October 14, 2020

Natasha Wax про свой путь к мечте и совершенству

Наталья Яковлева, известная на электронной сцене как Natasha Wax, несколько лет назад почти случайно встала за диджейский пульт в своем родном Иркутске и с тех пор успела перебраться в Москву (бросив престижную работу), переиграть практически во всех популярных московских клубах, выпустить релизы на румынском лейбле «7 Armies Music» и американском «RDTR» при небезызвестном «Proton Radio» и стать соорганизатором регулярных вечеринок.

Кто эта девушка, стремительной кометой ворвавшаяся на столичный электронный небосвод? Я встретились с Наташей и разведала, что да как. Читайте нашу беседу об эмоциональной музыке и умении отпускать треки, о восковых девочках и сибирском характере, и о том, куда заводит любовь к диджеям…

И на закуску - смотрим завораживающий своей красотой ролик с записью ее сета, снятого на волшебном Байкале.

Первым делом, мой традиционный вопрос - по поводу твоего сценического имени. Связано ли оно каким-либо образом с граммофонными пластинками, покрытыми воском (my guess, как говорится)? Или какое ты сама вкладываешь значение в него?

Мне хочется сказать “да”, но на самом деле история гораздо проще: когда мне было 16 лет, только появился тогда вконтакте, и там было прикольно называться не имя/фамилия, а какими-то непонятными вещами, и у меня был там псевдоним Wax Girl - wax мне понравилось, что восковая, что-то такое, из чего можно слепить все, что хочешь. Когда я начала диджеингом заниматься - это первое, что пришло на ум, и, мне кажется, мой псевдоним мне подходит.

Про "слепить все, что хочешь" - интересно.. А почему ты решила заняться диджеингом? В каком возрасте примерно? Словом, как ты пришла к электронной музыке, и какой путь у тебя был - от диджея к написанию музыки, правильно?

Да, да все правильно. Тут немного романтичная история, я влюбилась в диджея...

(Смеется) Это очень частая история, мне кажется...

Я где-то читала, что 95% девушек-диджеев именно так попадают в индустрию. Но, мне кажется, тут всегда такой вопрос - а может быть ты влюбилась в диджея, потому что тебя к этому манило. Действительно, я была тогда очень сильно влюблена как в человека, так и во все, чем он занимается. Мне был 21 год и для меня это было... я была серьезной девочкой отличницей... и как-то так все закружилось, и я начала сначала с ним играть... Тогда я играла что-то типа хауса, я не очень сильно разбиралась в музыкальных стилях, я тогда не увлекалась такой музыкой, которую пишу сейчас. Мой путь в этом плане был такой, что в какой-то момент у меня было некое переосознание - то, что я играю, это все какое-то развлечение, ничего серьезного. И тогда индустрия переживала спад, это был 2014-2015 год, во всех клубах был модный клаб-хаус, что-то такое, электро-хаус... Тогда стили типа техно, дип-хауса, наверное, были далеко в андеграунде, и так как у меня не было таких знакомых, я эту музыку и не слышала. Потом у меня произошли в жизни достаточно трагические события, и меня как-то потоком выкинуло туда.. У меня была депрессия, и я, помню, написала своему знакомому: "Есть место, где поиграть?" Он сказал: "Ну да, есть вот такое место у нас в Иркутске, бар Сова..". И как раз там ребята.. Это был такой интересный и очень необычный для Иркутска клуб, где играли альтернативную музыку, и я влюбилась, и достаточно быстро начала собирать коллекцию. У меня был там дип-хаус, техно.. Собственно говоря, где-то 4-5 лет я увлекаюсь именно такой музыкой.

А можешь назвать имена музыкантов, кто впечатлил или повлиял на тебя больше всего?

Мне нравится, как развивается электронная культура в России, что с каждым годом становится все больше электронных музыкантов, получающих мировую известность. Вдохновляет, как развиваются и находят свой путь Agraba, Philipp Gorbachev, Ishome. В музыкальном плане вдохновляют Moonwalk, Catz'n'dogs, Red Axes, Simone Vitullo, DOP, Djuma Soundsystem.

А когда ты переехала в Москву?

2 года назад.

Чтобы развивать музыкальную карьеру или какие-то другие причины были?

Я переехала из-за музыки. Я до сих пор нахожусь на пути к своей мечте, и тогда я понимала - чтобы мне погрузится именно в то окружение, людей, музыкантов, которые слушают такую музыку, чтобы быть поближе ко всему движу, что происходит вокруг клубной электронной сцены, надо быть в Москве. Ну и, конечно, я рада, потому что в Иркутске такие мероприятия мы проводили раз в месяц, и мне этого было так мало, здесь гораздо больше людей, с кем можно делиться этим.

Ты как-то написала про себя, что "бросила все, чтобы посвятить себя главной мечте - оставить след на мировой электронной сцене". Твоя землячка Нина Кравиц, как известно, отказалась от карьеры стоматолога ради музыки. А ты от чего отказалась? От какой-то карьеры, учебы или от чего?

Я работала главным бухгалтером в достаточно крупной фирме в Иркутске, и с карьерой у меня было все хорошо, и были дальнейшие альтернативы развития, и да, пришлось выбирать. У меня очень многие родственники крутили пальцем у виска. Родители уже смирились, но некоторые родственники думают, что я вроде "того", бросила престижную серьезную работу, и это не укладывается у них в голове. Но, собственно, это же моя жизнь и прожить ее хочется так, как хочется.

Понимаю... Ещё такой вопрос... Некоторые считают, что происхождение человека влияет на его музыку. И электронные музыканты из Краснодарского края пишут музыку, отличающуюся от того, что делают в Ижевске или Екатеринбурге, например. Вот ты родилась в Иркутске, на Байкале.. Как ты думаешь, это сказалось на твоей музыке? Ты видишь какое-то влияние среды формирования, природы окружающей? И попутно, еще про Нину - как ты к ней относишься и замечаешь ли какие-то общие нотки в музыке из-за одинакового происхождения?

Да, конечно место рождения безусловно [сказывается]. Место, где проходит твое детство, юность, оно больше даже влияет на характер, наверное, и, естественно, это сказывается на музыке. Мне кажется, сибиряки они немного более суровые, закрытые, но с другой стороны, есть в этом какая-то глубина. Очень много чувств, переживаний происходит внутри, и это довольно-таки хорошо ложится на музыку, это можно выражать. Я, например, словами не все могу передать, что происходит,  а с помощью музыки я таким способом общаюсь. А по поводу Нины Кравиц.. Все-таки стилистически мы очень разные, она прямо такой хороший андеграунд.. Меня больше вдохновляет ее путь, потому что, мне кажется, это как раз-таки из серии, когда человек полностью в любви, в гармонии с тем, что он делает, даже если на первый взгляд это кажется странным. То, насколько она в это верит, как передает.. Люди начинают в это влюбляться, потому что там искренность, душа, это невозможно не увидеть, ее успех именно в этом, что там что-то настоящее. Поэтому она меня скорее вдохновляет [чем у нас есть что-то общее в музыке]. Я как-то была на лекции Нины в RMA, подошла к ней и сказала: "Привет, я тоже из Иркутска, и я верю, что когда-то мы с тобой будем чай вместе пить как хорошие приятельницы." (Смеется) Она посмеялась и сказала: "Ну если ты веришь, значит, так и будет".

Круто как.. А сама музыку ты начала писать когда? И почему?

Вообще, я начала писать серьезно 2 года, там было несколько причин. Первая причина заключалась в том, что хотелось все-таки доносить какой-то свой стиль, и гораздо проще это сделать, когда сам пишешь. С другой стороны, был изначально и такой подтекст коммерческий - что диджеев стало очень много, надо писать. Сейчас я думаю, что, в принципе, это не играло серьезной роли для меня, и вообще не для всех обязателен такой именно путь, но мне сейчас очень нравится работать в студии, я в этом увидела передачу своего смысла, стиля, развитие. Мне кажется, в написании можно до бесконечности улучшаться: улучшать свое звучание, быть именно тем артистом, на которого хотят пойти люди, не только потому, что ты чувствуешь настроение, а потому, что ты его создаешь в студии - мне кажется, это гораздо глубже.

По поводу улучшений.. Насколько ты перфекционистка? Я знаю, что некоторые музыканты могут чуть ли не годами писать один и тот же трек. Тебе легко понять или решить, что вот все, трек закончен, совершенствую себя в других треках? Насколько тебе легко отпустить трек, скажем так?

Ну да, я сейчас в себе более или менее проработала этот навык. Думаю, это очень важно - условно, отпускать, особенно на первоначальном этапе. Мне кажется, самый первый трек - ни у одного саунд-продюсера это не самый его лучший трек. Мы держимся за то, что, нам кажется, больше не будет [возможности]. Вот у меня появилась идея, и как будто это единственная идея и смысл, который пришел в мою голову, и как будто бы я ничего не смогу написать подобное или лучше. Для себя я по крайней мере такой выход нашла - наоборот, заканчивать треки. И даже иногда.. у меня есть много треков недописанных, в которых я вижу потенциал, которые, мне кажется, очень хорошо, если над ними поработать, звучали бы, но я просто в какой-то момент понимаю, что все, уже не идет, и я могу просто отпустить и начать заново. Я не жалею в этот момент, я не буду этот трек до бесконечности насиловать.

А ты к ним иногда возвращаешься? Вот, например, какой-то трек - все не могу больше над ним работать, а потом вспоминаешь и хочешь его доработать?

Лично у меня такое было всего один раз. Наверное, у меня не самый большой в этом плане опыт, может быть, через пять лет доработаю то, что сейчас не доделала.

В стол как бы написала..

Это в любом случае, я не считаю, что это в стол. На написании этого трека я, возможно, в чем-то стала лучше, это все равно влияет на следующие треки, однозначно.

Да, согласна… А у тебя выходили альбомы? Что у тебя там с релизами, давай, рассказывай.

Да, я выпускалась на американском лейбле RDTR при дистрибьюторе Proton Radio, такое достаточно известное радио еще с тех времен.. кто в теме, тот поймет. Еще я выпускалась на румынском лейбле. У меня две EP и один трек на румынском лейбле, и очень много нерелизнутых треков.

https://m.soundcloud.com/natashawax/hong?ref=clipboard&p=i&c=1

Планируешь LP? Или пока недостаточно материала?

Вообще-то есть.. Я так скажу - на то, чтобы мне идти дальше, нужно собирать информацию по лейблам и понимать, где ты хочешь выпускаться, это такая больше менеджерская работа, а я художник, я творю. Сейчас я, наверное, уже определилась, но иногда у меня именно на это не хватает времени, я больше пишу, чем организационным процессом занимаюсь.

То есть, по идее материал есть, ты просто сейчас думаешь, где его релизнуть?

Даже не думаю, мысль иногда заходит - ну пора бы уже, хватит писать..

А почему ты не сотрудничаешь с российскими лейблами? Ты посылала куда-то? Как так сложилось, что у тебя румынские, американские?

У американского лейбла русский издатель, с русскими корнями.

А ты его нашла или он тебя нашел?

Это был один из моих первых учителей по написанию музыки, кто, собственно говоря, тоже повлиял на мое творчество, это Denny Kay. А на румынском лейбле была тоже интересная история: мы были подписаны друг на друга в инстаграме, и я в сторис выкладывала, как я пишу, и он такой - ой, какой классный трек, а ты его уже нашла где издать? И он прям его забрал, скажем, свеженьким.

А это когда было? Когда у тебя был последний релиз?

Релиз в апреле.

Будем ждать LP… Скажи, а как ты сама видишь свою музыку? Кроме того, что ты хочешь самовыразиться, какие-то фишки есть, на твой взгляд?

(Пауза)

Например, ты где-то говорила про эмоциональность..

Да, мне кажется.. Начнем издалека.. Мне кажется, всех любителей музыки, в нашем случае электронной, объединяет некая потребность в проживании и переживании каких-то чувств и эмоций, они могут быть приятными или не очень: любовь, радость и также, возможно, злость, агрессия.. И это находится на уровне потребности человека, не у всех есть такая потребность. Ну, у кого-то она больше выражена, у кого-то меньше, но мне как раз-таки хочется помогать людям проживать то, что хочу сказать именно я. Это может быть настроение как и глубокое, задумчивое, так и более такое тусовое, рейвовое. Но я вижу смысл своей музыки в объединении. Мне до сих пор кажется, что я на пути, ну и я, наверное, всю жизнь буду на пути для того, чтобы сделать такой продукт, такое звучание, чтобы все люди, которые находятся в клубе, на фестивале понимали - да, мы сейчас все об одном, мы чувствуем одно и тоже. И это объединение мне, кажется - самое потрясающее, что может быть, тогда мы понимаем, что все мы единое целое.

https://open.spotify.com/album/3Ba1vWuw05umZWm9a6gdvF?si=7hz75iJKT7qggeWyKM718Q&nd=1

Ну, желаю дальнейших успехов в этом. У тебя, кстати, недавно был день рождения, и ты отметила его all night set+b2b в District27. Что тебе подарили и что бы ты сама себе пожелала на следующий свой год?

(Смеется) По поводу подарка, мы заранее решили, что деньги, полученные с продажи билетов, пойдут на покупку аналогового синтезатора Moog Grandmother, о котором я грежу уже последние полгода. А по поводу мечт и всего остального - у меня на самом деле есть планы в голове на ближайший год, я прямо так не буду полностью их рассказывать, но они связаны по большей части с музыкой, систематизацией всего того, что у меня есть, я хочу делать наверное более.. лучше себя отражать и в музыке, и в видео продакшне - как в сете, который я снимала на Байкале. Буду, наверное, идти в эту сторону, отражения себя, и больше общаться со слушателями..

Фидбек получать?

Да, есть две дороги. Первая дорога, возможно, больше идти в сторону общения с музыкантами… Даже не то, чтобы общения с музыкантами, можно больше выступать прямо здесь и сейчас, делать больше вечеринок. А есть второй путь - улучшать качество своего продукта, того, что ты делаешь, и вообще в целом себя как артиста. И я, мне кажется, по второму пути пойду.

Думаю, это можно сочетать..

Безусловно, нельзя либо то, либо то, но почему-то мне кажется, что если будут слушатели, то все остальное тоже приложится.

И напоследок, расскажи поподробнее про этот сет, он очень атмосферный и красивый. Как возникла идея?

Идея красивых лайвов зрела давно. Меня вдохновляют видео Circle. Смотрю их и мечтаю, что когда-то буду так же. А потом подумала: "Что мечтать, когда можно самостоятельно организовать такие съемки". В России много красивых мест, жаль, что так мало подобных съемок из нашей страны, надо исправлять.