February 23, 2022

Spring Festival Trip

Уже больше недели как вернулась из двухнедельного путешествия по Китаю, кажется, влилась в режим и готова рассказывать. 

Главных инсайтов этой поездки два.

Первый: путешествовать одной классно. Как-то так получилось, что с момента знакомства с Серегой (а это на минуточку, уже 11 лет,  капец мы нафталин) я ездила куда-то в одиночку в основном по делам и максимум на несколько дней. Я люблю наши совместные поездки, тот ритм и микроклимат, который мы создаем, наш юмор и неочевидные цепочки ассоциаций (Куала-Лумпур вам когда-нибудь напоминал Будапешт?). Но вообще-то путешествовать соло я люблю не меньше, это совсем другой уровень контакта с миром и с собой. Для меня это один из способов медитации, терапии, что там еще сейчас модно. Надо запомнить и хотя бы раз в год уезжать куда-нибудь одной, пусть даже всего на недельку.

Второй: все-таки путешествовать нужно в теплое время года/теплые края. Я уже забыла, сколько энергии высасывает холод, насколько меньше успеваешь и насколько бледнее воспринимается мир, когда постоянно присутствует необходимость следить, как бы не задубеть. И дело не в +3 на улице - это еще кое-как терпимо, я заранее позаботилась об этих гребаных слоях, семь штук, которые было удобно регулировать в зависимости от того, иду я в гору или с горы. Если слово "удобно" в этом контексте вообще уместно. Удобно - это шорты и майка, а все сверх этого - как минимум компромисс. Гораздо хуже - те же +3 в помещении. Знаете, намотав километров двадцать-двадцать пять бодрым шагом, организм говорит, всё, я молодец, теперь меня, пожалуйста, в тепло и сытость. И вот тут начинаются проблемы. Я радовалась, если удавалось забронировать малюсенький номер без окон - это давало надежду, что кондиционер сможет за пять-шесть часов превратить этот склеп в подобие жилого помещения. Я, которая к пижамам-то относится скептически, ложилась спать в термобелье, махровых носках, двух толстовках, пуховке и с головой накрывалась двумя одеялами. Прониклась большим сочувствием к бомжам, я бы на их месте тоже бухала. В общем, в полной мере прочувствовала, какое это благо - центральное отопление. Или любое другое адекватное отопление. Вернусь в Россию, расцелую батареи.

Но, пусть было холодно и многое пошло не так, все равно - это Китай. Мне кажется, чтобы путешествие по Китаю получилось так себе, нужно обладать выдающимся талантом.

Мне встретилось много отзывчивых приятных людей и совсем чуть-чуть - неприятных. Я много болтала со случайными попутчиками, водителями и хозяевами заведений. Даже жаль, что скоро уезжать из Китая - только они все стали как-то понятно говорить. В аэропортах ловила себя на том, что уже не дожидаюсь объявлений на английском, китайских вполне достаточно. Были и минусы – когда видишь китайским по белому "туристам не входить" не очень получается притвориться, что ты канбудон, и лезть куда не следует, даже если никто тебя не видит.

В Китае перед праздниками людей накручивают из каждого утюга: "Нехрен шляться туда-сюда без особой надобности, сидите лучше дома, в маске и с мытыми руками". Причем, если вчитаться, не рекомендуют ездить только в красные и желтые зоны, но кто любит вникать? Поэтому негативный информационный фон все-таки немного давит, и чувствуешь себя слегка дезертиром, особенно когда список посещенных локаций в твоей карточке путешественника неуклонно растет. Однако за две недели только в одном месте я наткнулась на лютое ковидобесие, но хотя бы без расизма - одинаково тупое и беспощадное, китаец ты или лаовай. За всю поездку я сделала четыре пцр-теста, причем два из них были не нужны, но я их делала на всякий случай, а еще два теста оказались бесплатными. Один внезапно понадобился в Сямыни, чтобы сесть на паром до острова Гуланюй, а другой - чтобы вернуться в Хайкоу. Такая сейчас на Хайнане политика – пускают только с пцр-тестом. В некоторых захолустьях в гостиницах или на входе в достопримечательности у меня спрашивали тест, но я видимо научилась так спокойно и уверенно объяснять, что он мне не нужен, что никто не спорил. Было видно, что люди не из вредности, а скорее по незнанию.

Это путешествие началось сумбурно. Я ждала стыковочный рейс до Цзючжайгоу в аэропорту Ухани, и когда до вылета оставалась пара часов, рейс отменили. Я выругалась, нашла в заметках список мест "увау-мне-туда-надо", от греха подальше отмела те, что находятся в провинциях с желтыми зонами (локальными случаями ковида) и решила лететь в провинцию Гуйчжоу, в город Гуйян. Обожаю современный мир, в котором выбрать подходящий рейс, это примерно как решить, на какую сесть маршрутку, а билет приобретается парой кликов в телефоне. В итоге первый день путешествия прошел в аэропорту, и это меня не расстроило - я по-настоящему люблю аэропорты, бесцельно бродить между магазинчиками , подглядывать за людьми, рассматривать самолеты или пристроиться где-нибудь в уголке с ноутбуком и большим стаканом кофе. Просто глупо как-то получилось - из Хайкоу в Гуйян можно прекрасно добраться прямым рейсом в три раза дешевле и раз в пять быстрее.

Сам Гуйян (贵阳,  Guìyáng) я не включала в маршрут, он служил лишь перевалочным пунктом на пути к интересовавшим меня городкам и деревушкам.

1. 肇兴侗寨 Zhaoxing Dong Zhai — первая деревня, до нее полтора часа на скоростном поезде из Гуйяна и еще минут пятнадцать на такси. Деревня очень атмосферная и фотогеничная. Туристическая инфраструктура органично соседствует с повседневной жизнью деревенских жителей и не бросается в глаза. Это одна из самых больших деревень, где проживает народность дун. Но «одна из самых больших» означает только то, что остальные, видимо, совсем крохотные, потому что деревня Zhaoxing очень маленькая. Я провела здесь две ночи, и за полтора дня успела вдоль и поперек исходить не только саму деревню, но и наведаться в пару соседних (живописные маршруты, рекомендую). Любители туризма в стиле «прибежал-щелкнул-убежал» могут и вовсе метнуться сюда из Гуйяна одним днем. Я же люблю проживать новые места, и мне кажется, две ночи в Zhaoxing — оптимально. 

2. Затем я отправилась в городок Чжэньюань (镇远古镇 Zhènyuǎn). Чтобы туда добраться, пришлось сделать крюк и снова заехать в Гуйян, общее время в дороге со всеми пересадками, от двери до двери — часов семь. Но этот город определенно того стоит! Без колебаний беру его в свой личный список Best of China. Интересно, что на фото он не произвел на меня большого впечатления, и я даже сомневалась, включать ли его в маршрут, и безумно рада, что все-таки не проехала мимо. Также провела здесь две ночи. За полтора дня исходила большую часть, хотя, конечно, не всё. Представляю, как классно здесь летом или, на худой конец, весной или осенью. В более приятное время года я бы точно осталась здесь еще на пару-тройку ночей, чтобы повдумчивее походить по уже знакомым улицам, обнаружить побольше укромных закоулков, посидеть у воды, покататься на кораблике, в конце-то концов. Но холод гнал вперед. Была иллюзия, что если не оставаться на месте, будет теплее. Ха.

3. Последняя деревня в провинции Гуйчжоу, где я побывала, 西江千户苗寨 Xijiāng Qiān Hù Miáo Zhài), Сицзян — деревня тысячи домов народности мяо. Из Чжэньюаня примерно час пятнадцать на поезде до городка Кайли (凯里 Kaili) и минут сорок-час на такси или автобусе до самой деревни. Потрясающее место! Несколько более популярное у туристов, чем Zhaoxing, но и, как это почти всегда бывает, более зрелищное. Мне еще и повезло — накануне выпал снег, и меня ждал вид на заснеженные крыши. Раз уж все равно дубак, пусть хоть будет со спецэффектами. К сожалению, я провела здесь только одну ночь, еще и уехать пришлось не вечером следующего дня, а утром. Да, за день вполне реально обойти всю деревню, но по-хорошему здесь надо побыть две ночи, а в теплое время года можно остаться и дольше. 


Я не оставляла надежды добраться до Цзючжайгоу, и дешевые билеты были либо на послезавтра либо через четыре дня. Я могла бы найти, чем заняться в Гуйчжоу эти четыре дня, но это было бы именно «убить время», потому что в остальные известные мне достопримечательные локации ехать не очень хотелось либо из-за неподходящей погоды, либо в принципе. Водопад скорее всего оказался бы всего лишь водопадом, а голубые озера я надеялась увидеть в Сычуани. 

И я купила билеты с ранним вылетом через день, надеясь с утра сделать пцр-тест, погулять по деревне и на последнем вечернем поезде добраться до аэропорта. К сожалению, в Сицзяне зимой мало туристов, и пцр-тесты в медпункте временно не делают, так что в Гуйян пришлось выезжать утром. 

На вокзале мужчина у информационной стойки подсказал, где можно сделать тест, я быстро расправилась с этой задачей и испытала невероятный кайф, когда рядом с клиникой обнаружила старбакс, где было тепло. А в соседней Pizza Hut ездил электронный официант на колесиках. Цивилизация! Обожаю Китай за то, что из глухомани, где люди варят еду на открытом огне и согреваются котелком с углями, можно за полтора часа поездом на скорости 250 км/ч домчать до города, где пусть и примитивный, но все-таки робот, пожелает тебе приятного аппетита.

Целый день кочевать между пиццерией и кофейней не хотелось, таскаться по достопримечательностям с вещами — тоже. А вот провести день в горячих источниках показалось отличной идеей. 


4. Гуйян. Poly International Hot Springs (保利国际温泉 Baoli Guoji Wenquan). Конечно, последние праздничные дни, когда все родственники навещены, вкусное съедено, и чем бы еще себя порадовать, о, а давайте всей семьей махнем в источники, будем радостно плескаться и от души хохотать — не лучшее время для посещения, если хочется тишины. Но что может быть лучше в холодную погоду, чем погрузиться по шейку в горячую воду и не вылезать оттуда ни за какие коврижки? Я нашла купель с водой погорячее, оттуда все быстро сбегали, и я даже могла насладиться минутами одиночества. 

В целом, комплекс неплохой, есть зона с источниками на улице и в помещении. Не Mission Hills, конечно, но я классно провела время и как следует отогрелась.


Вечером я заехала в клинику распечатать результаты пцр-теста и отправилась в аэропорт. Забронировала номер в гостинице в трех километрах от терминала. Там меня встретила замечательная женщина, которая сообщила, что не знает, как меня регистрировать. «А давай ты сама попробуешь? Вот компьютер, присаживайся». Э-э, хе-хе, ну ладно. Надо отдать должное, добрая хозяйка объясняла мне все непонятные иероглифы, и, работая сплоченной командой, мы в конце концов одолели длиннющую форму регистрации. Вот так, путешествуя по Китаю, можно ненароком освоить новую профессию))) 

На самом деле, было бы классно, если бы все делали, как эта женщина. Многие хосты, не желая иметь дело с непонятными иностранцами, просто заявляют, что у них нет нужной лицензии, или придумывают еще какие-нибудь отмазки. Прошаренные лаоваи говорят, что правительство уже давно отменило специальные лицензии на заселение иностранцев, и даже распространили видеоинструкцию, как помочь китайцам заселить тебя. Я же не люблю ничего доказывать и просто бронирую гостиницы через trip.com, хотя и там иногда можно нарваться на хостов, которым лениво разбираться с лаоваями, но они обычно сообщают об этом заранее, а служба поддержки trip.com помогает выбрать номер в другом отеле и даже может компенсировать разницу в цене.

Хозяйка угостила меня фруктами, а утром организовала бесплатный трансфер до аэропорта. Я прилетела в Ухань, раздобыла кофе и уютно устроилась с книжкой в ожидании рейса в Цзючжайгоу. А когда до вылета оставалась пара часов... ну вы поняли, да? Рейс отменили, ждать следующего неизвестно сколько. Можно было бы полететь в Чэнду, а потом потратить еще целый день в автобусе до Цзючжайгоу... Но я решила не ломиться в закрытую дверь. Если бы хотя бы была гарантия, что меня там ждут непременно живописно заснеженные леса, а не просто серенькие деревья и угрюмые ёлки, я бы наверное пожертвовала еще одним днем на дорогу, но как минимум прогноз погоды не обещал ничего выдающегося. 

Я решила ехать в провинцию Фуцзянь смотреть глинобитные дома народности хакка, на которые я уже давно положила глаз, ну и заодно заехать в Тайнин, о котором я тоже давно узнала от  

algaedo, и побывать в Сямыни — городе, где я изначально хотела жить, когда собиралась в Китай. 

Прилетела в Сямынь и сразу отправилась на вокзал, откуда за три часа доехала до Тайнина.

5. 泰宁 Taining. В этой местности есть несколько интересных маршрутов по каньонам и горам данься. Здесь горы данься совсем не похожи на те, что в провинции Ганьсу, и я еще больше укрепилась в подозрении, что этим названием награждают все странненькие формации, которые непонятно, как еще обозвать. Здесь можно классно покататься на бамбуковых плотах по каньонам, похожим на сыр с дырками, прогуляться по горам, которые выглядят, как гигантские каменные слизни. Мне не повезло с погодой, но все равно я хорошо провела время. И еще больше захотела в провинцию Хунань, на гору 高椅岭 (Gaoyiling) рядом с 郴州 (Chenzhou)- гора в Тайнине как ее будто младшая сестра. 

В Тайнине я пробыла две ночи, и в принципе этого было достаточно.

6. 永定土楼 Yongding Tulou. Круглыеглиняные здания тулоу выглядят необычно и невероятно фотогеничны, но есть нюансы. Эта местность как раз исключение из правила «где больше всего туристов, там и красивее». Точка на карте, которая найдется, если вбить 永定土楼景区, и которая имеет рейтинг 5А (что значит, очень крутая достопримечательность), конечно, интересна, но здесь нет ни тех самых видов на деревню сверху, которые и привлекают туристов, ни возможности подняться на верхние галереи зданий, без чего посещение тулоу нельзя назвать полноценным. Один из «тех самых видов» есть в тридцати километрах отсюда, в деревне 初溪  (Chuxi), там же можно остановиться в гостинице в настоящем тулоу. Номера очень простые, но зато это трехсотлетнее здание и ходи, где хочешь. Деревня эта совсем крошечная, даже мне хватило одного дня, чтобы почувствовать, что я не хочу оставаться здесь дольше.

7. 厦门 Xiamen. И, наконец, Сямынь. Я решила провести здесь четыре ночи без особых планов, просто наслаждаясь долгими прогулками по улицам и паркам. Очень важная для меня часть любого путешествия — возможность замедлиться, осмыслить увиденное, дать себе еще больше свободы следовать исключительно своим первичным желаниям без всяких компромиссов и сделок. 

Здесь было гораздо теплее — аж +15! Когда в Хайкоу +15, я негодую и ворчу про недоделанные тропики, но многое в жизни относительно — после двух недель холодрыги такая погода воспринималась как настоящая роскошь.

Сямынь приятный город, не зря я на него глаз положила. Но Хайкоу не хуже, просто другой. В любом случае, путешествие подходило к концу, пора было возвращаться домой.


Я рада, что не поддалась всеобщей истерии и съездила, куда давно хотела. Хотя, конечно, и понимаю, что мне могло бы и не повезти, и если бы я где-то на своем пути пересеклась с  гражданином, у которого впоследствии оказался бы положительным пцр-тест, торчать бы мне две недели в карантине к неудовольствию мистера Джо. Вероятность этого была невелика, но все же не нулевая. В моей ситуации этот риск был оправдан, и я рада, что ненужных встреч удалось избежать. Хотя полностью расслабиться можно будет на следующей неделе, когда истечет четырнадцать дней с момента посещения последнего города.

Что ж, пора приступать к разбору гигабайтов фотографий.

bDpaXbk2XQFs1ErkLGaTwU