July 7, 2023

Эссе о "Старых днях" 

Автор: Джей Вайзман (Jay Wiseman)
Первая публикация не позднее февраля 2000 года.
Перевод: Владимир Sex Reflections

Уже какое-то время, в частности в последний год или около того ряд утверждений о так называемых традициях, устоях и наставничестве «Старой гвардии» привлекли моё внимание. Многие из этих заявлений заставили меня округлить глаза и испустить вздох повидавшего жизнь человека. Я также признаюсь, что в этом плане я получил немного сатирического веселья (хотя мог бы и отрицать это). Надеюсь, никто не примет всерьёз, ибо обиды сии бесконечны.

Я говорил это раньше и коротко упомяну снова: я вижу, как «Старую гвардию» романтизируют и идеализируют в той же манере, в которой романтизировали и идеализировали ковбоев Дикого Запада. К сожалению, причина для этого во многом идентична – слишком много людей, которые бы могли сделать достоверные замечания, уже мертвы.

Одна из моих нижних недавно заметила, что люди, в частности люди «бесправные» (так как мы садомазохисты) хотят иметь историю, а если такие люди не имеют истории, они её выдумывают и начинают убеждать себя, что это правда. И да, я вижу более чем намёки на этот процесс в разрезе «Старой гвардии».

Посему, пока мои стремительно угасающие клетки головного мозга не деградировали окончательно, позвольте мне посмотреть, могу ли я сделать какой-то вклад, который мог бы быть хоть слегка полезным.

Перефразируя строчку из недавнего фильма, «Что я знаю наверняка?». Другими словами, что я знаю, потому что я действительно видел это, нежели потому, что кто-то мне это рассказал? Между прочим, я бы предложил воздержаться от твёрдых утверждений о наставничестве, традициях и обычаях «Старой гвардии» до тех пор, пока вы не можете цитировать хотя бы двух, а предпочтительнее трёх независимых источников для вашей информации, которые желают быть упомянутыми. Некоторые из людей, кого я лично знаю достаточно хорошо, чтобы считать заслуживающими доверия, это Race Bannon, Guy Baldwin, Joseph Bean, Tony DeBlase, Peter Fisk, Dossie Easton, Pat Califia, Alan Selby и Gayle Rubin (я не стал переводить имена на случай, если кто-то будет гуглить английские первоисточники, но имейте в виду, что некоторых из них уже давно нет – прим. SR).

Между прочим, есть хорошая общая рекомендация: если вы хотите информации о чём- либо в СМ, вы должны брать информацию из разнообразных источников. В наши дни полагаю, эта рекомендация особенно верна в отношении предполагаемых традиций «Старой Гвардии». Правда выживет только в ходе «перекрёстных проверок».

Что ж, в любом случае вот несколько моих мыслей о том, как оно было тогда.

Я впервые пришёл в СМ-сообщество в 1975, когда я – очень взволнованный – начал посещать мероприятия Backdrop (коммерческий БДСМ-клуб с неоднозначной репутаций – прим. SR). Я присутствовал на первом собрании общества Janus (известное сообщество, основатели Cynthia Slater и Larry Olsen – прим. SR) в 1977 или 1978 (забыл в каком). Из источников, которые я однозначно считаю заслуживающими доверия, я знаю, что Backdrop был создан (возможно, под именем «Школа бондажа парка Менло») Робином Робертсом (Robin Roberts) в 1968. Магазин, ныне известный как «Вкус кожи» (Taste of Leather) был, насколько могу знать, основан в 1967. San Francisco Sex Information (SFSI) берёт начало, если не изменяет память, в 1972 году.

К слову, полагаю, можно было бы сделать весьма сильное заявление, что Робин Робертс является отцом «относительно гетеросексуальной» доли BDSM-сообщества территории Залива (области залива Сан-Франциско – прим. SR). Многие из нынешних платных домин постарше, а также ряд людей, которые впоследствии стали основателями СМ-организаций, получили «базовое наставничество» от Робина. По сей день он не получил уважения и признания, которое заслуживает.

Мой добрый друг Bill Burns основал фемдомную организацию, называемую Service of Mankind Church («Церковь мужского служения») в 1977. Я основал мейлдомную организацию, названную Gemini Society («Общество близнецов) в 1978. В те дни многие сабмиссивные мужчины не хотели быть «в роли» если присутствовал какой-либо доминантный мужчина, так что на миксдомных вечеринках, устраиваемых Backdrop, Верхние мужчины были в одном помещении, а Верхние дамы – в другом.

Так что же я помню о тех днях?

Ну, по моему мнению, самая важная вещь, которую стоит помнить о тех днях, это то, что СМ был НАМНОГО более табуирован и очерняем, чем сейчас. Пожалуйста, помните, что в те дни «просто» быть гомосексуалистом считалось свидетельством психологического расстройства. Пребывание в теме СМ широкими массами считалось ещё большим свидетельством психологического заболевания. К примеру, в одном полицейском пособии, опубликованном, если память не изменяет, в 1972, обучающимся офицерам советуют, что любой человек, у которого во владении обнаружат садомазохистские изображения, «должен быть арестован под любым возможным предлогом». Популярная книга о сексе «The Sensuous Woman» («Чувственная женщина») советовала читательницам, что, если потенциальный любовник хочет играть с кнутами и цепями, лучшее, что можно сделать, это а) отказаться и б) настоятельно рекомендовать такому человеку обратиться за профессиональной помощью. Книга о садомазохизме, которую я просматривал в библиотеке колледжа, содержала многочисленные картинки вроде убитых женщин с сотнями колотых ран в их телах.

Так что, хотя были некоторые дискуссии по вопросам вроде «что значит ошейник?», «кто для кого в отношениях?», «как правильно пороть или вязать?» и так далее, мы проводили намного больше времени, пытаясь убедить новичков, что они не обязательно были больными или сумасшедшими. Это была основная повестка. Хорошая новость, что сексуальная революция со «свободной любовью» набирала обороты, плохая новость, что она не включала садомазохизм.

Если вы хотите получить идею о том, как тогда смотрели на садомазохистов, представьте какая общественная реакция была бы сегодня по отношению к членам группы, которая отстаивала бы идею, что секс между кровными родственниками – матерями, отцами, сёстрами, браться, сыновьями, дочерями – нормален, если все согласны.

Вы можете получить другой пример как негативно на нас смотрели тогда, прочитав первое издание «Coming to Power» («Приходя к власти»). Раздел о переговорах между женской СМ-группой, называемой «The Outcasts» («Изгои») и людьми, управлявшими «Женским зданием», дабы «Изгои» могли встречаться там, особенно показательный.  Отсылки к тому, как на СМ-контингент смотрели во время парада в честь «Дня свободы гомосексуализма» также показательный. Садомазохисты были лишь слегка менее нон-грата, чем NAMBLA (коротко, сборище педофилов) (NAMBLA - North American Man/Boy Love Association, основанная в 1978 – прим. SR).

Так что, во-первых, по моему мнению, самая важная вещь, которую нужно понять о «давно минувшем», это что СМ был гораздо более табуирован и очерняем, чем сейчас. Гораздо более.

Подпункт вышесказанного таков, что поскольку СМ в те времена рассматривался куда более негативно, требовалось, по-моему, значительно больше смелости, чтобы контактировать с сообществом, нежели сейчас, и ещё больше смелости, чтобы организовать клуб или работать в СМ-клубе. Пожалуйста, помните, в те времена весь «эстеблишмент» утверждал, что желание быть вовлечённым в СМ, конкретно включая консенсуальный СМ, являлось свидетельством довольно серьёзного психологического заболевания. Требовался мощный внутренний стержень, чтобы встать перед ними и сказать: «Нет! Вы ошибаетесь». Даже не будь других причин, те пионеры заслуживают огромное уважение за смелость просто появиться на публике.

Ещё один подпункт: 1973 год был «Международным годом женщин» и феминистская атмосфера была тогда очень сильна. Меж прочего это было примерно, когда N.O.W. (National Organization for Women, «Национальная организация женщин» – прим. SR) заняла свою анти-СМ позицию – позицию, которой только сейчас начинают бросать вызов. Так, женщины, которые хотели выступать в сабмиссивной роли, сталкивались с ещё большим негативом, чем садомазохисты в целом.

Последний момент к вышесказанному это то, что любая «Старая гвардия», которая существовала в те времена, не рассматривала себя как таковую. Вместо этого они были скорее как в песне: «просто компания людей, которые стараются вовсю». (автор вольно цитирует песню Mother Country Lyrics, которую написал John Stewart, ошибочно приписывая её Джиму Кроче – прим. SR).

Пункт номер два – это то, что сообщество, назовём это так, было намного, намного меньше, чем сейчас. Было значительно труднее найти родственные души. Подпункт: основная причина почему тогда существовало то, что мы ныне называем «системой наставничества» в том, что альтернатив просто не существовало. Вы не могли послать кого-то за знаниями в места вроде Janus, QSM или Differences по весьма тривиальной причине: они не существовали.

Пункт номер три заключается в том, что мы не знали так много, как знаем сейчас. Многие вещи, которым сегодня учат, были постигнуты болезненным путём, методом проб и ошибок. Также, поскольку СМ-щики (то, что тогда существовало можно с натяжкой назвать сообществом) были гораздо более изолированы один от другого и сидели в более глубоком подполье, было значительно сложнее найти хорошего учителя, достойную внимания книгу и другую полезную информацию. Этот высокий уровень изоляции и раздробленности – главная причина того, почему я с высочайшим сомнением смотрю на любое утверждение о том, что наставничество «Старой гвардии» было единым, согласованным подходом. Если и были, так сказать, «10 заповедей СМ», я о них никогда не слышал.

Касательно наставничества и обычаев «Старой гвардии»: когда я начал ходить на мероприятия Janus (которые в то время проводились раз в месяц), там было примерно 85% геев и 13% лесбиянок, буквально с вкраплениями гетеро, вроде меня. Среди прочего это означало что «мы» должны были быть осторожны в поступках и высказываниях. Хотя на бумаге Janus был пансексуальной организаций (не думаю, что слово «пансексуальный» было в ходу в то время), в действительности в нём была очень сильная гей-атмосфера. Так что быть в тени, относительно тихим и вежливым было определённо хорошей идеей, если вы были гетеро.

Даже в той атмосфере было нечто вроде разделения среди «кожаных» гей-мужчин на «высокоритуализированных» кожаных мужчин и мужчин «Калифорния кэжуал». Довольно интересно, что одним из пунктов, который был предметом постоянных и жёстких дебатов того времени, был нормально или нет нижнему инициировать разговор с верхним. Если не изменяет память, консенсус не был достигнут.

Моё личное определение БДСМ, приведённое к «наименьшему общему знаменателю», это «ритуализированная сексуальная агрессия и подчинение». Я отмечу что тогда, как и сейчас, некоторые из нас хотели значительно больше ритуалов, ассоциировавшихся с БДСМ, чем другие. Я лично, как многие из вас знают, определённо больше склоняюсь к части спектра «Калифорния кэжуал». Я также замечу, что «поклонники ритуалов» порой рассматривают «кэжуал», как тех, кто не относится к СМ с достойным уважением, в то время, как «кэжуал»-народ порой смотрит на «ритуальщиков» как на тех, кто относится к себе, и к БДСМ серьёзнее, чем нужно.

Касательно утверждения, что «люди, которые не следовали наставничеству «Старой гвардии», исключались из сообщества»… Это не совсем так, как я помню. Что я помню, так это то, что, как и сейчас, если кто-то считался опасным, люди предупреждали других об этом. Также, как и сейчас, этот процесс предупреждения, хотя обычно и был с благими намерениями, не имел ни толики объективности или должного формального подхода. Тогда, как и сейчас, в этом процессе порой случались злоупотребления, когда имела место быть клевета. Я также помню, что тогда, как и сейчас, людям, которые считались желанными и популярными, неоднократно сходило с рук то, за что других, менее желанных и известных, избегали.

Было что-то вроде утверждения, что лучше начинать в роли сабмиссива или боттома, но это не то, с чем все были согласны. Я помню один человек сделал такое заявление в программе Janus в районе 1980 года и здоровый, сурово-выглядящий мужик в коже громогласно молвил: «Чепуха!». Никто не поспешил с ним поспорить.

Мой последний пункт – это часто далеко не призрачные намёки, что то самое подразумеваемое наставничество «Старой гвардии» было чем-то лучше, чем обучение на регулярной основе. Это всегда заставляет меня чесать репу. Был ли какой-то «пост-гвардейский» спад в СМ-техниках, традициях, обычаях и прочем, который я не заметил? Когда на районе начался спад? Некоторые старожилы в частной беседе скажут, что спад в братстве начался, когда начали приходить все эти проклятые гетеро. Я слышал эти стенания от более, чем одного старожила, который чувствовал, что я был не такой, как «остальные».

Засим всё. Чтобы подвести итог по моим главным пунктам:

1. СМ был значительно более табуирован и осуждаем, чем сейчас. Гетеросексуальные женщины, которые хотели выступать в сабмиссивной роли, встречали особенно сильное осуждение.

2. СМ-«сообщество» – такое, какое оно было – было значительно меньше и в более глубоком подполье, чем сейчас, а различные группы были меньше и изолированнее, чем ныне.

3. Мы не знали столько, сколько сейчас, и даже существовавшие знания было сложнее получить иначе, нежели путём личных проб и ошибок. Почти все книги, клубы и прочее, которые есть сегодня, тогда не существовали.

4. Основное наставничество того времени сводилось к тому, что интересоваться СМ не было само по себе доказательством того, что кто-то был серьёзно болен психологически.

5. Тогда, как и сейчас, за исключением идеи «да, СМ должен быть добровольным или, на самый крайний случай, не слишком недобровольным», был широкий спектр мнений и дебатов почти по всем вопросом СМ-техник и межличностых отношений.

Copyright Jay Wiseman.