January 24, 2020

«Люди важнее вещей»: парень отказался от зарплаты 5000$, чтобы автостопом объехать мир и стать учителем


Мне пять лет, мой отец сидит на полу, вокруг него разложены морские карты, циркули и линейки — передо мной лежит весь мир. Я спрашиваю: «Смогу ли я увидеть все эти кусочки планеты вживую?». Отец отвечает, что я побываю везде где захочу, когда вырасту. Тогда все и началось.


Иллюстрация: Алина

Я — Никита, мне 24 года. Сейчас живу в Одессе, но родом моя семья из Белгород-Днестровского. Это красивый исторический город в Одесской области. Большинство жителей приморских городов каким-то образом связаны с морем. Многие мужчины работают на морских судах, как и мой отец — он штурман. Это нелегкая профессия, ведь бОльшую часть времени моряки проводят в рейсах, месяцами не видят родных и не знают своих детей.

Я всегда восхищался отцом и хотел быть на него похожим, поэтому после девятого класса пошел учиться на штурмана в Мореходное училище. Сразу после окончания учебы и совершеннолетия, я устроился матросом на морской крюинг в Таллинне (крюинг — компания, которая нанимает моряков — прим. ред.). Они оплатили мне билет в Амстердам, откуда началось мое первое плавание.

Я работал матросом на грузовых судах, мы плавали в разные страны и доставляли товары. Работа на судне физически трудная, но высокооплачиваемая. Матросы зарабатывают 1-2 тысячи долларов в месяц, штурманы от 3 до 5, и капитаны от 5 до 10 тысяч. Я получал до 5 тысяч долларов и сейчас даже не знаю, на что их тратил. Когда у меня было много денег, я не задумывался, куда они уходят — просто жил так, как хотел и не откладывал зарплату. Я знал, что пойду в рейс, и у меня снова появятся деньги. С таким заработком я мог бы за несколько лет купить квартиру и парусную яхту, о которой тогда мечтал.

Грузовое судно в Норвежском море

Проработав так год я начал задумываться: хочу ли я всю жизнь работать дальнобойщиком на море? Я успел переплыть полмира, но нигде по-настоящему не побывал. На тот момент крюинг в Таллинне присвоил мне офицерское звание и я мог развивать карьеру дальше, но вместо этого разорвал контракт и ушел.

Мне страстно хотелось увидеть мир, пережить настоящие приключения. Отец был расстроен моим решением оставить профессию и отнесся к затее скептически. Он говорил, что в путешествиях много опасностей, они могут погубить меня. Мама, наоборот, поддержала: сказала, я должен делать то, что хочу.

НАЧАЛО НОВОЙ ЖИЗНИ

В 20 лет я заполнил заявку на «AIESEC» и полетел волонтером в Индию — это было мое первое полноценное путешествие. Там я преподавал английский в школе, где вместе с обычными детьми учились и проживали сироты. Среди волонтеров были также ребята из Китая и Германии. Однажды я дал задание написать пару предложений о том, что дети запомнили о наших странах. Один ученик написал, что в Китае сделаны все товары, в Германии есть «BMW», а про Украину написал: «Никита — наш украинский герой». Я был растроган.

Никита в индийской школе

Поездка в Индию показала, что я на правильном пути: могу приносить пользу людям, открывать мир и быть по-настоящему счастливым и без денег. Материальные мечты перестали меня занимать.

Вернувшись домой, я сразу начал планировать тур по Европе с одним рюкзаком. Взял фотоаппарат, спальник, зубную щетку, каремат, термобелье, мини-аптечку и палатку. На попутках добрался до Польши, и игра началась.

Я взял с собой музыкальные инструменты — с их помощью решил зарабатывать деньги. Со мной всегда были укулеле, мелодика и маракасы. В любом городе первый квест — добраться до центра и начать играть. Я обожаю людей, аплодисменты и танцующих детей. К тому же, это неплохой способ познакомиться с кем-то — иногда местные предлагают ночлег.

Заработок Никиты в Китае

Ночевал я в палатке, в хостелах, у местных, и даже в парках и на крышах. Впервые я остался ночью на улице когда не получилось заработать музыкой и нечем было заплатить за хостел. Я договорился с администратором, что буду принимать душ в хостеле, а ночевать на крыше, и ребята согласились.

Мало кто знает, но крыши во многих странах открыты и это самое безопасное место для ночлега. Однажды в Хошимине (город во Вьетнаме, — прим. ред.) я нашел крышу, которая закрывалась изнутри. В моем распоряжении была большая площадка из двухэтажных крыш. Я оставлял там свои вещи и уходил гулять. Также в Европе есть парки, которые закрываются на ночь. В них, при желании, можно пробраться и уснуть под аркой 18 века, а проснуться под пение журавлей. Но мне не нравилось, что утром там много спортсменов, которые обязательно меня будили и интересовались, все ли в порядке. Хотя иногда я просыпался — а возле меня лежала булочка. Меня принимали за бездомного и оставляли еду.

Я стал настоящим бродягой и кайфовал от каждого дня. Мне было комфортно путешествовать одному, потому что не приходилось ничем себя ограничивать. Но и общения хватало — я не упускал шанс познакомиться и подружиться.

АВТОСТОП И МАСТУРБАЦИЯ

Автостопом я объехал Францию, Испанию, Италию и Балканские страны. Я сажусь в абсолютно все машины, которые останавливаются.

В половине случаев водителю просто скучно, и он подбирает людей, чтобы не уснуть за рулем. Но попадаются и молчуны — ехать всю дорогу в тишине не очень приятно. Бывает, языковой барьер мешает общению: как-то я пытался спросить у водителя, женат ли он и показывал круг пальцами, а он подумал, что я прошу у него таблетки. Некоторые водители подбирают автостоперов с глобальной целью — помогать окружающим. Я помню одного драйвера, который останавливался возле каждого человека на обочине — говорил, что просто любит подвозить людей.

Для меня 100 процентов стопа были позитивными, всегда происходило что-то хорошее. Хотя случались и казусы, например, как-то меня просили заплатить за дорогу.

Самый странный стоп был на Балканах. Когда я ехал по Черногории, меня подобрал священник. Мы договорились, что он впишет меня у своего друга, который оказался нетрадиционной ориентации. Через пять минут после того, как мы зашли в дом, Отец вышел голый. И несмотря на то, что в квартире было три комнаты, спал он с гомосексуалом в одной кровати. Я был в шоке, но следующий день оказался еще более странным.

Я продолжил балканский стоп. На дороге меня подобрал дальнобойщик и сказал, что в дороге любит смотреть секс-видео. Спросил, не буду ли я против. Его развлечение показалось мне нормальным, поэтому мы продолжили общение. Невзначай он поинтересовался, какую эротику люблю я, потому что дальнобойщик предпочитал нестандартные видео. Я ответил, что «классика» мне по душе. Мы ехали дальше, разговаривали, он спросил, возбудился ли я, но меня его видео не интересовали. Мужчина сказал, чтобы я не стеснялся мастурбировать при нем, если захочу.

Через какое-то время он свернул с дороги и сказал, что будет удовлетворять себя. Сначала я наблюдал за происходящим, а мой сосед продолжал гнуть свою линию. Он предложил включить видео, которое нравится мне, и присоединиться. У каждого играли свои секс-видео, я подумал: «Почему бы и нет?».

История странная, хотя у меня остались приятные воспоминания. Я понимаю, что будь на моем месте девушка, такая просьба могла бы напугать. Хотя водитель рассказывал, что однажды он уже мастурбировал при девушках, которых подобрал, как и меня. Он спросил, можно ли это сделать, и они были не против. Но хорошо, что девушки путешествовали вдвоем — наверное, так безопаснее в их случае.

АЗИАТСКИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ

Исколесив Европу и немного отдохнув, я отправился путешествовать по Азии. Туда я уже не брал палатку — она меня только сковывала. Если я видел тучи, спал под навесом, если небо было чистое — спал на пляже. Температура воздуха это позволяла. Я не хотел волноваться, что у меня нет вписки, потому что моя вписка там где я. Также в Азии я начал пользоваться каучсерфингом, и находить ночлег стало проще.

Я побывал во Вьетнаме, Монголии, Лаосе, Китае, Камбодже и Малайзии. Работал в супермаркетах, озеленителем в кафе, снимался в рекламе (для европейцев в Азии всегда найдется работа моделью). Также там легко стать учителем и преподавать английский язык — в странах третьего мира для этого не нужны никакие документы, чем я и пользовался.

Школьный класс в Китае

Самым сумасшедшим было путешествие по Монголии. Все началось еще с водителя, которого я застопил. Первым делом он спросил: «Ты расист?», — и я растерялся. Оказалось, что он хотел узнать, россиянин ли я. Водитель вез меня в столицу Монголии — Улан-Батор. Уже вечерело, нужно было найти ночлег. В окне я увидел бунгало возле реки, да еще и под мостом. Подумал, что это идеальное место и попросил высадить меня.

Первым делом пошел купаться в реке — такая роскошь бывает нечасто. Дом был уютным: с красивым видом на закат и пасущихся коров. Я развел костер внутри комнаты и прилег. Все начиналось как в фильме ужасов — хорошо и спокойно. Когда стемнело, оказалось, что дом полон всяких тварей. Меня начали кусать дикие пчелы, приходилось отбиваться от пауков. Внезапно налетела буря, начался сильный ливень с молниями. Я задыхался от дыма костра, потому что ветер больше не проветривал комнату. Чтобы вдохнуть свежего воздуха я подошел к окну и увидел, что река вышла из берегов. Теперь дом стоял посреди огромного течения. Я понял, что крупно вляпался. Выкинул костер из дома, искусанный, лег на землю и просто отключился. Проснулся вечером следующего дня. И снова царила идиллия: закат, коровки, речка.

Фото Никиты из путешествий

Один раз в Монголии пустыня Гоби застала меня врасплох. Я шел весь день по холодной пустыне, у меня было три футболки и шапка. Всю дорогу я мечтал уснуть в теплом спальнике. Вечером я приметил уголок под мостом и собирался остаться на ночлег там. Начал готовить место и хотел сразу достать спальник, а его нет: он отвязался где-то в пути. В этот момент, я очень сильно прослезился. В отчаянии, я вытащил все вещи из рюкзака и засунул туда голову, в надежде, что он есть где-то на дне. Было очевидно, что в трех футболках я просто замерзну в пустыне, и я пошел проклинать себя весь путь обратно. Когда дошел до деревни, люди подумали, что я вор, и вызвали полицию. Меня забрали в участок, где я провел несколько часов, и меня отпустили. Спальник я так и не нашел, но потом украл где-то одеяло. Закутывался в него по вечерам, так и доехал до России.

Много россиян одевали меня в теплые свитера, давали с собой кофты. Эти вещи я до сих пор храню дома. В России я пробыл две недели и все время попадал на любителей водки — каждый день мне предлагали выпить. Местные очень закрытые, сначала принимают незнакомца как засланного казачка, но через 30 минут разговора вы становитесь друзьями.

УКРАЛИ ДОКУМЕНТЫ И ДЕНЬГИ

Из России я полетел во Вьетнам, где провел гораздо больше времени, чем планировал — там у меня украли паспорт и деньги. Я не знал, что нельзя получить новый паспорт за границей, если оформлена стандартная виза, а не туристическая. В украинском посольстве мне дали документ, с которым я мог вернуться домой, но меня это не устроило. Посол не захотел помогать, поэтому я просто поехал путешествовать дальше без визы и паспорта.

Исколесил Вьетнам вдоль и поперек, четыре раза пересек его с севера на юг, устраивался на работу и даже встретил там свою любовь. Девушка из Беларуси работала во Вьетнаме учительницей английского, мы познакомились и начали встречаться. Она с пониманием и интересом отнеслась к моему образу жизни, наши отношения продолжаются до сих пор на расстоянии.

Фото Никиты из путешествий

Когда мне надоело жить на пляже, я вернулся в посольство. Ни телефона, ни ноутбука, ни вообще какой-либо связи у меня не было. Оказалось, что полицейские давно нашли мой паспорт и деньги. Посол Украины сказал, что я могу путешествовать дальше, но должен заплатить штраф на границе за просроченную визу. Я решил идти в обход пограничного поста, чтобы не платить штраф.

Продолжить путешествие я планировал в Камбодже. Границу переходил пешком, но пограничники догнали меня и отвезли обратно во Вьетнам. Они сразу проверили мой паспорт, заметили, что у меня просрочена виза и потребовали выплатить штраф, но я сказал, что денег у меня нет. Просил, чтобы разрешили ехать дальше просто так. Несколько часов полицейские держали меня на границе, но потом отпустили, а штраф я так и не заплатил.

Тогда я попробовал попасть в Камбоджу еще раз. Оделся во все зеленое и пошел вдоль реки, но в этот раз дальше от погранпоста. Через какое-то время я увидел людей, которые грузили лодку. Я понял, что они работают нелегально и попросился переправить меня тоже. Лодочник запросил 2 доллара, а я сказал, что у меня есть только один, и он согласился.

Я наконец оказался в Камбодже и был очень горд собой. Успел встретить там добрых и улыбчивых людей, огромное количество детей, которые завидев первого иностранца в своей жизни кричали свое задиристое «Хеллоу». Начинало темнеть и я знал, что мне пора получить камбоджийскую визу.

Фото Никиты из путешествий

На границе мне сказали, что даже за 1000 долларов они не смогут дать разрешение на въезд. Они должны вносить каждого туриста в глобальную государственную систему. Но если я «не вышел» из другой страны, то они не смогут внести мои данные. Пограничники снова отправили меня во Вьетнам и пригрозили тюрьмой. Когда я добрался до вьетнамской границы, там даже не стали смотреть мой паспорт. Пограничники просто облили меня матами и пустили во Вьетнам.

Как в любой драме, внезапно начался дождь. Я безуспешно пытался застопить хоть кого-то. Когда я добрался до столицы Вьетнама, следующие две недели жил под посольством. Я хотел, чтобы мне дали разрешение не платить штраф, так как мои вещи украли граждане их страны. Все это было долго и бюрократично. Но в один прекрасный день мне дали визу. Иммиграционная служба даже предлагала мне деньги просто так, но я их не взял. Самое главное — я мог уехать, а остальное было неважно.

Фото Никиты из путешествий

Я купил билет в Малайзию, потому что он был самым дешевым. Там я устроился работать садовником в кафе, закрытое на Рамадан. Работа была легкой: нужно было поливать большой сад и выращивать гидропонику. В целом это занимало около получаса утром и вечером, остальное время я просто гулял по Куала-Лумпуру. Мне понравилось в этом городе, но работа скоро наскучила. В Малайзии я не нашел ничего интереснее, поэтому полетел в Гонконг к знакомым. Виза заканчивалась, и я решил возвращаться домой. Через Китай попал в Россию, потом добрался до Беларуси. В этом пути мне повезло: я быстро добрался домой. Застопил из Москвы до Минска за один день, и ровно столько же потратил на дорогу из Минска до Киева, и из Киева до Одессы.

КАУЧСЕРФИНГ

Последние 9 месяцев я живу в Украине: помогаю родителям и встречаюсь со старыми друзьями. После путешествия по Азии я начал сам хостить людей. Сначала я принимал гостей чуть ли не каждый день.

Я всегда рад видеть путешественников у себя дома. Хочу дарить им тепло и комфорт, а не только предоставлять место для ночлега. Часто ловлю себя на мысли, что я как тургид: вожу людей по Одессе и показываю свои любимые места. Я знаю их до мелочей, но когда путешественники удивляются чему-то, то и я удивляюсь как в первый раз. Хоститься всегда интереснее, чем останавливаться в отелях, потому что можно больше узнать о жизни местных.

Но некоторые каучсерферы используют это комьюнити неправильно. Они думают, что «каучсерфинг» — это возможность найти бесплатное койко-место или сайт, чтобы подыскать секс-партнера. Таким гостям я делаю замечание. Если человек мне слишком неприятен, то я оставляю ему ключи от квартиры и уезжаю к родителям. Но в целом, каучсерфинг принес мне огромный опыт и очень много счастливых моментов. А маленькие проблемы, возможно пять процентов из всего опыта, остались в тени. Классно, что среди путешественников живет дух кауча.

ПЕДАГОГИКА, ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ

Раньше я думал, что море — мое призвание, но попробовав, понял, что по-другому представлял себе эту профессию. К счастью, я нашел способ быть счастливым — путешествовать. Но и этого оказалось недостаточно для полной гармонии, ведь важно приносить пользу людям, а не просто брать от жизни все. И я понял, что хочу преподавать.

Думаю, у каждого в жизни встречались учителя, которые меняли мировоззрение. Я помню своих хороших учителей — они полностью отдавали себя преподаванию. В Индии я оказался по другую сторону — стал учителем. Я видел, как за время моего волонтерства дети меняются: становятся более открытыми, делятся своими мечтами и стремятся к ним.

Дети из индийской школы

Работа учителем дала ощущение, что я творю добро, а материальные мечты начали терять смысл. Они были направлены на меня, а после волонтерства я захотел, чтобы мои мечты были направлены на тех, кто со мной рядом: близкие, друзья или случайные прохожие. Я захотел сделать людей счастливыми. Сейчас я стараюсь следовать этой идее.

Через месяц я отправляюсь в кругосветное путешествие и планирую остановиться во Вьетнаме (на момент выхода статьи Никита уже там, — прим. ред.). Раньше я преподавал не больше трех месяцев на одном месте, но в этот раз хочу задержаться на полгода в одной школе, чтобы понять насколько мне нравится педагогика, готов ли я отдать этому делу всю жизнь. Если почувствую, что быть учителем — это мое, то отправлюсь на курсы в Новую Зеландию. Я нашел обучение для иностранцев при университете Окленда. После него я получу диплом и смогу преподавать профессионально.

Но если после школы во Вьетнаме я не захочу обучать других — просто продолжу кругосветное путешествие. У меня есть план и это хорошо, но я хочу чувствовать свободу в своих действиях, поэтому готов отойти от запланированного.

Мечтаю пересечь Тихий океан на яхте или паруснике. Когда рассказал это отцу, он сказал, что океан совсем не тихий и мы можем больше не увидеться. Я понимаю, это опасно, но неизведанность манит меня, и я хочу покорить Тихий океан.

В будущем путешествии хочу также вести благотворительный блог. Как-то велосипедисты, рассказали мне, что собрали так 10 тысяч фунтов на лечение больных раком. Я хотел бы собирать на спасение и защиту животных, потому что люди могут постоять за себя, а животные нет. К тому же я почти не выставляю фото из поездок в социальные сети. Мне больше нравится, когда они распечатанными хранятся в альбоме, но ради донатов думаю начать постить.

Я не знаю, где окажусь через 10 лет. Буду ли я в кругу семьи, друзей или в лагере за сотни километров от дома. Главное, чтобы в глазах оставался огонь и побуждал к добрым делам.

Никита в Тибете

Мы обременены огромными благами 21-го века, но их значение преувеличено. Люди накапливают вещи и боятся, что ограбят их квартиры или снимут золотые серьги по дороге. Но я точно знаю, что люди вокруг нас важнее вещей вокруг нас. Маленькие дела двигают мир, и если каждый сделает что-что хорошее, то вместе мы сможем побороть все плохое.

Текст: Дарья Потапова Герой: Никита Дейна (подписывайтесь на его Инстаграм)


Подписывайтесь на канал Слога в Телеграм и на Фейсбуке

Новых героев для историй предлагайте сюда.