January 18, 2021

10 психологических установок, тормозящих финансовый рост

Что тормозит финансовый рост?

10 установок

Опыт и практика показывает, что проблема чаще всего в мышлении. И первый шаг — понять, какая мысль или установка внутри вас тормозит финансовый рост? Я решила собрать основные психологические ловушки в один список, который поможет моим клиентам.

Так и родилась эта статья! Она объемная, но я от всей души желаю вам внимательно с ней ознакомиться! Здесь самая суть из моего опыта прорабатывания финансовых установок и опыта клиентов. Возможно, вы не осознаете сейчас наличие подобных установок, но если что-то мешает вам расти в деньгах, прочитайте внимательно, возможно, что-то вам откликнется.

Я верю, что это поможет вам понять, какие внутренние барьеры мешают вам расти в доходах. А это уже первый большой шаг к изменению жизни! Приятного чтения и применения!

Установка 1. Большие деньги честным трудом не заработать

Как правило, это приходит из детства, и особенно свойственно людям постсоветского пространства.

Понаблюдайте за своим отношением к действительно богатым по вашему мнению людям.

  • Что возникает?
  • Какие чувства?
  • Какие эмоции в сторону этого человека?

Если вы находите зависть, ничего страшного! Зависть просто указывает, что вы хотите также. Если чувствуете уважение, признание к богатому человеку — это хороший знак. Значит, установки, что «деньги — зло», у вас, скорее всего, нет.

Если же возникают ненависть, злоба, обида, возможно, подсознательно вы считаете этого человека нечестным, а его капитал — несправедливо заработанным. Такое отношение к по-настоящему богатым людям может тормозить вас в стремлении стать таким же.

Задайте себе вопрос: а чьим голосом звучит в моей голове эта установка, эта эмоция? А после: кто из моего близкого окружения так считает? Это может помочь вам понять, что установка на самом деле не ваша, и вы в силах все изменить.

Установка 2. Я недостоин лучшего

У многих людей есть привычка экономить, особенно экономить на себе. Откликается ли это вам? Как часто вы экономите на себе, своих желаниях, стремлениях, мечтах? Позволяете ли вы себе себя баловать?

Баловать себя периодически — очень важно для финансового роста. Порой бывает так, что мы у себя не на первом месте. Мы готовы дать лучшее детям, а про себя забываем. Думаем, что обойдемся.

Так зачем деньгам приходить в вашу жизнь, если есть привычка экономить на себе? Зачем вам зарабатывать больше, если вы у себя не на первом месте? Первое, что можно сделать здесь, задать себе вопросы:

  • На каком месте я у себя?
  • Как я это проявляю в жизни?
  • На каком месте мне хочется быть?
  • Как я буду это проявлять?
  • Как часто я позволяю себя баловать?
  • Что я чувствую, когда дарю себе что-то дорогое?

Часто дело даже не в наличии или отсутствии денег, а в привычке, что я у себя — не номер один.

Быть номером один для себя — это не значит забить на остальных. Это значит относиться к себе с любовью и нежностью, как друг, и давать себе лучшее из возможного на данный момент. Почаще задавайте себе вопрос: а если бы я себя любил, как бы я поступал сейчас? Не забывайте радовать не только близких, но и себя!

Установка 3. Если я буду зарабатывать больше, я потеряю круг общения

Бывает так, что с ростом личности меняется и круг общения, который эту личность окружает. А бывает наоборот. Попадая в среду развивающихся, финансово успешных и активных людей, вы пропитываетесь этой атмосферой и начинаете быть похожими на них.

Эта установка обычно не бывает на поверхности, человек редко признается себе в страхе потерять круг общения. Но по опыту сессий, часто именно она держит.

  • Здесь можно поисследовать, что стоит за этим страхом?
  • Правда ли вы можете потерять окружение или это только ваша фантазия?
  • Знаете ли вы истинное отношение вашего окружения к вашему росту?
  • Может на самом деле оно вас поддерживает?
  • А если окружение действительно резко против вашего роста, нужно ли вам такое окружение?

Пример из жизни: часто девушки бояться зарабатывать больше мужчин. Бояться рисковать отношениями. Или мужчины не растут в деньгах в страхе потерять старых друзей, которые не двигаются.

И действительно, либо окружение принимает ваш рост и растет за вами, либо люди, которые вам уже не откликаются, начинают потихоньку из вашей жизни пропадать. Здесь важны три момента:

  1. Понять истинное отношение окружения к вашему росту.
  2. Почувствовать, на что вы готовы в этой ситуации.
  3. Найти дополнительно людей, которые поддерживают вас, и на которых вы хотите быть похожими.

Установка 4. Лучше меня никто не справится, мне легче действовать одному

Вот почему делегирование — такая частая проблема у начинающих (и не только) предпринимателей. Мысль «Лучше меня никто не сделает» заставляет вас работать сутками, выгорать, и не доверять своей команде, если она есть. Либо не набирать команду, если ее нет.

Но как показывает практика, кратный рост в деньгах происходит тогда, когда вы делегируете часть задач другим людям. Безусловно, это отдельное искусство. Но научиться можно всегда!

Куда важнее найти в себе готовность доверить некоторые процессы вашего бизнеса команде. Найти силы обучить. Найти терпение шлифовать процесс. Конечно, есть эксперты и предприниматели-одиночки, но финансовые рывки делаются именно в команде.

Если у вас есть проблемы с делегированием, прислушайтесь к себе:

  • чего вы на самом деле боитесь?
  • Чего вы лишаетесь, когда делаете все процессы самостоятельно (в том числе рутинные)?
  • А что можете приобрести, если у вас появится команда?

Подумайте, какие процессы в вашем деле вы могли бы делегировать. Если у вас пока немного финансовых ресурсов, команда — это классная мотивация расти финансово. Кстати, есть много начинающих специалистов, кто готов браться за задачи за небольшие деньги. Было бы желание.

Установка 5. За богатство придется расплачиваться чем-то другим. Больше денег — больше проблем

Сталкивались с таким страхом? Как будто есть некие высшие силы, которые ревностно следят за мировой справедливостью и всем людям хорошего и плохого отсыпают поровну. Одному не дали денег, значит, подарили здоровье или крепкую семью. Другому, наоборот, вручили богатство, но сделали его одиноким, несчастным или больным.

А значит, за всё хорошее, в том числе и за деньги, придётся рано или поздно расплачиваться — такая установка лежит в основе черофобии (страха расплаты за счастье). В итоге человек не позволяет себе радоваться, отказывается от интересных предложений и живёт в постоянной тревоге. Однако с черофобией можно и нужно справиться — например, с помощью медитаций, ведения дневника или работы с коучем или психологом.

Установка 6. Деньги портят людей

У некоторых людей есть идея, что бедный человек честный, трудолюбивый, щедрый и всегда готов прийти на помощь другим. Но если он вдруг разбогатеет, то моментально утратит свой высокий моральный облик и превратится в жадного, лживого и беспринципного стяжателя, который открещивается от старых друзей, никому не помогает и любит только деньги.

Сложно сказать, откуда взялась эта идея. Вполне возможно, она родилась одновременно с появлением денег. Потом её подхватили религиозные тексты. И, конечно, идея о злых богачах и благородных бедняках тиражировалась в классической литературе или, например, в пропагандистских материалах.

Раньше эта установка действительно помогала людям. Она служила своего рода психологической защитой для бедных, которые в дремучие, докапиталистические времена никаким трудом не могли вырваться за границы своего класса или касты. Например, крестьянин не мог стать феодалом, поэтому мысли о том, что в деньгах нет ничего хорошего и благого, служили для большинства людей своеобразным утешением.

Но теперь такая позиция только ограничивает человека, мешает ему развиваться и зарабатывать, заставляет стыдиться своего желания стать богаче и иметь высокий доход. Тем более, что никаких подтверждений того, что небогатые люди лучше и честнее обеспеченных, нет.

Да, разбогатев, человек действительно может поменять мировоззрение и, как следствие, порвать старые связи. Но деньги не портят человека. Они скорее раскрывают его, делают более видимым.

И более того, деньги дают возможность стать лучше и помогать больше. Например, вкладывая в благотворительность. Как правило, у многих современных бизнесов (и я уверена, что и у вас тоже) есть благая миссия.

Установка 7. Мне уже поздно

Интересно, что подобные фразы на сессиях я слышу не от пожилых людей. Хотя, по моему глубокому убеждению, даже пожилым еще не поздно зажить так, как нравится.

Часто фразы «Мне уже поздно», «Я уже не успел» слышу от тех, кому чуть за 30 или немного за 40. Якобы есть какой‑то возраст, после которого можно даже не думать о том, чтобы заработать больше. Условно, до 40 лет шансы стать богаче есть, а как стукнет 41, «уже точно поздно».

Да, возможно, добиться впечатляющих успехов с возрастом и правда становится чуть сложнее. Считается, что скорость работы мозга уже не такая большая (хотя и с этим можно поспорить). К тому же у многих людей после 35–40 лет уже есть семьи и дети, а с такими обязательствами, как они считают, сложнее рискнуть и, например, открыть собственное дело.

Но это не означает, что разбогатеть можно только в молодости. Есть много историй российских и зарубежных предпринимателей, которые начали развивать дело во взрослом (а кто-то и в пожилом!) возрасте, и у них все получилось. Например, Рэй Крок создал McDonald’s в 52 года, Мэри Кей Эш создала бренд Mary Kay Cosmetics в 45 лет.

По моим наблюдениям, за установкой «Мне уже поздно» чаще кроется что-то более глубокое, и найдя это, человек делает качественный (и при этом экологичный к себе), взлет. Было бы желание.

Установка 8. Я еще не готов

Здесь можно честно сказать одно — вы не будете до конца готовыми никогда. Особенно к большим деньгам. Да, мы можем планировать, можем прописывать все по пунктам, но не всегда жизнь идет по плану.

Если вы чувствуете, что еще не готовы к запуску, например, своего дела, но при этом вам этого хочется, спросите себя: а что должно произойти, чтобы я почувствовал себя готовым?

Поверьте, никто никогда не чувствует себя полностью готовым. В этом есть большой плюс: только большие вызовы заставляют человека расти и развиваться. Крупные интересные задачи зажигают и делают жизнь интереснее.

Установка 9. У меня ничего не получится, и меня высмеют

Да, не все будут вас любить. Иногда придется мириться с отказами и критикой. Но нужно помнить: любить вас — не дело других. Это ваша задача — любить себя.

В свое время меня очень впечатлила фраза одного из моих учителей: «Никогда не слушай тех людей, на кого не хочешь быть похожим». А если вас очень заботит чужая критика, пропускайте ее через фильтр 4-х вопросов:

  1. Кто мне это говорит?
  2. Как он мне это говорит?
  3. Какая его выгода от того, что он это мне говорит?
  4. Что я думаю об этом?

Кстати, о том, как работать со страхом критики, я напишу отдельную статью. Следите за обновлениями!

Установка 10. Я уже все знаю, мне не надо ничему учиться

Богатые люди обучаются на протяжении всей жизни. И почти все известные мне богатые люди работают с коучем или психологом. Потому что ваша реальность — это отражение того, что вы думаете о себе и о мире. А во внутренний мир нужен проводник.

Воспринимать вложения в обучение и прокачивание своего мышления как одну из инвестиций — вот один из важнейших навыков богатого человека. Важно обучаться как техническим нюансам ведения бизнеса (финансовый учет, планирование, масштабирование, управление командой), так и психологическим. Трансформация бизнеса — это результат трансформации его владельца, которая в последствии ведет к большим деньгам и повышению качества жизни.