July 21, 2023

Коллекции: Важные слова Риты Хаак в Екатеринбурге

На третьей неделе июля Рита Хаак закончила проект «Важные слова» — ремейк прошлогодней серии интервенций. На этот раз слова появились на керамических плитках в разных уголках города.

Всего 19 важных слов из терапии художницы, 19 ключевых качеств, которыми может обладать человек, чтобы стать лучше. В презентации проекта Рита свела все числа:

«2019 год, такой чудесный. Много путешествий, я обратилась к психиатру за помощью, пошла в терапию. И все эти важные слова на самом деле из моей терапии. Это ценности и лучшие человеческие качества.

19 слов, больше 200 букв-плиток, много обжигов в печи и километров в поисках мест»

Художница не фиксировала адреса, найти слова можно по фото и окружению — иногда мне удалось найти новые смыслы, отталкиваясь от локации. Плитки появились на Куйбышева, Хомякова, Сакко и Ванцетти, Шейнкмана, Попова, Радищева, Белинского, на Площади 1905 года и улице 8 Марта. А «Вдохновение» поселилось в Сысерти.

Публикую все снимки, смиксованные со словами и историями Риты о проекте.

Это слова напоминалки. Идёшь в своих мыслях, проблемах — бац, слово. Останавливаешь жвачку в голове, думаешь о ценности какой-нибудь. Или находишь подтверждение чему-то внутри. Или это знак. Никакой морали, просто слова.

Все эти слова имеют для меня большое значение. Это мои ценности, потребности и качества, которые мне бы хотелось иметь.

Все что я делаю в городе — дарю ему. А он уже распоряжается как хочет. Хочет смотреть и помнить про свободу — отлично. Не хочет — его право. Интересно поразмышлять: можно ли считать пару вандалов или коммунальщиков голосом города?

Не пережившие своего времени слова, о которых мне известно: «Альтруизм», «Достоинство», «Доброта» и «Истина». Теряли буквы «Дружба» и «Мудрость». Я их вылечила.

Сначала нужно было найти и купить плитку

Это заняло не одну неделю, потому что нужный размер как будто сняли с производства. Охотилась за ней днями и ночами на Avito. После этого я наносила на плитки надглазурную краску, она отправлялась в обжиг — 12 часов. Затем выбирала место на улице и монтировала.

Сложно сказать точно сколько времени ушло на каждое слово. Но весь процесс целиком занял у меня 2,5 месяца

СвВ основном люди не обращали внимание или делали это незаметно, а когда слово было на стене, единицы его замечали.

Забавно получилось с «Альтруизмом», «Щедростью» и «Мудростью».

«Альтруизм» заметил мужчина на автомобиле, представившийся хозяином. И велел очистить его стену. Я не стала, зато сняла видео , стоя через дорогу. На нем он призывает меня не страдать ерундой, а мыть полы.

«Щедрость» заметили школьники, 2 близнеца и их товарищ, которые жили во дворе, где я клеила. Я спросила знают ли они что такое «щедрость». Близнецы хором сказали да, но тут же обвинили своего друга. Он дал им свою шаурму укусить только один раз. Притом, близнецы шли домой обедать.

Я: так пошёл бы с ними обедать

Он: их мама меня может не пустить.

Близнецы: конечно пустит.

Он: так я уже наелся».

Я: а могли бы шаурму вместе съесть, а потом еще пельмени.

Не уверена, что это правильная позиция. Но мне на тот момент почему-то показалось это верным решением.

«Мудрость» я клеила на историческом здании. И в какой то момент оттуда вышел мужчина. Говорит: «что вы тут делаете». Я говорю: «это важный социальный проект, напоминающий людям о ценностях».

И он говорит: «хороший проект, побольше бы таких».

Это законченный проект. Мне хотелось сделать слова более жизнеспособными на улице. Опыт прошлого года со словами показал, что у людей к ним повышенный интерес.

Все, что хотела, я сказала. Время идти дальше, заниматься своими основными делами. Птицы, рыбы и цветы ждут меня.


Текст написан для телеграм-канала «Шахов на ветке». Буду рад, если вы подпишитесь, а если хотите поддержать исследования уличного искусства, то на меня всегда можно подписаться на Boosty.