Как достигать результатов?
September 10, 2021

Как стать предпринимателем?

На пятый день выставки Мультимир у меня сводило ноги, раскалывалась голова, а голос стал, как у трёхсотлетнего курильщика. И больше всего меня волновал вопрос: «Почему я это делаю?».

В городе, где я вырос, можно было найти потрясающие окаменелости на местной стройке. Кристаллы в виде яйца, камни с фактурой из ракушек и даже окаменелые пласты деревьев. Мы собирали коллекции, но мне этого было мало.

В комнате одного из заброшенных домов я открыл музей. И хорошо помню, как вербовал смотрителя: «Тебе нужно следить за коллекцией, встречать посетителей. У тебя будет возможность постоянно смотреть на экспонаты, и поэтому ты мне должен платить». Тогда это казалось вполне логичным.

В шестнадцать лет я написал в журнал Игромания: «Посмотрите, какие крутые лазерные мячи мы с друзьями пририсовываем к палкам в After Effects. Давайте я буду оформлять ваши видеообзоры». Так были получены первые заказы.

В семнадцать лет я уже основал свою компанию, которая создавала трейлеры. Она называлась СКВО. Мне казалось забавным использовать сокращение от «Скирневский видео обработка». Позже на её основе появилась Студия Трейлеров.

Сегодня я могу рассказать о новом шаге. В конце прошлого года моя компания Zebrainy Ltd получила инвестиции для развития образовательных проектов в России и зарубежном.

«Сказбука — это новый технологический образовательный стартап. Его создание стало возможным благодаря менторской поддержке "Рыбаков Фонда", известного инвестициями в образовательные и социально-ориентированные проекты, и финансированию со стороны VC-интегратора Prytek. В декабре 2017 года Сказбука получила инвестицию в размере...».

Гораздо важнее, что мы получили поддержу Игорь Владимирович Рыбаков. Игорь сумасшедший человек, который во многом перевернул моё мировозрение.

И вот смотрю я стеклянными глазами на поток людей крупнейшей выставки для детей и думаю: «Почему я здесь?». Быть предпринимателем сложно. Вся моя жизнь - это работа. Иногда усталость захлёстывает. Нет никакого позитивного мышления, перед тобой всегда минное поле, каждый шаг может привести к взрыву. Ты не работаешь, чтобы потом насладиться радостями жизни. Не для того чтобы хорошо отдохнуть. Наоборот, ты отдыхаешь только, чтобы хорошо работать.

Сложно даже радоваться результатам. Результаты в прошлом, времени туда смотреть нет. Нельзя оборачиваться, так как всегда есть риск врезаться в выросшее перед тобой дерево.

Так почему я таким стал? Что это за странный терзающий путь? Сегодня я попробую рассказать о тех шагах, что получилось сформулировать.

И так, как стать предпринимателем?

Шаг первый - найди ноги.

Слово «самостоятельность» означает стоять самому. Когда ты учишься ходить, то незаметно берёшь ответственность за кусочек своей жизни. Теперь только ты решаешь в каком месте комнаты находиться. Больше не нужно ждать мамы, которая отнесёт к игрушкам.

Ощущение ног у людей разное. Кто-то думает, что идёт куда хочет. Другие на шее чувствуют поводок руководителя, который тащит на работу. Третьи держатся за край платья государства, которое тащит по бездорожью в пучину кризиса.

Почувствовать наличие свободных ног - это первый шаг на пути к предпринимательству. Снять поводок, отпустить платье. Взять полную ответственность за путь, которым идёшь.

Теперь ты один. Твоя жизнь зависит только от тебя. Больше нельзя ругать водителей, которые тебя подрезают, нельзя жаловаться на маленькую зарплату, нельзя оправдывать бездействие разрухой в стране.

Можно лишь расширять зону ответсвенности. Мало денег? Научись зарабатывать больше. Не хватает времени и сил? Следи за здоровьем и оптимизируй тайм менеджмент. Нет подходящих людей? Становись лидером мнений, чтобы люди сами тебя искали. Не устраивает страна? Прикладывай усилия, чтобы сделать её лучше. Неправильно развивается мир? Менять его.

Теперь весь мир - это зона ответсвенности. Когда человек научился ходить, то мама говорит: «С этого момента от тебя зависит, где ты окажешься». Вот только она забывает добавить, что от этого зависит и где мир окажется относительно тебя. Поднял ногу и мир замер в томительной готовности меняться.

Почувствовать крошечное движение мира от твоих шагов сложно. Но это и значит получить билет в мир предпринимательства.

Шаг второй - привыкай проигрывать.

Не нужно мириться с ошибками, не нужно безразлично к ним относиться. Нужно именно привыкнуть. Как привыкнуть чистить зубы по утрам. Иначе они будут забирать слишком много сил и большую дистанцию пройти не выйдет.

Вот мяч, вот корзина, вот начинающий баскетболист. Сколько раз ему надо кинуть мяч, чтобы попасть? Пять-десять раз. И попадание будет случайностью. Случайно можно попасть и с первого раза, так бывает, но расчитывать на это не стоит.

Чтобы уверенно попадать с первого раза надо годами стоять у баскетбольного станка. До тех пор, пока команды от тела не начнут совпадать с достижением цели.

У предпринимателей всё ещё сложнее. Мяч меняет форму и вес, корзина высоту и размер. А вместо поля может оказаться морское дно. Но экспертиза всё равно копится. И её невозможно получить одним сверхточным броском. Невозможно прочитать, как бросать мяч. Она появляется только через череду неудач.

Моя жизнь - это бесконечная череда ошибок и неудач. Иногда я оглядываюсь назад, и с ужасом смотрю на глупые действия годовалой давности. Надеюсь, это никогда не изменится. Ведь, если я перестал делать ошибки, значит больше не набираю экспертизу. Значит боюсь бросать мячи в незнакомые корзины.

Шаг третий - окапывайся.

Когда-то, брат рассказал мне, что Римская армия на любом месте стоянки начинает окапываться, тем самым повышая надежность позиции, дисциплину и физическую форму солдат. Да простят меня историки, если такого не было. Это не важно.

Предприниматель быстро понимает, что для достижения цели нужны сверхусилия. В какой-то момент надо сутками бороться для захвата новой высоты. Но эта фаза неизбежно сменяется периодами покоя. И можно годами упускать потенциал, который они дают.

На Мультимире мы должны были собирать контакты родителей. Нужно было представить посетителю проект, убедить оставить контактные данные и записать их. В первый день мы собрали 150 контактов.

Каждый вечер по дороге домой, я думал, как улучшить процесс. Мы меняли стенд, дорабатывали разговорный скрипт, добавляли психологические уловки, проводили совещания по утрам, внедрили конвейер. В результате, под конец выставки мы за день собрали 920 контактов. Другими словами, мы получали новый контакт каждые двадцать секунд.

Так и выглядит окапывание. В любой спокойный период надо искать способы оптимизировать процессы. Из привычки окапывается и появляются: грамотное планирование, системы отчётности, предсказуемый результат.

Маленький бизнес можно вести без ориентации на римскую армию, но масштабировать его будет нельзя.

Шаг четвёртый - становись зависимым.

Все знают поговорку "Один в поле не воин", но не все её трактуют правильно. Дело не в том, что ты один, дело в том, что ты не воин. Можно иметь гору мышц, самые лучшие доспехи и автомат стреляющий ядерными ракетами. Но ты не станешь значимой боевой единицей до тех пор, пока один.

Однажды, я ехал в машине и слушал Стивена Кови. Монотонный мужской голос произнёс: "Взаимозависимость — ценность более высокая, чем независимость". Я остановил книгу и час думал об этой мысли. Она противоречила моему мировоззрению. Нужно было опровергнуть её или перестроиться. Я выбрал последнее.

Раньше отдельный учёный был значимой единицей. Одной головы хватало для усвоения и рекомбинации ключевых знаний в своей области. Сегодня объём информации столь велик, что открытия рождаются только внутри сообществ с комплементарным багажом знаний. В речах нобелевских лауреатов последних лет всегда присутствует слово "команда".

В бизнесе точно так же. Времена, когда один человек был значимой персоной безвозвратно прошли. Партнёры с разным набором навыков всегда создадут более эффективный механизм. И не важно, бизнес-партнёр это, или просто наёмный сотрудник.

Строить взаимозависимые отношения сложно. Нужно уметь договариваться, держать слово, поддерживать друг друга, правильно использовать доступный набор навыков. Это не получается само собой. Этому надо учиться.

Я называю этот навык "эффективнозависимость". И считаю его основным мультипликатором к любой предпринимательской деятельности.

Так компании Zebrainy Ltd и всех наших образовательных проектов просто не существовало, если бы Вадим Барштак не встал рядом на пути. Я даже близко не обладаю его системным и аналитическим мышлением.

Шаг пятый - верь в магию.

Я уже когда-то писал про магическое мышление. До определённого возраста ребёнок верит, что он всесилен. Что может бежать быстрее машины, что может построить космический корабль, что может вырасти и стать президентом мира.

С возрастом это проходит. За несколько десятков лет человек так часто обжигается, что вместо возможностей начинает видеть барьеры. И чем больше он знает, тем меньше становится его личное окно возможностей. У многих, на его месте оказывается глухая стена с надписью "Я ничего не могу".

Для бездействия всегда можно найти аналитическую основу. Доли процентов населения становятся успешными предпринимателями. Вывести новый бренд на рынок практически невозможно. За рубежом уже всё придумали и сделали лучше нас. Возраст уже не тот, налоги неподъёмные, стартового капитала нет. А раз дела обстоят так, то лучше и не рыпаться. Знания всегда направлены в сторону бездействия.

Только со стороны или ретроспективно кажется, что предприниматель действует на основе аналитики и чётких планов. На деле, он разрывает полотно реальности судорожно махая перед собой волшебной палочкой.

Вокруг любого предпринимателя есть поле искажения мира. Внутри не действуют законы логики и вероятности, там человек спрятан от цифр и фактов. Все мои знакомые предприниматели находятся в подобном поле. Если для достижения результата им надо поменять законы физики и нарушить причинно-следственные связи, то они включают режим искажения реальности. И реальность, вопреки всякой логике, меняется.

Приведу маленький пример. Мой отец, основатель и руководитель завода, всегда рассказывал про магию чисел: "Любой список дел, задач или акцентов всегда должен быть привязан к одному из трёх чисел: три, семь или десять. Только тогда этот список начинает работать."

Мне это казалось глупостью, пока я не понял суть. Если в списке у тебя получилось пять, то автоматически запускается дополнительная аналитика. Значит есть два лишних пункта, или нужно найти ещё два. Дополнительная аналитика всегда повышает качество результата. Но это я для себя объяснил, а для отца это просто магия, которая приводит к результатам. У каждого предпринимателя свой набор таких магических приёмов.

Кстати, пятёрку я сделал основным числом для себя. Большую часть списков привязываю именно к ней. Поэтому пятый шаг - последний.