Как стать лучшей версией себя?
August 6, 2021

Свобода ограничена желаниями

Чем больше мы мечтаем, смотрим рекламу, завидуем, хотим. Чем больше у нас амбиций. Чем сильнее стремимся свергнуть политический строй. Тем меньше у нас свободы.

Это очень простая и пугающе логичная мысль, которая редко приходит в голову. Наша свобода ограничена нашими желаниями.

Общество навязывает каким я должен быть. Успешным, целеустремлённым, постоянно выходящим из зоны комфорта. И это правильно. Это хорошо для общества, так как чем больше таких «кирпичиков», тем эффективнее оно строится.

Но как самому кирпичику с этим. Так ли всё однозначно?

Я раньше был уверен, что все должны выгрызать себе путь к успеху. Что любой специалист должен стремиться стать руководителем. Руководитель должен стремиться стать предпринимателем. Предприниматель должен пытаться захватить мир. А потом я встретил Александра Лариновского (SkyEng)

Мы с Александром записали интервью (оно есть у меня на канале), а в перерыве он донёс до меня мысль, которая сильно изменило мировоззрение. Он сказал: «Кеша, не каждый программист хочет стать предпринимателем. Он может хотеть оставаться программистом и быть счастлив в этом». И как-то так уверенно и искренне он это сказал, что я сразу поверил. А потом несколько лет пытался понять что это значит.

И сейчас я думаю, что желания это не про то, что мы хотим. Это про то насколько комфортно быть не свободным.

Чтобы разобраться в этом вопросе давайте пофантазируем. И представим себе двух людей. Васю и Альберта.

Вася работает дворником и у него нет целей и амбиций. Он не считает свою жизнь несправедливой. Не считает, что он заслуживает большего, не смотрит рекламу про успешный успех. В целом, ему интересно общаться с друзьями и семьёй. Ему нравится его работа. Его устраивает, что всю жизнь он проведёт как-то так.

Альберт менеджер в крупной компании. Всё свободное время он посвещает работе, так как через несколько лет хочет стать начальником своего начальника. Купить крутую тачку и квартиру. Почти всё время Альберт сосредоточен на саморазвитии. Он следит за Маском, восхищаясь его успехами. Он следит за Навальным, считая, что Путина пора свергнуть. По мере сил, ходит на митинги. Ещё он занимается спортом и медитацией, но не столько для себя, сколько для социальной привлекательности.

С точки зрения общества, Альберт красавчик, а Вася никто. Альберт считает, что Вася живёт жалкой жизнью. Альберт сравнивает себя и Васю, и от этого сравнения ему становится хорошо.

Но когда он думает о начальнике ему становится плохо. Так как Альберт испытывает непонятное щемящие чувство дискомфорта, когда видит, что кто-то лучше его.

А Вася об Альберте даже не знает.

Кто счастливее? И это вопрос с подвохом, дорогой мой читатель. Потому что из вводных данных мы не можем понять кто из них счастливее. И Вася и Альберт могут быть, как абсолютно счастливыми, так и глубоко несчастными людьми.

Теперь давайте зададим другой вопрос. Кто из них свободнее? И чтобы ответить на этот вопрос нам придётся разобраться в термине. Что значит свобода? Спорим, вы никогда не думали о том, что плохо понимаете значение этого слова.

Обратимся к Википедии. "Свобода — состояние субъекта, в котором он является определяющей причиной своих действий, то есть они не обусловлены непосредственно иными факторами, в том числе природными, социальными, межличностно-коммуникативными и индивидуально-родовыми."

Я на секунду закрою глаза на то, что никакой свободы выбора не существует и само определение свободы бредово. И порассуждаю в рамках общепринятого определения.

Проще говоря, свобода - это когда у тебя минимальное количество факторов, которые принуждают тебя к действиями. Вуаля! Можно с абсолютной уверенность сказать, что Вася гораздо более свободный человек, чем Альберт.

Факторы, которые влияют на поведение Васи: рабочие обязанности, ответственность перед родными, ну и всяки там генетические предрасположенности и детский опыт.

Факторы, которые влияют на поведение Альберта те же самые, что и у Васи, но к ним добавляются: стремление к социальной привлекательности, амбициозность, желание жить красиво, борьба с режимом, зависть к тем, кто добился большего, стремление постонно заниматься саморазвитием, страх не успеть и ещё много разной другой фигни.

Альберт, конечно успокаивает себя, что деньги и статус позволяют получить ему тот опыт, который Васе недоступен.

И это когнитивное искажение. Альберт думает, что Вася ХОЧЕТ получить тот опыт, который хочет получать Альберт, но не может. А значит он несвободен. Но проблема в том, что Вася НЕ ХОЧЕТ.

Свобода ограничена нашими желаниями. Чем меньше у нас желаний, тем свободнее мы в своих мыслях и действиях.

Ну хорошо, мы помыли Васю. Отправили на курсы личностного роста, поместили в дружный коллектив крупной компании Альберта. Теперь Вася окружён амбициозными и целеустремлёнными людьми.

В этой среде Вася вдруг остро почуствовал себя неудачником, не таким как все, не социально привлекательным. Вася, по примеру окружающих, начинает биться за лучшее место под солнцем.

Да, теперь он может купить машину и пару раз съездить в отпуск заграницу. Но сделали ли мы Васю счастливее? Сделали ли мы Васю свободнее? Стал ли Вася лучше?

С точки зрения общества - да. Но с точки зрения Васи...

Я это всё вот к чему. Не стоит думать, что такие, как Вася хуже вас. Не стоит думать, что такие, как Альберт лучше вас. Общество диктует нам, как жить правильно, но общество приследует свои эгоистичные цели.

Нет никакого ПРАВИЛЬНОГО способа прожить жизнь.

Я очень светло, с любовью и добротой отношусь к людям, которые живут простой жизнью. Та несвобода амбиций, которую я на себя взвалил, не даёт мне хоть какую-то дополнительную ценность. Я с добротой и уважением отношусь к тем, кто целеустремлённее меня. Готовность быть настолько несвободным вызывает восхищение.

Я могу испытывать боль, когда вижу, что кто-то живёт плохо. Я могу завидовать тем, кто добился большего чем я. Но я никогда не буду думать, что кто-то лучше или хуже меня.

Пути разных людей имеют субъективно равную ценность. А объективно их взвешивать мне не интересно.