, уже пару недель настоятельно рекомендует заменить батарейки - надо не забыть.

6.

7.

8.

4. Танцующие бабушки

Мне кажется китайский бабушки, танцующие вечерами в парках, скверах да и просто на улицах, должны быть внесены в список культурного наследия ЮНЕСКО, если еще нет. Это просто чудо какое-то. Идешь с работы уставший или крутишь педали вдоль набережной, и обязательно встретишь не одну группу резвых бабулек, отплясывающих под какую-нибудь веселенькую музычку. И сразу на душе как-то радостнее. Именно возвращение на улицы танцующих бабушек стало для многих сигналом, что локдаун теперь уже точно остался позади.

Уличные певцы тоже хороши, но бабушки вне конкуренции.

9.

5. Китайский язык

Меня всегда завораживали китайские иероглифы. Китайцам нет смысла заморачиваться дизайном вывесок - иероглифы сами по себе красивы. Даже сейчас, когда я понимаю прозаичность вывесок типа "банк" или "машинное масло", все равно они выглядят, как загадочные древние письмена, исполненные потаенного смысла.

Когда я начала учить китайский, мне открылся целый удивительный мир, в котором все по-другому, а иногда вдруг раз! - и совсем как в русском.

Я с интересом наблюдаю, как постепенно перестраивается мозг, и при случае удается составить предложение, которое еще пару недель назад казалось чем-то недосягаемым.

10.

6. Природа

Яркое небо, море, пушистые облака, буйная зелень, экзотические цветы, птицы и фрукты, растущие прямо на улицах города, - этого уже достаточно, чтобы любить Хайкоу. Тропики - это на сто процентов моё. Я люблю жару, прекрасно себя чувствую и в +40, а пару недель холодрыги зимой, так и быть, готова потерпеть.

Мне нравится, что всегда можно купить манго и маракуйю и не нужно мечтать об отпуске, чтобы пойти/поехать на пляж. Я всегда завидовала тем, кто живет у моря, и до сих пор не могу привыкнуть к мысли, что теперь у моря живу и я.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

7. Кокосовые пальмы

Отдельным пунктом, потому что я никогда не видела такого кокосового города, как Хайкоу. Улицы, засаженные ровными рядами кокосовых пальм до сих пор взрывают мне мозг, потому что в моей картине мира небоскребы и пальмы существовали всегда по отдельности, а тут они почему-то вместе.

Я обожаю пальмы. Бывает, выходишь из дома, слегка загрузившись чем-то, поднимаешь взгляд на небо, усыпанное зелеными фейервеками, и лицо непроизвольно расплывается в улыбке - хорошо-то как! Любые проблемы кажутся разрешимыми, когда за твоим окном качаются пальмы.

17.

18.

19.

20.

8. Горячие источники

Помню, отдыхая в термах Будапешта, я думала, как было бы здорово жить в городе с горячими источниками. И сейчас могу подтвердить - это действительно здорово. Зимой, когда случаются промозглые дни, нет ничего лучше, чем как следует прогреться в горячих ваннах. Да и летом, когда хорошенько распаришься в купальне, воздух какое-то время ощущается приятно прохладным. Лучшими в Хайкоу считаются источники в Mission Hills, они же самые большие - 168 различных ванн в нескольких тематических зонах, - но по всему городу немало других мест, где приятно расслабиться в свободное время.

21.

22.

23.

24.

25.

9. Велосипеды

Раньше я часто думала, как было бы здорово перемещаться по городу на велосипеде, но не безумной котлетой-камикадзе, а чтобы велодорожки везде и ты не один такой выскочка-псих. В плане организации дорожного движения, Хайкоу до Амстердама, конечно, не дотягивает, но все-таки это тоже город велосипедов. Здесь очень удобная система проката и повсюду отдельные полосы для двухколесного транспорта. Да, все ездят, как хотят, поначалу я недоумевала, как они тут вообще доживают до старости, но потом привыкла и поняла, что хаос на дорогах компенсируется низкой скоростью. По многим улицам машины не ездят быстрее 30-40 километров в час, а скорость байков лишь немного превышает скорость велосипедиста.

Сейчас мы часто устраиваем велопрогулки по городу и за его пределы, и я уже не помню, когда мы в последний раз ездили на автобусе.

26.

27.

28.

29.

10. Еда

Раньше я уверенно говорила, что обожаю китайскую кухню. Сейчас, когда до меня по-настоящему дошло, насколько это широкое понятие, я стала аккуратнее в формулировках. Просто потому, что понимаю, с какой малой частью китайской кухни я вообще знакома.

Хайнаньскую кухню я, если честно, пока не совсем распробовала - есть несколько блюд, которые безумно нравятся, остальное вкусно, но довольно обычно. Но в Хайкоу огромный выбор ресторанов, предлагающих блюда других провинций - Сычуань, Гуандонг, Гуанси и т.д. И чаще всего еда в них восхитительна. Также в городе полно заведений, где можно провести вечер за хот-потом или барбекю, - обожаю их!

Кухни других стран тоже доступны - японская, тайская, индийская, турецкая, "европейская" и другие. И том ям - настоящий том ям, и палак панир - как в Индии. А если в городе можно съесть приличного том яма и палак панир - этот город прекрасное место для жизни.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

11. Контрасты

Контрастный - избитое слово, да и применить его можно почти к любому азиатскому городу. К тому же я не могу сказать, что Хайкоу действительно ошарашивает контрастностью. И тем не менее, здесь есть и колоритный старый квартал с хутунами, и глянцевые небоскребы, и невзрачные потрепанные улицы, и жилые кварталы, больше похожие на уютные районы небольших европейских городов, и современные набережные. Коровы, жующие газон рядом с навороченным торговым центром, уличные торговцы живыми перепелками, рекламирующие свой товар на весь престижный район, и прочие сочетания несочетаемого - обычное дело.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.
12. Люди

В большинстве своем местные жители приветливы и отзывчивы, не прочь завязать беседу и готовы помочь, если видят, что ты в замешательстве. Могут, конечно, в упор не замечать тебя, если подозревают, что связаться с тобой повлечет за собой лишнюю головную боль. В этом они похожи с тайцами.

Лаоваев в Хайкоу не настолько много, чтобы вызывать раздражение, но и не так мало, чтобы таращить на них глаза и вовсю фотографировать. Если бы не серегина борода, на нас бы и не обращали особого внимания.

Представления о нормах поведения у жителей Хайкоу ближе к привычному нам, чем в других городах Китая. Здесь не харкают на улицах (по крайней мере не чаще, чем в Москве), не толкаются, не часто курят в общественных местах, не лезут в твое личное пространство - максимум, скажут хэллоу и поулыбаются. Водители реже, чем в Москве, но все-таки уступают дорогу пешеходам.

Я сначала думала, что возможно, Китай в целом так изменился за пять лет, но люди, переехавшие в Хайкоу из других провинций, говорят, что дело не во времени, а в географии.

Также в Хайкоу приятное сообщество легких на подъем иностранцев. Сходить в монгольский ресторан, покататься на каяках в пять утра, поиграть в настолки, съесть баранью ногу или пекинскую утку, пройти городской квест, послушать джаз, устроить дегустацию грузинского вина - в Хайкоу всегда что-то происходит и часто очень спонтанно.

Можно запросто встретиться с кем-нибудь днем на кофе, решить, а не пойти ли нам сейчас пострелять из лука, а потом обнаружить себя шагающими в час ночи из одного бара в другой, веселясь над какой-нибудь ерундой.

Мне немного не хватало этой легкости в последние годы в Москве, потому что круги общения были устоявшимися, многие люди обзавелись семьями, обязательствами и изрядно отяжелели. Здесь же сама среда способствует общению людей разных возрастов и национальностей.

43.

44.

45.

46.
12. Комфорт

Само по себе слово "комфорт" навевает на меня скуку и ассоциируется с какими-нибудь пенсионерами, которые устали от жизни, остепенились и им теперь главное - комфорт.

Но в дополнение к вышенаписанному, почему бы и нет - Хайкоу комфортный для жизни город.

Я тут недавно осознала, что отвыкла от раздражающих мелочей, с которыми смиряешься и почти не замечаешь, но они фоном по чуть-чуть отравляют жизнь. В Хайкоу не приходится месить ботинками слякоть и час, а то и все полтора пилить на транспорте, если хочешь встретиться с друзьями. Не нужно группироваться, чтобы тебя не вынесли из вагона раньше, чем хотелось бы, если черти занесли тебя в метро в час пик. Гуляя ночью с собакой по безлюдным улицам, можно спокойно слушать плейер на полную громкость, а не вслушиваться, не подозрительны ли эти шаги за спиной.

Меня завораживает сумасшедшая энергетика мегаполисов, но я по-настоящему оценила жизнь в маленьком городе. В Хайкоу так получается, что куда бы тебе ни было нужно, ты скорее всего доберешься туда в пределах получаса. Если дорога займет больше сорока минут, тебе посочувствуют - как далеко! На велосипеде я за десять-пятнадцать минут доезжаю до большинства важных точек: до работы, спортзала, супермаркета, скалодрома, парка и пляжа.

Здесь очень мало вещей, от которых хочется абстрагироваться. Из квартиры попадаешь в чистый подъезд, оттуда - в огороженный двор, где дорожки художественно вьются среди пальм и манговых деревьев. Здороваешься с уборщицей и охранниками. Идешь по чистым даже после дождя зеленым улицам, гуляешь по идеально ухоженным паркам, где обязательны бесплатные общественные туалеты и фонтанчики с питьевой водой. Если нужно, садишься в новенький автобус, возможно даже электрический, а номер тебе подскажет карта байду, если ты не знаешь. Водитель, конечно, везет пассажиров, как дрова, но это уже тема для поста про минусы Хайкоу, если я когда-нибудь соберусь его написать. Или же к черту автобус - бери любой велосипед и езжай, куда хочешь. А если лениво крутить педали - за три тысячи юаней купи себе электробайк, как поступает большинство.

47.

48.

49.

50.

Разумеется, это исключительно мои личные ощущения. Я благодарна миру за возможность жить там, где мне хорошо. Спасибо Хайкоу за гостеприимство и доброту.