За жизнь
September 17, 2022

«Хлеб» Дмитрий Мамин-Сибиряк (1895)

Один из последних лонгридов, которые я прочитал

Году в 2016-2017 я прочитал. Несмотря на большой объём произведения я осилил. Я восхищён просто старательностью автора в детальном описании и личных отношений, и быта, и технических деталей и социально-экономической системы.

ru.wikipedia.org/wiki/Хлеб_(роман)

Текст на Wikisource разделённый по главам

Сплошной текст для удобства поиска на Lib.ru

Материал для своего романа Мамин-Сибиряк копил, по его собственному признанию, в течение 10-12 лет Его сильно заботила проблема периодических вспышек голода в Приуралье, так, например, от них страдал Шадринский уезд, который ранее славился своими богатыми урожаями. В попытках выяснить причины этой ситуации писатель изучил состояние хлебного рынка в Шадринске, объездил множество деревень его уезда. Мамин-Сибиряк сделал вывод, что они кроются в следующих постоянно действующих факторах: проникновение в регион крупного капитала, недобросовестная конкуренция торговцев алкоголем, финансовые спекуляции.

Сам я никогда не видел капитализма, как и мои родители, как и большинство современных читателей, тем не менее хорошо бы, хотя бы в общих чертах ознакомиться с этим историческим явлением.
«Незнайка на Луне» Николая Носова хорошо описывает этот историческое явление, но это как бы фантастическое произведение, а сам Николай Носов застал капитализм разве что в детстве, «Хлеб» Мамина-Сибиряка живое свидетельство тех времён. Голод в регионе с плодородными почвами, славившимся большими урожаями.

Первая же сцена произведения повествует о троллинге со стороны мимопроходившего бродяги, без регистрации (в тогдашнем понимании) и без SMS.

Иные произведения по теме:
«Развитие капиталізма в Россіи» Владиміръ Ильинъ
(non-fiction)
«Въ голодный годъ» (Наблюденія и замѣтки изъ дневника) Владиміръ Короленко
тоже (non-fiction)

↑вверх: Пантери (Родољуб Роки Вуловић)
↓вниз: Ненужный лисичкин хвост