Как достигать результатов?
September 10, 2021

Как развивается предприниматель?

В семнадцать лет я открыл первую компанию, первые заказы на сайты и ролики, потом была Студия Трейлеров, заказы от Яндекса, Mail.ru, Министерства связи, Интерфакса и почти всех лидеров IT рынка, потом были первая и вторая версии Сказбуки, 300 тысяч долларов инвестиций, лучшая игра в мире по мнению Apple, выступление на TEDx, потом третья версия Сказбуки, полтора миллиона долларов инвестиций, самое кассовое детское приложение в РФ, подготовка к выходу на международный рынок, компания стоимостью миллионы долларов.

И все эти годы школьные проблемы были со мной: нулевая организованность, ужасное планирование, провалы в работоспособности, отсутсвие сил довести дело до конца.

И этот дисбаланс мучает всю жизнь. С одной стороны, я мог продемонстрировать сверхрезультат. С другой, я никогда не мог сделать из этого работоспособную систему.

И страдал я до тех пор, пока не встретил Игорь Владимирович Рыбаков (Igor Rybakov) Человека с похожим набором внутренних проблем. Я это чувствую. Что важно - долларового миллиардера с похожими проблемами. Стало понятно, что может быть у меня всё таки есть шанс прыгнуть выше головы.

Два года у меня ушло, чтобы построить модель, которая ответила бы на вопрос: «Могу ли я построить работоспособный бизнес, если у меня такие проблемы? Или пора в таксисты?». Два года ради очень простой схемы, которая прикреплена к посту.

Чтобы разобраться в себе мне нужен был эталон предпринимателя. Просто, чтобы соотнести свои черты с его чертами. Я стал перебирать варианты и мне все не нравились. В знакомых или известных бизнесменах просто не было всех черт, которые я хотел бы видеть в себе.

От безысходности я стал перебирать совсем странные варианты. Например, мог бы Бог быть эталоном предпринимателя? В Бога я не верю, поэтому быстро задал следующий вопрос. Можно ли саму вселенную взять за эталон предпринимателя? Звучит странно, но именно после этого в голове щёлкнуло.

Какие инструменты были у вселенной? Время, пространство, и где-то на стыке появляется материя. Именно такую схему я попробовал нарисовать и спроецировать на неё предпринимательство.

Сразу оговорюсь, что использование терминов «время», «пространство» и «материя» не стоит дальше воспринимать буквально. Это то, как я пришёл к этой схеме и то, что помогает её быстрее запомнить.

Суть очень простая. Есть три фазы, которые проходят предприниматели по мере развития: «Фаза Времени», «Фаза Материи» и «Фаза Пространства». Отличаются они фокусом внимания. Проще говоря, на «Фазе Времени» предприниматель больше всего думает о том, что он должен делать. Сегодня, завтра, через месяц. А на «Фазе Пространства», мысли сфокусированы на последствиях для мира от предпринимательской деятельности. Конкретные шаги уходят на второй план.

Дальше подробнее о каждой фазе.

На чём сфокусирован предприниматель, находящийся в «Фазе Времени»? На действии. Он безостановочно отвечает на вопрос: «Что я должен сделать?». Позвонить, встретиться, написать письмо, подготовить презентацию, купить по сто, продать по двести.

Это прекрасные операционисты, менеджеры проектов, исполнительные директора, маркетологи. Они знают, как наладить процессы внутри компании. Они исполнительны и с высоким уровнем внутренней организованности. Их работа распланирована. Компании, которые созданы предпринимателем в «Фазе Времени», самые надёжные, с точки зрения финансов.

Эталонный образ предпринимателя в «Фазе Времени» - торговец. Его условная сверхцель - купить дешевле, чем продать.

Предприниматель в «Фазе Материи» сфокусирован на продукте. В его мыслительном потоке доминирует вопрос: «Как сделать продукт лучше?». Какие функции добавить? Как удешевить производство? Как обойти конкурентов и впечатлить пользователей?

Это прекрасные производственники и менеджеры продуктов. Они хорошо понимают, какими характеристиками должен обладать продукт, чтобы принести максимальную радость пользователям.

Эталонный образ предпринимателя в «Фазе Материи» - это руководитель завода. Его сверхцель - сделать лучший продукт на рынке.

Наконец, предприниматель в «Фазе Пространства» сфокусирован на изменении мира. Он думает о том, как преобразить общество к лучшему, как оставить след после себя, как решить мировые проблемы.

Это прекрасные визионеры. Часто выходящие за пределы своего бизнеса. Воспринимающие бизнес, как один из инструментов влияния. Они глубоко анализируют текущие тренды, чтобы видеть будущее не только компании, но и всего мира.

Эталонный образ предпринимателя в «Фазе Пространства» - это Илон Маск. Его сверх цель - развитие человечества.

Дальше предлагаю не ломать язык и использовать приятные уху предпринимателя, термины: Бог Времени, Бог Материи, Бог Пространства.

Так вот, вся суть в том, что мозг - фиговый инструмент, чтобы заниматься предпринимательством. Он был создан, чтобы от тигра убежать и яблоко в листве найти. В результате, не существует предпринимателей, которые находятся сразу во-всех фазах.

У Бога Времени нет ресурсов, чтобы думать о мире. Бог Пространства ничего не понимает в том, как компания должна действовать для достижения цели. Он выставляет цели и контролирует, что компания их впитала. Бог Материи может создать идеальный продукт, но как его продать и кому он нужен - вторичные для него вопросы.

Важно понять, к кому ты сам, как предприниматель, относишься. Это сразу даёт подсказки на чём сфокусироваться, чтобы преодолеть кризис развития компании.

Например, из-за специфики воспитания, у меня абсолютно провален пласт времени. Я всегда очень поверхностно понимал, что нужно делать. Зато я хорошо разбираюсь в том, каким должен быть продукт (фаза материи) и достаточно глубоко копаю в устройство мира и необходимые изменения (фаза пространства).

Пока я принимал решения о том, что компания должна делать, всё было плохо. Когда я стал управлять компанией с помощью целей и ценностей, компания начала расти. Действиями стали заниматься другие люди, которым это наиболее близко.

Это лишь один кейс использования Пространственно-временного вихря предпринимателя. Но потенциал этой модели шире.

Теперь эта модель постоянно присутствует в моём аналитическом аппарате. И ниже я приведу несколько примеров её использования.

  1. Стало легко анализировать партнёров. Компаниям, где во главе Бог Времени, можно доверять, но потолок их возможностей низкий. Если руководит компанией Бог Материи или Бог Пространства, то надо проверить, кто именно осуществляет операционную деятельность. Если сам Бог, то с компанией работать нельзя. У них провал с организованностью, хотя услуги или продукт могут быть великолепными.
  2. Внутри своей компании я слежу, чтобы были закрыты все три фазы. Должны быть люди, которые сфокусированы на действиях, люди сфокусированные на продукте, люди сфокусированные на преобразовании мира. Тогда компания надёжна, с точки зрения бизнес-показателей, и имеет неограниченный потенциал для роста.
  3. Так же я проанализировал всех ключевых сотрудников, чтобы понять ближе к какой фазе они находятся. Оказалось, что есть люди, которым уже тесно в "Фазе Времени", есть люди, которые переросли "Фазу Материи". Они по привычке находились на своих местах, постепенно теряя мотивацию. Простые перестановки позволили снова зажечь огонь в глазах.
  4. Эта модель применима и к широкому масштабу. Например, для русских характерно быть на "Фазе Материи". Мы прекрасные инженеры, изобретатели, но выстроить все бизнес-процессы вокруг изделия не умеем. Ещё меньше русских, которые задумываются о преобразовании мира. Это не в нашей культуре, мы слишком замкнуты на себе. Это кажется чем-то чуждым. Поэтому глобальных компаний из России очень мало. Именно присутствию в "Фазах Времени и Пространства" надо учить предпринимателей из РФ.
  5. Ещё один кейс предложил Игорь Рыбаков, когда мы обсуждали эту схему. На своём опыте он обнаружил, что попытки Бога Пространства спускаться на уровень ниже и руководить конкретными действиями, ставить конкретные задачи приводят к разрушению компании. Если предприниматель дорос до вопросов преобразования мира, то он должен решать все проблемы в компании меняя цели и ценности, а не беря под контроль прямое управление.

Вот такой вот лонгрид. Горжусь всеми предпринимателями, которые дочитали этот текст. А если вы не предприниматель и дочитали, то у меня даже подходящего восхваляющего эпитета нет.

Это первая сборка модели, я буду её дорабатывать, в том числе с помощью ваших комментариев. Не стесняйтесь давать фидбек. Он сейчас особенно важен.