June 3, 2020

Бизнес по любви. Как в 20 лет превратить свое хобби в настоящий бренд

Бизнес – это «ничего личного»? Анастасия Федосова, основательница бренда косметики Ecomake, считает, что это правило уже устарело. Бизнес по любви – вот ее кредо, в соответствии с которым она строит свою компанию.

Настя производит минеральную косметику уже год, управляет собственным производством в Челябинске и руководит командой из 3-х человек. За это время ее проект попробовали уже тысячи девушек и женщин, ставших постоянными покупателями экологичных средств, а выручка от продаж достигла полмиллиона рублей.

Основательница бренда рассказала Центру молодежных инициатив Агентства стратегических инициатив о том, в чем изюминка именно ее косметики, и как ей удалось создать косметический бренд в свои 20 лет. 

Настя, расскажи про свой бренд. Чем уникальна твоя косметика? Ecomake – это минеральная косметика, которая не вредит коже, а помогает ей быть здоровой. Секрет в том, что в состав входят натуральные компоненты, без отдушек, парабенов и консервантов. Например, средство для умывания содержит только травы, злаки и минералы. С обычной косметикой невозможно спать или тренироваться в зале – потом появляются высыпания, и кожа выглядит уставшей. Да и в целом, с тональным кремом ты чувствуешь себя как в маске, дискомфортно. Мы создали уникальный продукт – минеральную пудру. Вы удивитесь, но с ней можно даже плавать в бассейне – она не ощущается на коже, удаляет покраснения, выравнивает тон. Это хит продаж, полки на складе с пудрой очень быстро становятся пустыми.Большая часть косметики моего бренда представлена в сухом виде. У нас есть еще маски, шампуни, бальзамы для губ и т.д. Наши продукты стоят от 240 до 1100 рублей, что доступно для многих.

Почему ты решила выбрать именно органическую формулу? Я считаю, что очень важно вкладывать смыслы в свою работу. Мы в Ecomake уверены в том, что делаем мир лучше своим продуктом. Наша косметика – это про осознанность, про выбор лучшего для себя, и мы стараемся сделать так, чтобы как можно больше девушек позволяли себе это.Хочется, чтобы в ритме мегаполиса любая девушка могла на мгновение остановиться, осознать момент, свою жизнь и подарить своей коже настоящий комфорт. Почувствовать воссоединение с природой. 

Как как появилась идея создать Ecomake?  Проект Ecomake изначально не был ориентирован на зарабатывание денег, да и, если честно, у меня до сих пор нет четкого финансового плана. Я начала создавать косметику в качестве хобби, поскольку во время работы визажистом поняла, чего мне не хватает в составах бьюти-средств. Сделала дома рецептуру, пробовала сама, дала подругам, и всем понравилось.

Я стала постепенно расширяться – от домашнего производства и небольших партий перешла к офису, оформлению ИП, команде из 3-х сотрудников и многочисленным заказам.

Год назад презентовала нашу первую минеральную пудру в Сколково, и после этого проект начал набирать популярность. Я получила много запросов от изданий, участвовала в программе «Секретный миллионер» на канале «Пятница». Тогда один крупный инвестор предложил мне финансирование и бизнес-наставничество, но я отказалась.

Иногда я сомневалась, правильно ли я тогда приняла решение, но сейчас понимаю, что да. Вместе с инвестором мы бы совместно развивали проект, он дал бы нам необходимые связи и быстро “довел” до определенной точки роста. Но есть большое “но”: любой инвестор – про бизнес, а я – про творчество. Мне хотелось, чтобы проект рос естественным путем, без резких скачков. Так мы развиваемся медленнее, но зато у нас все по любви, все гармонично. 

Как тебе удалось разработать рецептуру? Ты училась этому в университете? У меня уже был опыт разработки рецептуры – правда, не в бьюти-сфере. В 11 классе в рамках кружка по химии мы вместе с одноклассниками придумали технологию утилизации отходов гальванического производства и запатентовали ее, на базе этого мы сотрудничали с крупными предприятиями. Тот опыт, безусловно, помог мне по жизни.

После школы я поступила на химфак в Челябинске и в это же время пробовала себя в качестве визажиста. Пока я красила девушек, поняла, что нужно доработать в косметике, и как это можно презентовать. А когда бренд начал интенсивно развиваться, и я открыла ИП, то решила полностью посвятить себя своему делу и оставила учебу в университете.

Как устроен процесс производства косметики?  Всю косметику мы создаем в лаборатории в Челябинске. Поскольку 2 месяца назад я переехала в Москву, то начала управлять процессом дистанционно. Лабораторией теперь руководит моя мама, которая стала важным членом нашей команды. 

Производство у нас ручное, оно делится на сухое и масляное: сухое – это работа с порошками, т.е. пудра, средство для умывания, а масляное – с маслами и восками, т.е. бальзамы и масла для губ. Первую часть недели мы занимаемся одним видом производства, вторую – другим. Пока не решили по поводу того, когда будем автоматизировать производство, но качество и объемы нас пока устраивают. Раз в год продукция проверяется московской лабораторией. Офиса нет, мы все общаемся и работаем онлайн. 

Кстати, расскажи поподробнее о команде Ecomake? Какая зарплата у сотрудников, если не секрет?Самый главный человек в компании сейчас – это моя мама. До этого она работала на пищевом производстве, а теперь помогает своим опытом нам. Мама поддерживала меня финансово и морально еще на старте проекта. И всегда была рядом, что для меня очень ценно. Единственное, что мама не принимала – то, что я бросила ради бизнеса учебу.

В штате есть еще две девушки, которые занимаются обработкой заказов и созданием контента для инстаграма. Опыта ни у кого из них прежде не было, но все хорошо организуют свое время и справляются со своими задачами. Мне нравится такой формат, при котором все с удовольствием занимаются проектом, и каждый сотрудник осознает свою ответственность, вкладывает душу, а мне не приходится никого подгонять, ставить жесткие дедлайны. 

Я пока переживаю по поводу размера оклада девочек, он не такой большой, как хотелось бы – в зависимости от выручки и отработанных дней они получают в среднем по 15 тысяч рублей. Мамина зарплата чуть больше, поскольку она работает фулл-тайм.

Сейчас на производство мы ищем еще одного сотрудника. Поскольку производство – душа компании, мы очень строго относимся к выбору этого человека. Он должен разделять философию бренда, любить то, чем занимается, и делать свою работу качественно.


Как вас находят покупатели? Чаще всего нас находят в инстаграм, а затем оформляют заказы через сайт. Все клиенты к нам очень хорошо относятся, и мы их просто обожаем. Стараемся делать для них все как можно лучше, придумываем что-то интересное. Например, если покупатель остался доволен и оставил отзыв, мы добавляем его в секретный чат, в котором делимся «закулисьем» компании. 

А сколько вы сейчас зарабатываете и что предпринимаете для развития? За последний месяц наша выручка достигла рекорда – 500 тысяч рублей. Это не такой масштаб, как у некоторых бизнесов, но для нас это очень много. Учитывая, что проект рос на собственные средства и на мои вложения, это приличная сумма. И в этом отражен наш драгоценный опыт.

Мы много времени сейчас уделяем инстаграм и созданию контента, планируем сотрудничество с крупным эко-блогером и выходим на такие маркетплейсы, как Ozon.

Конечно, для девушки без опыта в бизнесе, очень крутой показатель! Наверное, ты не могла себе это представить в самом начале проекта? Да, я напрасно боялась, что сегодня покупают, а завтра уже не будут. Осознание того, что Ecomake уже не пропадет, пришло тогда, когда появилось много постоянных покупателей. Я поняла, что даже если новых клиентов не будет, остаться на плаву мы сможем благодаря тем, кто уже поддерживает нас. Я называю их агентами наших смыслов.

Что ты можешь посоветовать молодым предпринимателям? Могу точно сказать, что нужно быть уверенным в своем продукте – если он классный, то будет продаваться, это факт. Пока не попробуешь, не узнаешь, так что, нужно шагнуть в неизвестность, чтобы получить результаты. Даже если они тебе не понравятся, этот опыт все равно приведет к лучшему.

Сейчас много бизнесов, которые создаются ради бизнеса. Я считаю, что прежде чем начать, нужно задать себе вопрос «Зачем?». Советую всем начинающим предпринимателям прочитать книгу «Бизнес в позе лотоса» Р.Вирка, которая поможет лучше понять, насколько все бизнес-процессы зависят от того, как создатель чувствует и позиционирует себя в этом мире. 

Во время интервью все в Центре молодежных инициатив Агентства стратегических инициатив получили от Насти заряд энергии и прониклись ее философией. Она права – когда бизнес “по любви”, это сразу чувствуется, особенно в таком важном для девушке продукте как косметика. Достаточно увидеть фотографии на сайте и в социальных сетях Ecomake, упаковки средств и описания товаров, и становится понятно, что каждая деталь бренда сделана с душой и любовью.