February 14, 2022

Карма и дхарма

Что такое карма? Это цепочка причинно-следственных связей действий и их последствий. Каждое мгновение мы живем тем, что мы заслужили, заработали в прошлом, и в то же самое время мы создаем свое будущее.

Карма – это совокупность всего, что делает человек. На уровне действия – это грубый слой кармы, на уровне речи – это белее тонкий слой кармы.

Например, мы можем кого-то отблагодарить, а можем кого-то проклясть или позавидовать, сказать обидные, болезненные и неприятные слова. Основная карма находится в уме в нашем глубоком подсознании. Постепенно оттуда «достается» все то, что мы сделали в прошлом.

Понятие кармы в западном мире — это некая фаталистичная философия: «ты раб», «тебе конец». А в ведическом, восточном смысле, понятие кармы наоборот, очень оптимистичное, потому что человек здраво мыслит и здраво осознает, что с ним происходит: «Да, сейчас я пожинаю плоды своих прошлых действий, поэтому в моей жизни происходит то, что происходит. Иногда что-то очень хорошее, иногда что-то ужасное, а иногда ни то ни се. Но, я могу все это исправить».

До тех пор, пока мы пытаемся исправить свою жизнь, не меняясь при этом внутренне, мы просто из пустого в порожнее гоняем ту же самую карму. Как сказал Эйнштейн: «Ни одну проблему нельзя решить на том уровне сознания, на котором она была создана». Но, как можно с помощью кармы, под влиянием которой мы находимся очень плотно, решить проблему? Решить все же можно, иначе смысла и выхода из этой ситуации не было бы. У нас должна быть свобода выбора и поэтому, один человек развивается, а другой деградирует. Всегда есть выбор!

В древние времена у всех народов, у всех цивилизаций были свои механизмы, как изменить жизнь в лучшую сторону. Сейчас, к сожалению, это все по большей части утрачено, человечество отказывается от вечных принципов, на которых раньше была основана цивилизация. Сейчас каждый сам решает, что для него счастье и несчастье, удача и неудача, развитие или деградация.

Дхарма – это система жизненных правил. Есть такое выражение на санскрите: «Дхармам ту сакшад бхагават-пранитам» – это очень известная фраза из «Шримад-Бхагаватам». Там говорится, что законы дхармы или правильного существования не может придумать человек, их может дать только Бог. И дает Он это через писания, через святых людей - во всех традициях этот принцип незыблем.

Дхарма – это система координат, принимая которую, эгоизм сразу становится меньше, потому что есть четкое описание, что такое правильно и неправильно, что ведет к развитию, а что к деградации, что возвышает и что понижает. Поэтому, следуя этим правилам, люди улучшают свою карму.

Например, у человека есть свои представления о том, что такое счастье и они настолько эгоистичны, что не включают в себя то, что и все окружающие его люди тоже должны быть счастливыми. И, если за счет другого человека он может стать счастливым, то он это сделает. В его представлении счастливым должен быть только он. К сожалению, сейчас так живет большинство людей.

Дхарма – это то, что переводит нас в состояние благости.
Что это означает? Это означает: «Да, я могу быть счастливым, если я приму эту систему координат, правил и предписаний, но в этой системе координат я хочу, чтобы счастливыми были все, не только я, потому что если я счастлив, а моя/й жена/муж или мои дети, мои родители - несчастны, то мое счастье будет омрачено».

Когда человек находится в гуне благости, его сознание разворачивается от себя по отношению к другим, и поэтому, проявляются такие понятия, как коллективный разум, коллективная ответственность, коллективное счастье. То есть, меня начинает больше радовать, когда я участвую в том, чтобы кто-то стал счастливым, чем, когда я сам становлюсь счастливым. Это то, что делает дхарма!

Итак, дхарма – это то, что человек кладет в «банк» своей жизни. И, если он делает все правильно, то в его банке, скажем так, богатство накапливается, причем не в буквальном смысле – деньги, а в гораздо более широком. В нем проявляются определенные качества, определенное видение жизни, уходит то, что омрачает нашу жизнь: зависть, гордость, жадность. Жизнь становится простой, но очень возвышенной. Человек начинает желать не только как бы набить желудок и иметь материальные блага, а его мысли устремляются вверх, он начинает думать о том, для чего он вообще существует, какова цель всего этого.

Карма – это нечто неконтролируемое, происходящее с нами в жизни, и потом, когда мы сталкиваемся с последствиями, вдруг понимаем: «Ого, ничего себе, карма?!». Тогда, как дхарма – это регулируемая карма. То есть, мы просто переводим нашу жизнь из грубого невежества: «Мне вообще все равно, что будет завтра, главное, что я чувствую сегодня», или из страсти: «Сейчас надо делать все возможное и невозможное, для того, чтобы мое будущее было светлым», поэтому люди суетятся, много бегают, очень много трудятся, часто добиваясь плодов своего труда очень сомнительными методами, которые приводят к страданиям других живых существ или к уничтожению планеты, ее ресурсов.

Автор: Сергей Шлеенков

Дорогие подписчики, если статья у вас отозвалась, то делитесь своими реализациями в комментариях!

Любое копирование или цитирование какого-либо фрагмента возможно лишь с АКТИВНОЙ ссылкой на источник.

Читать другие статьи:

Виды кармы

Создает ли плохую карму чувство вины

Карма. Есть ли выход?