September 1, 2020

Диана Буркот и вечный вопрос: «Что такое красота?»

Источник: https://mixmag.io/article/192879

Диана Буркот, носящая в своём сольном музыкальном воплощении название Rosemary Loves A Blackberry, недавно выпустила третий альбом «Weirdberry», а сегодня презентует клип на песню с него «Что такое красота?» (читатели Mixmag Russia смогут оценить его первыми в финальной части статьи). За спиной у Дианы 15 лет опыта в музыке, заведование ударными в группе «Фанни Каплан», обучение в Школе Родченко, выступления на ведущих фестивалях и площадках страны и мира (недавно она отыграла концерт, включивший песни с нового альбома, на фестивале Fields в культурном центре Mutabor) и, как стало известно недавно — участие в акциях Pussy Riot (в том числе — в том самом панк-молебне).

Mixmag Russia встретился с музыкантом, мультидисциплинарной художницей, активисткой и просто красавицей и поговорил про почти-библейскую любовь к ближним, нойз на матрёшках, современное искусство, барабаны и вокал, и, конечно, о красоте.

Первый вопрос, который я хотела задать (немножко мой фирменный уже) — про название твоего сольного проекта. Я хотела спросить, за что розмарин любит ежевику, но вычитала ответ в твоих соцсетях. Тем не менее, не все за ними следят.. Я поняла, что название связано с фильмом Романа Полански «Ребенок Розмари». И в каком-то смысле (можешь меня поправить) это про принятие людских несовершенств, неких червоточин... Можешь немного поподробнее про этот концепт? Мне это просто немного чуждо...

Полански не нравится?

Полански-то ладно, просто я в некотором смысле за противление злу насилием. А твой ответ оказался созвучен вот с чем... Как-то в интервью Надя Толоконникова сказала, что, когда ее облили зеленкой, она обняла этого человека. Я бы так не смогла. Если ко мне проявляют агрессию, я проявляю агрессию в ответ. Поэтому мне интересна твоя трактовка названия — про ответ добром на зло, видимо...

Фильм Полански, «Ребенок Розмари». Это скорее такая отправная точка, он на меня повлиял. Сюжет там такой: девушка из католической школы выходит замуж, и происходят странные вещи в доме, куда они только переехали, в итоге она рожает ребенка от дьявола, но она его принимает и хочет его воспитывать и любить и так далее. В тот момент для меня это была очень хорошая метафора или стратегия. Если проводить не знаю насколько неожиданную параллель с тем, что происходит сейчас в Беларуси, или взять московских ребят, оппозиционеров — они выходят на мирные митинги, и когда к ним проявляют агрессию — они не отвечают. Вообще, если тебя прям сильно бьют, я считаю, что не нужно подставлять вторую щеку, иногда можно и нужно дать сдачу. Но, в принципе, агрессией отвечать на агрессию совершенно бессмысленно, потому что могут проснуться максимально яростные чувства, а на эмоциях мозг отключается, и происходит какой-то ад. Часто, если люди в какой-то момент ведут себя супер агрессивно и зло, сказали тебе какую-то обидную штуку и так далее — оказывается, что на самом деле у этого человека компенсация своих каких-то комплексов или жизненных обстоятельств, которые на него влияют. В этом случае, я считаю, что человека нужно не поддерживать в агрессии, чтобы он не продолжал находиться в этом говне, а, наоборот, пожалеть его, погладить, обнять, одарить его любовью, и он подумает — а ведь все хорошо, зачем мне все вот это? И вообще, всех демонов и бесов, которые есть вокруг и внутри самого себя, лучше принимать и одаривать любовью, вывести на свет. Это как в «Звездных войнах», там тоже добро победило, когда Дарт Вейдер в итоге стал хорошим — мне кажется, это должно вот так работать.

Круто, может я еще не дошла до этой стадии просветления.. Но давай к альбому. Weirdberry — это твой третий LP, правильно? Я читала, что тебе помог карантин — ты освободилась от текущих дел и смогла его закончить. Предыдущий альбом у тебя вышел в 2018, то есть ты два года записывала материал, просто не получалось свести-отмастерить и довести до логического конца, так?

Не могла засесть, потому что было большое количество всяких дел, практически весь предыдущий год я участвовала в разных проектах, где-то помогала продюсировать, играла на барабанах в группе, в спектакле Riot Days, у меня просто тупо не хватало времени на себя, а на карантине все отменилось, все поездки, концерты и туры, наконец-то у меня появилась куча свободного времени, и я такая — ну, отлично, недельки две смотрела сериалы и начала [работать]...

...и молодец! Я на самом деле тебя хотела спросить про название альбома, но ты и про это написала уже, и там очень красивый образ — про травинку и ягоды разных форм. Это тебе приснилось?

Оно не приснилось, оно скорее как-то возникло, иногда бывает кофе варишь или сидишь на толчке или еще как-то. На меня очень влияет всегда лето, лето самым продуктивным оказывается временем — солнышко светит, все замечательно, и какие-то самые светлые классные образы, летние. Вспомнила, как хорошо было в детстве, никаких забот. Это было что-то про то, как в детстве на даче и в деревне гуляешь в лесу и находишь какие-то ягоды. Я, собственно, и собирала их на такие острые травинки — на них нанизываешь ягодки. И так как музыка не совсем попсовая, то и ягоды такие немного странные, глючные, из фэнтези или пост-киберпанка, они могут быть одна из нефти, а другая как будто вообще не имеет формы, постоянно стекающая, как капля воды, но не вода, она просто не имеет формы. И песенки, они как будто нанизаны на травинку — альбом. Там особой концепции-то и нет, а скорее такой образ, который меня лично отправляет в супер безопасное пространство, теплые воспоминания, немного ностальгические.

Очень красивый образ, и я с удовольствием послушала альбом, там немного разные композиции, треки, что-то мне ближе, что-то не столь моё. Но мне понравилось, что там и джазовые нотки есть, и трип-хоповые..

И ровная бочка даже есть, в кавере «Агата Кристи» с ровной бочкой.

А в кавере на Варум вообще всего понамешано, и это клево. «Снежный мёд» я не знала, если честно, но очень интересно...

Ну это не совсем даже каверы, это скорее оммаж.

К музыке у меня вопросов нет, но есть вопрос про вокал. У меня лично возник некий диссонанс с музыкой, какой-то он слишком девчачий, попсовый что ли. Но это моё субъективное восприятие, конечно. Это твой естественный способ самовыражения или ты специально хочешь контраст создать?

Нет, специально ничего не делаю, оно как-то естественно получается, само собой. У меня в голове диссонанса не возникает. Какое-то время технически я не осознанно пела, а последние полгода интенсивно занимаюсь вокалом, иногда у меня доходит до трех занятий в неделю.

Просто с такой музыкой для меня естественнее звучит что-то такое кричащее, как у Насти из Ice3peak, ну или холодно-отстраненное.. Но это мое личное восприятие, может, в силу привычки.

Мне очень нравится, как поет Настя, на самом деле, все очень круто. Но из меня выходит другое. Мы с ней в одной группе играли, кстати. Это было очень давно, мы учились в одной школе, Школе Родченко. У нас была банда, мы играли что-то типа нойз, герл... это даже было не про музыку скорее, а про перформансы, делали свои инструменты, например, и играли на них.

А ты там тоже на барабанах играла?

Не, не, мы там не пели, не играли на инструментах классических. Например, как-то собрали нойз матрёшки, Дима Морозов [::vtol::] провел специально для группы «Припой» воркшоп.

А, это был «Припой»! Слышала...

В общем, что-то мы такое делали, это больше про концептуальную штуку, мы были вообще не музыкальными. Было весело, мне нравилось, местами очень люто. Например, мы на «Фарше» выступали в заброшенном Депо на Курской. Хорошая была группа.

А «Припой» почему?

Это не я придумала, а кто-то из девчонок. Потому что паяли какие-то штуки. Первое выступление было на китайских дешевых игрушках, там нажимаешь на кнопочку, и они издают звук — девчонки их препарировали, перепаяли, и на этом всем играли. Знаешь группу АДМИ? Ансамбль детских музыкальных игрушек. Первое выступление было на триместровом просмотре в школе [Школе Родченко], это было похоже на то, что АДМИ делают. А потом мы делали много всякого разного другого.

Там все были из Школы Родченко?

Да.

Так вот, про Школу Родченко я хотела задать тебе вопрос, и мы как раз к этому пришли. Я читала, что ты решила поступить туда, чтобы приобрести теоретическую подготовку — ты не очень понимала, что такое современное искусство и подобные вещи. Можешь дополнить, если я что-то упускаю.. Так вот — обучение оправдало твои ожидания?

Я тогда влипла во всю эту историю с Pussy Riot, но я не совсем понимала, что такое акционизм, современное искусство, потому что я была чисто музыкантом, и мне стало интересно. Почему-то не было у меня тогда желания начинать серьезную самостоятельную жизнь в плане работы, а хотелось дальше поучиться, потому что все мое образование, кроме музыкального, не относилось ко мне вообще никак — нужно было для родителей закончить институт. Плюс, там была еще такая история — я думала, идти или не идти, и мне мой друг сказал: «Да ты туда не попадешь, не поступишь», такой приемчик на слабо — и это сработало. Иногда какие-то штуки, которые ты вообще не ждешь и не надеешься, и оно тебе нахрен не сдалось — получится/не получится, это срабатывает. Я очень легко туда поступила, пошла на видео-арт.

И это оправдало твои ожидания, ты приобрела, что хотела?

Я точно приобрела, что хотела. Школа Родченко — это «Страх и отвращение в Лас-Вегасе», что-то в этом духе. Приходишь с возвышенными чувствами — «я буду заниматься искусством!», а в итоге тебя вбивают в грязь сапогами.

Ого! Можно с этого места поподробнее?

Я там научилась думать, до этого я не могла концептуализировать совершенно ничего. Я думала: «О, вот это красиво, а вот это странно и интересно». Но никакой концепции я никогда не закладывала и не думала, что это все значит, второй, третий, десятый слой. Мой мастер Кирилл Преображенский, несмотря на сложности в процессе обучения у него, научил меня думать, критическому мышлению, дистанции, я на самом деле очень люблю Школу Родченко. Здорово, что я туда пошла, смогла закончить, это был супер важный этап в жизни.

А как-то сказалось обучение в Школе Родченко на твоей музыкальной активности, какие-то дополнительные смыслы появились в песнях?

Музыкальной никак, но концептуально, конечно, да. Я в любом случае очень часто закладываю концепцию, даже если она может быть не очевидна, но она точно есть. Хотя, есть вот песня «Только танцевать», она про то, что иногда не хочется думать, не хочется никаких смыслов, хочется просто отдохнуть. Иногда бывает желание пойти на авторское кино какого-то крутого режиссера, чтобы подумать, а иногда — пойти в кино в качестве развлечения. И в тот момент, когда я понимаю, что я просто хочу какой-нибудь танцевальный трек, чтобы не надо было париться и заморачиваться — я отдаю себе отчет, что я это делаю сознательно.

Про концептуальность пару слов... Современное искусство многие не понимают, ругают, высмеивают. Оно неудобное, потому что приходится поработать самостоятельно, тебе не преподносят всё на блюдечке с голубой каёмочкой — вот вам мишки в лесу или закат на море, получите-распишитесь, наслаждайтесь. А тут бывает сложно, бывает неприятно с эмоциональной точки зрения (согласись, что совриск часто носит психотерапевтический эффект, при этом без запроса и поддержки специалиста), и это отталкивает многих. Часто это поддерживают сами художники, как бы отгораживаясь от массового зрителя заумными текстами и в целом не соглашаясь идти навстречу. Что ты об этом думаешь?

Я против того, когда художники начинают создавать элитарность — это странно, это полная фигня. Причем многие художники пишут тексты, потому что их так научили, что нужно писать именно подобного толка. Но при этом, если вернуться к черному квадрату, там же совершенно какая-то интересная понятная штука. Я про то, что есть проблема, что современное искусство стало рынком, этого стало много, есть недобросовестные художники, кураторы и так далее, есть по-моему люди, которым просто интересно задирать нос, не пойми для чего и зачем. Но среди всего этого вороха находятся реально крутые художники, которые иногда могут работать со своим личным, и отлично с этим справляются. И это может отзываться в зрителях. Есть очень много художников, которые делают действительно хорошие и важные работы, иногда работы наоборот нарочито очень понятны. Например, это работы на тему экологии — чтобы люди понимали, что это проблема, об этом нужно думать, предпринимать поступки в нужном направлении.

Мне нравится, когда искусство вызывает эмоциональный отклик и заставляет работать мозг, когда всё не буквально. Но и не чересчур заумно — когда показывают какой-то гвоздь, а вокруг него огромная концепция...

Есть такой композитор Антон Вебер — я его очень сильно люблю и стараюсь иногда про него говорить, потому что у него какая-то очень сложная судьба, он жил на грани нищеты, и его в военное время пристрелили случайно, у него очень трагичная жизнь. Очень крутой чувак, он развил двенадцатитонную музыку — это музыка, которая построена не на гармониях и чувственном восприятии, а на логике и концепции — и вот это действительно хороший пример.

Я знаешь что еще хотела у тебя спросить.. Мы не будем вдаваться в историю с Pussy Riot, если кто-то хочет об этом почитать, может найти подробные статьи в Wonderzine или BBC Russia. А мы больше про музыку, но тем не менее, есть вопрос.. Ты, насколько я понимаю, никак не выражаешь в музыкальном творчестве свою гражданскую позицию, это специально?

Это прям супер специально, я не хочу в сольном проекте затрагивать политические темы.

Ну, не только политические, остро социальные. Насилие там, еще что-то...

Есть люди, которые считают, что музыка стоит отдельно от всего этого и она, например, выше политики. А есть мнение, что это важно и нужно, чтобы музыканты высказывались на социальные темы, потому что любой голос важен, и музыканты, имея свою аудиторию, могут говорить о разных вещах людям, пробуждать гражданскую активность и сознательность, например. Я понимаю и эту и ту точку зрения, но для себя решила, что не хочу в своем проекте делать четкие заявления, потому что хочу, чтобы оно было не от мира сего, за гранью жизни. Rosemary Loves A Blackberry — это проект, который я стараюсь вынести за скобки вообще всего, чтобы это было вне времени контекста. Хотя бывают социальные темы, например, трек «Pay or play» или «Пластиковый суп». А бывают более абстрактные темы, например, как вечный вопрос — что такое красота? Он про то, что есть определенные стандарты красоты, в разные времена в разных культурах, они постоянно меняются, а вообще — что это такое? Там есть цитата из Шекспира «Ромео и Джульетта» — «Роза пахнет розой, хоть розой назови её, хоть нет». Можно что угодно назвать чем угодно.

А вокал не очень разборчивый — это тоже естественно для тебя получилось? В каверах я тебя понимаю хорошо, в остальных песнях не очень. Знаю, что у некоторых музыкантов это просто такая естественная манера, а кто-то сознательно использует голос скорее как ещё один инструмент, чтобы донести звук, энергию, а не смысл. Как у тебя?

Очень долгое время я не рассматривала вокал как способ донесения смыслов. Я изначально вообще ни разу не вокалистка, а в первую очередь барабанщица, а потом стала композитором. Профессионально вокалом я занимаюсь всего лишь полгода, повторюсь, но я всегда писала тексты, которые что-то значат. Так вот, долгое время я использовала голос как инструмент, но сейчас я отдельно занимаюсь разминками для голоса, чтобы он был понятен и ясен, потому что это еще один способ воздействия, текст, которым можно влиять, доносить свою идею. В поп-музыке, например, музыку делают тише, чем голос. Я долго придерживалась стратегии, что я не хочу, чтобы это звучало как поп-музыка, хочу, чтобы вокал был притоплен, но был читаемым.

Anti-Ghost Moon Ray · Rosemary ❤'s a Blackberry - Play or Pay

Окей, я поняла. Я тут вычитала, что ты в Люберцах живешь, да? Ты родилась там. Я просто десять лет жила в Люберцах...

Сочувствую.

[Смеётся] Ты написала, что ты там теперь только спишь. Я тоже так жила — всё время проводила в Москве — учеба, работа, личная жизнь... А ты не хочешь жить в Москве?

У меня просто в Люберцах своя квартира, я не снимаю. Если бы я снимала, я бы переехала в центр, но не факт, меня устраивает, что рядом есть метро, и в любой момент в центр, если нужно, еду. Но если лишний раз надо куда-то выехать, я могу залениться, и таким образом отсекаю очень много ненужного движа. Жить я бы, конечно, хотела и не в Люберцах, и не в Москве, а где-нибудь за городом, было бы здорово. Я больше люблю медленное время, природу. Какая-то такая вдумчивость, она хорошо влияет. Когда постоянно туда-сюда бегаешь, ты не можешь погрузиться. В Москве так суетно и много вообще всего — тут друзья, там друзья, надо пойти скорее на вечеринку, я же все пропущу. А так всё регулируется само собой и отсекается лишнее.

Ну, я живу в Москве и сама отсекаю-регулирую, но я более тусовочный человек, наверно.. Возвращаясь к творчеству — вот мы поговорили про новый альбом.. На мой взгляд, он не особо отличается от предыдущего в концептуальном смысле. В целом, у тебя есть какое-то представление о том, куда ты движешься, как собираешься развиваться, будешь ли что-то менять?

Я развиваюсь внутри самой себя. Но в принципе жанр остается плюс-минус один и тот же — электронная эклектика, это меня устраивает.

Помимо сольного творчества, я знаю, что ты искала группу, где хотела бы играть (я, кстати, была на последнем на концерте «Фанни Каплан» в «Рабице», мне понравилось). Есть успехи в этом плане?

Я изначально барабанщица, долгое время я развивалась именно в этом направлении. А потом так получилось, что если ты играешь в группах, то рано или поздно это все заканчиваются, какие-то обстоятельства жизненные, то-се. Я такая — ладно, единственное в чем я могу быть уверенной в завтрашнем дне, это в самой себе — значит сольник, нужно в этом направлении топить, у меня ограниченное количество времени в жизни. Но я сейчас играю в новом проекте на барабанах. Надеюсь, что у нас все получится. Мы мешаем блек-метал с панком и вообще все подряд, я там наконец-то нашла отдушину и играю на кардане (двойная педаль). Когда я год или полтора года копила на свою первую барабанную установку, я сразу купила кардан, его правильнее называть двойная бас-бочка, кардан — это соединитель между одной педалью и второй, и сейчас у меня наконец-то есть возможность играть на кардане, потому что в предыдущей группе мне запрещали, говорили — ну мы играем панк, панк — это простая музыка, кардан тут не нужен. Меня очень сильно забивали там в какие-то рамки.

Очень важно, конечно, когда ты можешь проявить себя полностью...

Конечно, ты приходишь играешь то, что хочешь, даешь себе волю, а они — нет, не надо этого делать.

Ты пока не хочешь раскрывать название коллектива, как я понимаю?

Да, у нас пока только два трека, чуть позже, когда придет время...

Будем ждать. А сейчас у тебя выходит новое видео на трек из альбома Weirdberries...

Да, новый клип на песню «Что такое красота?». Он задает вопрос, потому что красота — очень субъективная штука, как я раньше упомянула. Видео сняла Аня Кортюкова, супер обалденная и крутая девчонка. Она была оператором, монтажером, ставила свет — мне дико нравится эта работа. Потому что, с одной стороны, это музыкальное видео, с другой перформанс, наложенный на музыку. Я часто чувствую давление, что должна быть красивой, вписываться, много комплексов — что у меня слишком узкие губы, седина, я должна быть сексуальной и т. д. Хотелось это отразить.

Я помню, ты как-то в интервью упомянула, что если выходишь на сцену в майке оверсайз, то это одна реакция, а если в чем-то обтягивающем — другая. Важнее не то, как ты играешь, а как ты выглядишь, получается...

Это прям очень заметно, сразу вижу разницу. Я выложила фото в инстаграме, где я голая, в поддержку Юлии Цветковой, и не знаю, какое количество парней мне после этого написало, хотя до и после этого были какие-то посты, которые супер важные и интересные, и там такое, реакции гораздо меньше. Сексуальность и красота, например, в конечном итоге на тебя могут сильно давить, даже если ты мыслящий человек.

26 АВГУСТА 16:06

АВТОР: АННА ВЫСОЧИНА