August 12, 2019

Я училась в Австрии, но вернулась и поступила в КПИ: украинская студентка об учебе за границей


Я Арина, мне 20 лет. После школы я уехала учиться в Австрию, но через полтора года вернулась в Украину и поступила в КПИ. Когда я об этом рассказываю, люди удивляются: почему я здесь, если могла остаться в Европе насовсем. Хочу рассказать свою историю и показать, что счастье не зависит от точки на карте.


Миниатюра: Влад Рыбалко

Условно бесплатная мечта

Я родилась и выросла в Николаеве, училась в морском лицее на физмате. С детства часто путешествовала с родителями, видела разные страны, и где-то в 9-м классе решила, что хочу учиться за границей — очень хотелось пожить в Европе подольше. Родители меня поддержали и я начала искать информацию о поступлении.

Хоть я ни разу не была в Австрии, для поступления выбрала именно ее: высокий уровень жизни, можно поступать сразу после школы, а образование для украинцев условно бесплатное (об этом подробнее позже). Уже в 10 классе я решила поступать в Технический университет Граца. Грац — второй по величине город Австрии после Вены. Из 300 тысяч жителей 50 тысяч — студенты.

Кроме математики и физики, мне всегда нравилась биология, поэтому я решила пойти на биомедицинскую инженерию или биофизику, в то время как почти все мои одноклассники выбрали вышку в области математики и информатики.

Арина Панченко

Я не обращалась в образовательные агентства, сама искала информацию в интернете, писала в университет, находила в тематических группах Вконтакте тех, кто уже учился в Австрии, расспрашивала их, заполняла анкеты. Подать документы можно было лично или отправить обычной почтой, что я и сделала. С одной стороны, очень переживала из-за каждой буквы в документах, а с другой — понимала, что никак не могу повлиять на работу посольства, университета или почты. Например, в Одесском визовом центре мне случайно сделали визу на полгода, а не на год.

Во время поступления в Грац, я, на всякий случай, подала документы и в украинские вузы, даже прошла в КПИ на биомедицинскую инженерию. В последний день украинской вступительной кампании мне позвонили из приемной комиссии и спросили, принесу ли я документы. Я ответила: «нет».

Учеба в Европе начинается 1 октября, поэтому, когда мои одноклассники уже разъехались по общежитиям, ответа из Австрии все еще не было. Я очень переживала, думала, что зря отказалась от КПИ. Но 5 сентября я получила приглашение из университета в Граце и первое, что тогда сделала — позвонила родителям. Мне казалось, я была самым счастливым человеком в мире.

Новая жизнь и первые трудности

Из Николаева я уехала 1 октября — за день до моего восемнадцатилетия. Меня провожали друзья — это было для меня важно, хоть тогда я еще не понимала, насколько. Я люблю пересматривать фотографии с того дня: мы плачем и обнимаемся, а я еще и с подарками. Это было прекрасное начало взрослой жизни.

Первые несколько недель в Граце заняла бюрократия: страховка, счета в банке, регистрация в университетской системе. Все было запутанно, непонятно, но маленькими шажками я справлялась. Началась учеба в колледже при университете — из-за того, что в Австрии школьное образование длится 12 лет, а не 11, как в Украине, я должна была проучиться год на подготовительных курсах по школьной программе на немецком.

В Австрии общежития не относятся к университетам, и студенты ищут и платят за жилье сами. Я где-то прочитала, что найти квартиру проще, чем попасть в общагу, и решила снимать комнату. По стоимости это примерно одно и то же — 220 евро в месяц вместе с коммунальными и интернетом (позже я переехала в другую квартиру, где комната стоила 285 евро).

Я поселилась в тихом районе возле главного вокзала. В основном там жили иммигранты: турки, сирийцы, даже украинцы. Так получилось, что кроме меня в квартире никто не жил, только иногда на пару дней приезжал хозяин или его дочь.

Когда с формальной частью было покончено, появилась первая тоска по дому. Я даже начала отмечать количество недель до новогодних каникул.

Фото: Арина Панченко

Учеба в колледже не была сложной и мне было довольно скучно. С одногруппниками в университете я не сблизилась — только здоровалась, и все. Австрийцы доброжелательные и вежливые, но закрытые. Студенты много путешествуют, ходят на дополнительные лекции, занимаются волонтерством. С ними можно поговорить на общие темы, но по-настоящему подружиться с местными у меня не получилось: в университете они думают только об учебе, а после занятий сразу уезжают или идут заниматься в библиотеку. Несколько раз мы с одногруппниками выбирались в бар или поиграть в бильярд, но в их компании я чувствовала себя неловко.

Совершенно случайно, еще до переезда в Австрию, я познакомилась в интернете с парнем из моего будущего университета. Он привел меня в так называемую «рашн комьюнити». Мы часто собирались вместе, иногда путешествовали и именно этим ребятам я благодарна за все мои хорошие моменты в Австрии. Но они уже учились в университете, у всех было разное расписание, поэтому со временем мы стали видеться реже.

В общежитиях часто устраивали студенческие вечеринки, но я жила в квартире, и на них не попадала.

Я старалась поддерживать связь со своими друзьями из Николаева. За полтора года я перестала общаться со многими из них, поэтому теперь больше ценю дружбу, которой расстояние не помеха. Где-то услышала, что дружба — это трастовый фонд, в нее нужно вкладывать силы, чтобы что-то получать взамен. Я полностью согласна с этим.

Деньги, работа, шведская семья

Образование в государственных университетах Австрии бесплатное для европейцев и граждан стран третьего мира. Для студентов из стран юго-восточной Европы, в том числе из Украины, Беларуси и Молдовы, учеба условно бесплатная. Перед началом семестра нужно заплатить 745 евро: 725 за обучение и 20 — обязательный взнос в студ.совет. Чтобы деньги вам вернули, нужно сдать в среднем 3-4 экзамена в конце семестра (зависит от сложности предмета), и подать заявку на возврат денег. В течение месяца университет переводит их на счет студента. Обучение по такой схеме возможно только на немецком языке.

За жилье я платила сначала 220, потом 285 евро в месяц. Большинство студентов живут в общежитии, там комната стоит от 180 до 500 евро в зависимости от условий. Также нужна обязательная медицинская страховка — за нее я платила 50 евро в месяц. На продукты тратила около 20 евро в неделю, один поход в кафе в среднем обходился в 10 евро. Проездной на месяц для студентов стоил 50 евро, а на год — за 200. Чтобы сэкономить на общественном транспорте, я купила подержанный велосипед за 25 евро — в Австрии это не проблема.

Фото: Арина Панченко

Мне хотелось иметь собственную копеечку, поэтому через месяц после переезда в Австрию я устроилась работать бебиситтером — нашла эту вакансию в интернете. Платили 8 евро в час. Мне нужно было сидеть с тремя детьми. Самому младшему было несколько месяцев — с ним я просто гуляла, пока он спал. Второму было два года, и он почти не сидел на месте. Третьему было девять лет — с ним я рисовала комиксы, придумывала развивающие игры и учила русскому языку. Его мама — украинка и хотела, чтобы он знал русский.

После нескольких часов с детьми я приходила домой еле живая, но работу легко получалось совмещать с учебой. Иногда я подрабатывала в антикварной лавке, которая принадлежала этой семье. Там я случайно узнала, что семья шведская: один папа, шесть мам и шесть детей. О том что женщины, которых я вижу в магазине, — жены хозяина, мне рассказала другая девушка-работница.

Так я проработала два месяца, пока мне не пришлось вернуться в Украину, чтобы сделать правильную визу. Когда вернулась — поняла, что не хочу снова работать с детьми вообще и с этой семьей особенно.

Летом я устроилась официанткой в пиццерию — проработала месяц по 40 часов в неделю и получила 800 евро. Туда заходили в основном жители соседних домов. Через неделю я знала практически каждого и могла поддержать ненавязчивый диалог. Среди посетителей были даже артисты, архитекторы, фотографы, поэтому скучно не было. Потом я уехала в Украину на каникулы, а после возвращения в Грац снова устроилась официанткой, но уже в другое место. Там платили 100 евро за смену, но график был с 17:00 до 2:00. Через три дня я уволилась, потому что невозможно было совмещать это с учебой.

Иностранцам нужно получать разрешение на работу, а работодатели не хотят лишних забот и часто отказывают в трудоустройстве. Поэтому, и бебиситтером, и официанткой я работала неофициально, иногда больше, чем разрешено по студенческой визе (а это 20 часов в неделю). Когда я работала в первом кафе, мне обещали заплатить 9 евро в час, но получила я намного меньше. Это часто случается с теми, кто работает «по-черному». Работодатель знает, что в таком случае работник не сможет обратиться в полицию или Палату труда — организацию, которая защищает права рабочих.

Учеба и крах условно бесплатной мечты

Спустя год подготовки, у меня началась долгожданная учеба в университете. В первом семестре были общие предметы вроде математики и физики, но больше всего меня заинтересовала информатика. Я начала читать дополнительную литературу, проходила онлайн-курсы, и меня это увлекло. К зиме я уже поняла, что биомедицинская инженерия — не то, чем я хочу заниматься всю жизнь.

Я постоянно нервничала из-за предметов, которые трудно давались, и не совсем увлекали. Думала над тем, чтобы перевестись в другой университет или на другую специальность. Но еще больше меня угнетало то, что спустя год жизни в Граце я так и не чувствовала себя дома. В университете у меня было всего 2 друга, из Сирии и России, но к концу ноября мы почти перестали ходить на пары, потому что все лекции есть в интернете, а вне стен университета мы почти не встречались. С моими товарищами из бывшего «рашн комьюнити» тоже не получалось часто видеться, потому что и я, и они учились, графики очень отличались. Перед экзаменами я сутками занималась, выходила из дома только за продуктами и в спортзал.

Фото: Арина Панченко

В конце семестра ко мне в Грац приехала подруга из Николаева. Я тогда написала последний экзамен. Мы были у меня дома: подруга в соседней комнате, а я думала про свою учебу и жизнь в Австрии, про последний экзамен, который, как мне казалось, я завалила. Тогда я окончательно поняла, что хочу бросить учебу и перевестись, сразу позвонила маме и все рассказала. Родители меня поддержали. Наверное, в глубине души они хотели, чтобы я вернулась жить к ним.

Но возвращаться в Украину насовсем казалось мне каким-то поражением. Я решила поступить в технический университет Вены на информатику.

Я вернулась в Украину, чтобы снова подготовить документы, а летом, на всякий случай, отправила заявки в КНУ и КПИ. Тогда еще были действительны результаты ВНО 2016 года, и мне не пришлось заново сдавать экзамены. Ответ из Венского университета пришел быстро: меня не взяли из-за ограниченного количества мест, но предложили учиться в филиале в Клагенфурте. Этот город еще меньше и дальше от Вены, чем Грац (а дорога до Граца и так занимала почти три дня), поэтому я отказалась, и только потом узнала, что прошла на бюджет в КПИ, куда я и подала документы.

КПИ VS Австрия

Из-за своего «австрийского» прошлого, я на несколько лет старше всех своих одногруппников. Но меня это не смущает. Приобретенный опыт позволяет сильнее ценить то, что у меня есть. Сейчас я изучаю информатику, пробую себя в разных направлениях — пока меня больше всего интересует машинное обучение.

В КПИ я поселилась в общежитии, потому что хотела, чтобы у меня появилось больше друзей. И не прогадала. Я сразу подружилась здесь с ребятами — наверное, из-за общего менталитета, а может и потому, что проблемы, вроде плохого интернета и тараканов, отлично сближают.

Здесь в КПИ подход студентов к учебе очень отличается от европейского. Там все отлично понимают, зачем им образование и учатся изо всех сил. В Австрии у студентов нет такого же четкого расписания занятий и сессии, как в Украине: студенты сами решают, на сколько предметов записаться и когда сдавать экзамены. Но каждый курс очень насыщенный и интенсивный, поэтому больше четырех предметов в семестр брать сложно. На занятиях никто не отмечает, на экзаменах требуют только знания, а как их получили — не важно.

Еще одно ощутимое отличие — в Австрии на образование выделяется намного больше денег, чем в Украине, и видно, на что их тратят: на ремонт аудиторий, на оборудование для лабораторий, на достойные зарплаты преподавателям. На территории кампуса везде отличный интернет, много велопарковок, мест для учебы и три библиотеки.

Также мне нравилось, что в Австрии я не сдавала одновременно с математикой еще физкультуру и историю, их нет в учебном плане. Но для тех, кто хочет заниматься непрофильными предметами, есть все возможности: спортивные секции со скидками для студентов и право посещать любые лекции.

Я считаю, задача высшего образования — готовить специалистов в определенной сфере, а человек сам должен понимать, зачем и как ему развиваться. Например, участие в студенческом самоуправлении, кружках или секциях приносит больше пользы, чем лекции украинского языка на Факультете информационных систем и технологий, где студенты просто переписывают конспект. Но студенческие инициативы должны оставаться на уровне самоуправления и не быть принудительными. Здорово, если университет их поддерживает: выделяет деньги, помещение, хотя бы просто не мешает.

Основное преимущество КПИ — это крутейшее комьюнити студентов. В нем намного больше жизни, чем в моем австрийском университете. Там тоже есть студенческое самоуправление (с обязательным взносом 20 евро с каждого студента), но в Австрии оно кажется каким-то формальным и оторванным от остальных студентов. Еще, как мне кажется, после учебы в КПИ люди умеют договориться абсолютно со всеми, потому что закончить университет без этого скилла трудно.

Фото: www.instagram.com/miolia_olanna/

Вместо выводов

Когда люди узнают, что я училась в Европе, но вернулась в Украину, считают меня странной. Большинство видит в этом поражение, потому что думают, что в Европе все получают большие деньги и живут счастливо. Комфорта там действительно больше, но у обычных людей проблемы везде одинаковые. Кто-то счастлив в Украине, кому-то плохо и в Австрии — все зависит от человека и его окружения, а не от страны.

Мои отношения с родителями стали еще доверительнее. Когда я только уехала, то стала реже общаться со своими друзьями, знакомых в Австрии еще не было, а мама и папа всегда поддерживали по Скайпу, как бы банально это не звучало. Когда я приезжала в Николаев на каникулы, мы могли часами о чем-нибудь говорить.

Еще после Австрии я начала сортировать мусор, носить тканевую сумку вместо пакета, покупать меньше пластика, потому что многие в Австрии так делают. Сортировать мусор у них вообще обязательно. Наверное, это стало для меня привычкой. Хочу, чтобы в Украине это тоже стало популярно, поэтому надоедаю разговорами об экологии всем вокруг.

Я постоянно спрашиваю себя: не жалею ли я, что вернулась. У меня нет однозначного ответа. Если бы я могла прожить все заново, то все равно поехала бы в Австрию. Учеба в КПИ сильно на меня повлияла благодаря преподавателям и моей группе, и все-таки я не уверена, что хочу оставаться в Украине навсегда. Пока что стараюсь не строить планов и наслаждаться тем, что у меня есть.

Текст: Маргарита Папакина Героиня: Арина Панченко


Подписывайтесь на канал Слога в Телеграм и на Фейсбуке!

Новых героев для историй предлагайте сюда.