Как стать лучшей версией себя?
August 11, 2021

Как не делать зла?

В основе любого зла лежит стремление сделать мир справедливым.

Совершает ли палач злой поступок, когда отрубает голову?

Его решение было отрубить голову? Нет. Нравится ли ему рубить головы? Нет. Хочет ли он рубить голову? Нет. Это просто его работа. Может ли он сохранить голову? Нет, так как решение уже принято кем-то выше.

Палач убивает людей, но мы не считаем его злым. Скорее, мы подумаем, что злодей тот, кто подписал смертный приговор. И это психологическая уловка, которой люди пользуются каждый день.

Вот в метро мне кто-то сильно наступил на ногу. Искры в глаза, адреналин в крови. И я толкаю обидчива так что он падает на пол. Кто в этой ситуации злодей?

Очевидно, что злодей тот, кто наступил мне на ногу, а я лишь ответил ему в ответ. Это справедливое наказание за его ошибку.

И мы так рассуждаем постоянно. Постоянно перекладываем ответственность за поступки на плечи справедливости. Мол это всё не я. Так справедливо.

В книге Стивена Пинкера «Лучшее в нас» приводится статистика причин бытовых убийств. Так вот, только 20% из них совершены из стремления получить выгоду. И 80% убийств совершены из желания добиться справедливости.

Мы убиваем друг друга, чтобы мир стал лучше, чтобы мир стал справедливее. Так и появляется зло.

Если человек сделал тебе плохо, то справедливо сделать плохо ему в ответ? Нет. Это просто оправдание отсутствия самоконтроля.

В природе нет никакой справедливости. Нет такого физического закона. Этот инструмент придумали люди для эффективного распределения ресурса в обществе. Что значит эффективного? Это значит, что общество при таком разделении ресурсов развивается быстрее. Никакой морали за этом не стоит.

А как же закон и тюрьмы? Всё это никакого отношения к справедливости не имеет. Это не перераспределение ресурсов. Это создание благополучной среды для существования общества. И созданием этой среды занимается государство, а не общество в широком понимании.

Как бы вам нравилась или не нравилась страна, в которой вы живёте, системное снижение насилия в обществе происходит благодаря развитию государственных институтов. Эту тему так же раскрывает Пинкер в своей книге.

Общество, которое без государственных институтов контролирует "справедливость" - это общество насилия. Таким оно и было в догосударственную эпоху.

А как же Black Lives Matter и Феминизм? Общество возмутилось и начало борьбу за справедливость. Это хорошо или плохо?

Это никак. Во-первых, в моменте это значительно повышает количество насилия в мире. Преступления, травля, агрессия - всё это мы видим прямо сейчас, как следствие борьбы.

Во-вторых, это естественные процессы, в рамках которых, общество вскрывает скрытые потенциалы. Например, расширение профессий и прав женщин приводит к повышению эффективности всей системы общества. Мир благодаря этому начинает развиваться быстрее.

В истории человечества раскрытие потенциалов происходили постоянно. И не потому, что кто-то за это борется, а потому, что это необходимо, чтобы совершить новый виток развития. Борьба - это просто симптомы фазового перехода. А не его причина.

Ближайшие скрытые потенциалы - это дети и пожилые. Этот ресурс человечество использует не в полную силу. Как только потребность в этом ресурсе назреет в полной мере, мы снова увидим, как кто-то начал бороться. И снова будет оправдывать насилие с помощью справедливости. Всё это естественные процессы.

Но я думаю, что за пределами зоны, где общество высвобождает скрытые возможности, не стоит становиться палачом, который действует по приказу справедливости.

Если вы хотите сделать поступок, который сделает другому человеку плохо, то можно на секунду замереть и задать вопрос: "А вправе ли я судить этого человека и выносить ему приговор?".

Если человек совершил действие, которое противоречит закону, то его судить должен закон. Если он совершил действие, которое противоречит справедливости, то карающий топор стоит остановить.

Даже если кто-то сделал мне очень плохо, я никогда не буду за это мстить. Я считаю, что человек, способный поступать плохо уже наказан. Скорее всего, он уже живёт в мире, где ему плохо. Просто со стороны это может быть не видно. И чтобы самому не попасть в такой мир, я всегда выберу не мстить. Не бороться за справедливость.

Да, я могу обозначить границы, дистанцироваться, могу постараться изменить среду, чтобы ситуация не повторилась, могу попробовать создать опыт человеку, который скорректирует поведение. Но я никогда не буду делать человеку больно просто так, просто потому, что это справедливо.

Для меня это мой путь жить без зла.