Архивные посты
August 21, 2021

Сверхценная идея или бред?

В психиатрии есть понятие «сверхценная идея» — это суждение, которое возникает в результате реальных обстоятельств и оно сопровождается неиссякаемым эмоциональным напряжением, преобладает в сознании над всеми остальными суждениями.

А еще есть понятие «сверхценного бреда», которое надо уметь отличать от первого. При сверхценной идее сохраняется ясное сознание и способность к реалистической оценке, чего совершенно не наблюдается на фоне сверхценного бреда. А вот где объективная грань между захватившей сознание идеей и форменным бредом? Подобные состояния чаще всего наблюдаются у фанатиков, людей с паранойяльной психопатией и при патологическом развитии личности.

Психиатры считают, что при сверхценном бреде исчезают все остатки критического отношения, сознание сужается и начинает доминировать аффективная установка. В этом и есть основное отличие бреда от идеи фикс. В общем, true story моего рабочего пути на протяжении последних 10 лет. Но сам я, похоже, до конца так и не смог понять — мои навязчивые состояния некоторыми проектами можно оправдать сверхценной идеей, бредом или банальной глупостью? Ну т.е. ведь мало кто из нас может сказать, мол, я не мыслю здраво и у меня нет критического мышления? Мы же раскладываем все по полочкам, сегментируем, анализируем. По крайней мере нам так кажется. А на деле же мы, вполне вероятно, прогоняем один и тот же массив бесполезных данных в рамках замкнутой системы, по факту ни черта не анализируя.