September 29, 2020

Дельфин: «Надо всегда соответствовать ситуации»

Источник:

https://mixmag.io/article/193576

Почти 30 лет он собирает стадионы, прошел путь от танцора брейкданса на Арбате и участника скандальной мальчиковой группы до серьезного и уважаемого поэта и музыканта, и вдруг — записал танцевальный альбом и диджеит на рейвах. И снова собирает толпы восторженных поклонников! Многоликий и непредсказуемый, ищущий и сомневающийся, талантливый в любой своей ипостаси и при этом очень строгий к себе Андрей Лысиков, всем нам известный как Дельфин, поделился с Mixmag Russia размышлениями о своем новом проекте «Механический пёс» и альбоме «Температура горения бумаги», о выступлениях на фестивалях, своем опыте диджействования и много чем еще. С альбомом можно ознакомиться на всех стриминговых площадках (и оно того стоит!), а услышать электронную программу от Андрея — например, 25 сентября в клубе К-30 в Санкт-Петербурге (а дальше — следите за анонсами).

Начнём с главного.. 14 августа ты выпустил альбом «Температура горения бумаги» в рамках проекта «Механический пёс» и представил его уже на нескольких площадках, включая фестивали Signal и Gamma. Давай разберемся, как ты дошел до жизни такой, я бы даже сказала — как ты до этого докатился... (смеется) Я читала, что благодаря времени, освободившемуся в карантин, ты решил записать музыку, которую играл в своих диджей сетах. А почему ты в принципе стал диджеем? Это случилось в 2015 году, насколько я знаю... Ты уже был таким известным артистом, почему? Просто интересно было попробовать что-то новое или были другие факторы?

Ну, во первых, это было интересно, хотя мне немного [непривычно], я вот только сейчас, когда стал больше практиковаться, начал какие-то нюансы понимать.

По поводу сведения, технически?

Да, какие-то технические моменты. Второй момент — иногда организаторам, устраивающим вечеринки в Москве, Питере, любых городах, интересны какие-то известные люди, которые могут еще что-то предложить в качестве проигрывания музыкальных произведений, просто присутствия своего на этом вечере, поддержания настроения. И этим можно пользоваться, и за это тоже платят деньги.

Я читала, что концерты ты не очень любишь, а к диджейским выступлениям у тебя другое отношение?

Я тоже переживаю за то, что я буду делать. Вообще я переживаю за то, что я делаю, и тоже нервничаю и нервничаю вдвойне, поскольку я не совсем своим делом занимаюсь. Может быть, не знаю каких-то нюансов, и люди, приходящие на вечеринки, возможно, знают даже больше чем я, но я исправляюсь.

Фото: Дмитрий Семенушкин

Я немного не в этом смысле, я больше про то, насколько тебе важна реакция зала.

Мне важна реакция, да, и то, что я играю, я всегда строю исходя из момента танцев. Какая бы ни была музыка и каким бы стилем она ни называлась — если люди приходят на танцпол, они не должны стоять и слушать, они должны танцевать.

Ну это, кстати, на мой взгляд, позиция очень правильная, у многих диджеев так — они стараются построить диалог с публикой и смотрят, что заходит в этот момент, а что нет. Как тебе опыт диджействования?

Я делаю какие-то выводы с каждым проигранным сетом и замечаю, что я сделал правильно, что нет, и стараюсь меняться.

Круто, а ты учился этому специально?

Давно, когда появились первые CD-вертушки.

Давно — это когда, 90-е?

Начало 2000-х. Я пробовал, чтобы дома играть, они мне как-то достались на халяву, и я дома поигрывал, но до большой сцены дело не дошло.

Если не брать Signal и Gamma, про них мы дальше поговорим, до этого насколько большие сцены были?

Примерно клубы такого же формата, как мы и с концертами приезжаем.

Ну то есть большие достаточно?

500-1000 человек.

Да, немаленькие.. Что касается твоих выступлений на Signal и на Gamma... Ты неоднократно говорил, что не очень любишь выступать, что тебе нравится больше записываться в студии, но приходится и концерты давать. На фестивалях у тебя был очень хороший прием, я сама видела — на Signal я стояла рядом со сценой, но чуть-чуть наверху, и видела всю эту танцующую пару тысяч человек, было очень волнующее ощущение.. Ты почувствовал разницу по энергетической отдаче — когда люди танцевали, по сравнению с концертами, где люди обычно стоят?

Не знаю, здорово, когда ты видишь, если б еще все стояли... А так вроде все танцуют, видишь краем глаза, значит, можно дальше что-то делать.

Но все-таки нет энергетической подпитки, о которой многие артисты говорят, не чувствуешь это?

Мне просто не кажется, что я делаю что-то такое, за что должен получать подпитку обратно. Когда я что-то такое сделаю.. А то свести два трека — это не моя заслуга, а тех музыкантов, которые их написали, я ее просто собрал.

А как же твоя музыка сейчас?

Ну поставил там свой трек — это не совсем то.. Просто хочется делать что-то такое, за что я действительно должен получить какой-то приз, но пока я работаю над этим.

Какой ты самокритичный, честно. Люди реально очень хорошо принимают новый альбом и твои выступления.

Спасибо, я это воспринимаю сейчас как такой аванс на будущее, и это меня поддерживает, и я просто хочу его вернуть.

«Механический пёс» — понятно откуда [персонаж романа Рэя Брэдбери «451° по Фаренгейту»]. Но у тебя и раньше в каждом новом альбоме менялась музыка, почему ты именно для этого проекта придумал новое название «Механический пёс»? Ты как бы совсем хочешь отмежеваться от другого своего творчества?

Да, хочу немного отмежеваться и хочу делать акцент на том, что это больше электронный проект, что он был сделан мною одним при помощи моего приятеля.

Некоторые пишут альбомы годами, а у тебя получилось это сделать за 2 месяца. То есть, ты такой (щелкает пальцами) — «О, у меня появилось время, напишу-ка я электронный альбом», так что ли? Это так просто получилось? Или у тебя уже были раньше какие-то планы, задумки, наметки? Я понимаю, что ты давно знаешь эту музыку — судя по интервью, ты электрофанк слушал с 80-х годов, но все же...

Да, это музыка, которая очень сильно на меня повлияла, и так или иначе влияет на все, что я делаю. Очень много из проекта Дельфина там — если разобраться, то все равно можно услышать. Поэтому я часто использую такие ходы. Поскольку я все равно это делаю в той же рабочей среде, в которой обычно работаю, мне не нужно было переключаться специально, я просто решил по-другому все это построить и сделать все сам, со своими какими-то историями, сделать это попроще и побыстрее и получить удовольствие от этого.

Треки, я так понимаю были названы по датам, когда они были записаны, а зачем ты еще указывал дни недели, это фишка какая-то?

Чтобы был понятен как бы такой [нюанс], больше на время обратить внимание, сколько прошло дней.

А вот такой важный вопрос — ты себя всегда позиционировал не только как музыканта, но и поэта (у меня в рюкзаке книга твоих стихов, друг попросил взять автограф). Я так понимаю, для тебя стихи — один из основных способов донести мысль, смысл (музыка тоже важна и, как ты очень метко отметил в одном интервью, акцентирует какие-то вещи, но тем не менее..). И твои песни — это способ выразить текущие состояния, переживания, эмоции, ты как бы избавляешься от них таким способом. И я сначала подумала — как же ты отказался от текста, но потом вспомнила, что там же есть тексты Брэдбери. Как ты сказал в интервью с Ильей Ворониным на Мегаполисе недавно, ты его читал в этот момент. Что на что повлияло? У тебя была какая-то музыка и ты такой — «о, совпадает с цитатой из Брэдбери», или ты читал Брэдбери и подумал «а не написать ли мне подходящую музыку?» И насколько коллаб с Брэдбери (смеются) смог отразить твои состояния на тот момент, или же это был такой эксперимент, может даже коммерческий продукт, а ты продолжишь самовыражаться в каких-то других стихах, которые мы услышим позже?

Позже наверняка что-нибудь услышим. В этом случае, когда начался карантин, я понял что это надолго, у меня были какие-то заготовки, с которыми я успел уже поработать, и я уже начал даже что-то делать. Потом, когда я сделал несколько треков, я подумал — надо пользоваться моментом и делать то, что я точно не сделаю, когда не будет свободного времени. И меня как-то эта мысль завела, взбудоражила, и Брэдбери нашелся сразу же, и само собой стало получаться и быстро полетело.

Я могу сказать, что это реально очень гармонично звучит вместе.

Видимо, совпало. Скорее всего давно об этом думал, подсознательно всегда. Брэдбери тоже всегда так или иначе фигурировал у меня, я к нему как-то всегда возвращаюсь, и поэтому просто карантин стал тем моментом, когда все сошлось.

Этот текст, откуда ты его взял, это кто-то начитал или из аудиокниги?

Из аудиокниги.

Это твое было решение презентовать новый материал на фестивалях или инициатива организаторов? Я была на Signal и подумала — хм, у них нет привозов и тут интересный альбом, который совпадает с их аудиторией, и громкое имя, круто...

Не могу прокомментировать, мне просто пришли и сказали — будем там играть, и все.

Интересна реакция тусовщиков.. Я, когда ехала на Signal, понимала, что я буду слушать, но очень многие люди просто приехали на фестиваль, просто пришли на мейн, знают Дельфина, услышали имя и... обалдели. (смеется) Потом был шквал видео, в сетях и сообществах выкладывали, и очень позитивная реакция. А ты собираешься как-то дальше развиваться в этом направлении? В интервью на Мегаполисе ты сказал, что это может быть не одноразово.. У тебя сейчас тур будет, как я понимаю, с концертной программой по России, она отложилась с весны.. А планируешь ли ты еще где-то играть электронную программу? (Кроме К-30 в Санкт-Петербурге, как недавно выяснилось). Потому что я уверена, что зрители будут.

Я думаю об этом... (Улыбается) Сейчас я думаю о том, как вывести эту историю из рамок диджей-сетов на какой-то электронный лайв. То есть с элементами диджей-сета, но может быть какую-то лайв-историю придумать, еще треков написать специально. Продумать живую историю и в эту сторону двигаться, не в ущерб танцевальности.

Фото: Валентин Блох

Да, некоторые электронные музыканты так играют и получается круто. А насколько ты вообще знаком с клубной культурой современной?

Слабо.

Слышал про Mutabor? Это не клуб, они называют себя арт-центром.

Слышал, да.

Нет желания там выступить?

Ну, как доберемся туда...

Там очень интересная атмосфера, рейвовая — большой завод, и многим, мне кажется, будет интересен не только сет или электронный лайв, но может быть и концертная программа. Потому что многие знают тебя по предыдущей жизни, предшествующему творчеству. Реально, у тебя очень крутой статус.. Насчет дальнейшего развития — я так понимаю (опять же в интервью слышала), что ты особо на Signal никого не слушал, кроме::vtol::’а [Дмитрий Морозов], выступавшего перед тобой. А больше ты никого не хотел послушать?

Не то чтобы не хотел, у нас там была сложная ситуация, обстоятельства.

Но ты бы хотел?

Я хотел, хотел бы пройтись, просто не получилось.

А дальше, я так понимаю, более-менее планируешь развивать какие-то коллабы?

Я открыт к сотрудничеству, очень было бы интересно у кого-то чему-то поучиться, что-то поделать.

Тебе интересна именно танцевальная музыка?

В принципе, да, вообще электронная.

Ты электронную музыку слушал, ещё будучи подростком, насколько я знаю — электрофанк: Африка Бамбаатаа, Egyptian Lover и другие... Правильно?

С чего все началось.

То есть ты пронес интерес к этой музыке через всю жизнь?

Да.

И именно её играешь в своих сетах?

Я пробовал играть музыку того времени, 80-х, с чего все начиналось, я посмотрел на людей — она для них очень олдскульная, им надо что-то более современное играть, я пошел на поиски современных артистов, нашел кучу очень интересных.

А кто, например?

Byetone, Amper Clap, Silicon Scally, Dark Vektor...

Фото: Дмитрий Семенушкин

Скажи, а дети у тебя не интересуются этим всем? Например дочке у тебя 22 года, она не клубится?

Она посещают какие-то вечеринки, но не так чтобы активна в этой среде.

А музыкой дети не занимаются, не пошли по твоим стопам?

Сами нет, пошли по своим стопам.

Вернемся на минутку в прошлое.. Ты, мне кажется, не очень любишь говорить про "Мальчишник" и не считаешь себя одним из родоначальников хип-хопа в нашей стране, потому что это было больше про коммерцию. Но я точно знаю, что многие в России узнали, что рэп может быть на русском языке, благодаря "Мальчишнику". Я тоже, кстати, но мне не нравился "Мальчишник" в то время, я была такая правильная девочка, а тут «фи» (смеется), но я очень полюбила потом твое дальнейшее творчество. Так вот, я смотрела интервью 1997 года, там вы в последний раз появились с Дэном и Мутабором, хотя "Мальчишник" уже не существовал, и журналистка сказала, что в России нет социального базиса для хип-хопа, нет темнокожего населения, и наша музыкальная русская культура не очень вяжется с этим ритмом, и ты согласился и говорил, что рэп в России ненадолго. Но, на дворе 2020, а рэп процветает и многие говорят, что рэп — это новый рок. И более того, представители техно-сферы порой сетуют, что «вот у рэпперов есть комьюнити и культура, а у техно — нет», и сейчас рэперов/хип-хоперов зовут играть на техно (в широком смысле слова) пати. Почему так случилось, как ты думаешь?

Мне кажется, новое поколение всегда выбирает то, что не делало старое, они берут на вооружение себе. Когда они родились, пришел хип-хоп, пришел рэп, они этим вооружились и стали развивать. Первые попытки были слабые, но сейчас есть много артистов, которые нашли свое лицо, то есть уже самостоятельные какие-то единицы проявляются.

А почему это прижилось? Это как-то проще для восприятия? Понятно, например, что у подростков всегда есть определенные темы, интересующие их больше всего, условные «секс, наркотики и рок-н-ролл», но почему это сейчас нашло выражение в рэпе и хип-хопе, а не в роке, например?

В той форме, в которой это сейчас существует, это максимально удобная и быстрая форма самовыражения и она очень простая. Грубо говоря, можно на телефоне все сделать, и при удачных обстоятельствах все это будет в сети. И этого очень много, много кто этим занимается, и, может быть, даже обилие этого контента топит внутри самого себя каких то звезд, которые не могут пробиться через этот шлак.

Все равно наверное это как-то отсеивается...

Сложно, потому что не у каждого талантливого человека найдутся люди, которые смогут помочь.

Менеджеры, да, я помню ты говорил про это, что это очень важно в жизни музыканта. Снова возвращаясь к твоему прошлому творчеству, недавнему.. Когда ты записал альбом «442», у тебя не было никаких проблем с турами? Ты же знаешь что было с другими артистами, ic3peak, например? Ты много раз говорил, что ты ни за кого, просто выглянул в окно и выразил своё отношение к происходящему, но кто-то мог воспринять, например, клип на 520, своеобразно...

Да вроде ничего не было.

В одном интервью ты привел очень красивое сравнение в ответ на замечание, что ты выдаешь примерно одну и ту же эмоцию во всех своих альбомах.. Ты сказал, что был в Музее Моне, и он все время рисовал кувшинки, «зато какие кувшинки!». Это просто очень близко к одному образу, который я сама придумала в интервью с Moa Pillar — что он как будто рисует все время одну картину (у меня было яблоко Магритта), просто в разных стилях. Это так? У тебя разные по звучанию альбомы, хотя в них есть что-то общее — ты одну и ту же эмоцию выражаешь все время, рисуя свои кувшинки?

Мне кажется это сложно, от себя самого убежать, чтобы ты не делал, за что бы ты ни брался. Можно взяться за клоунаду в цирке, и я думаю, что она была бы такая же специфическая, и было бы ясно, кто ее делает.

Я слушала выступавшего перед тобой артиста на Signal, потом вышел какой-то мальчик и заиграл нечто бодрое, танцуя, и я подумала «А, ну, наверное, пересменка», и пошла на другой танцпол. Потом через полчаса возвращаюсь — все тот же «мальчик». Просто ты вел себя не так, как ведешь себя на концертах обычно (а я много раз была). И только когда я услышала трек с речитативом, я вынуждена была признать, что это — Андрей Лысиков. (оба смеются) Это музыка так повлияла, что ты более раскованно себя вел?

Надо всегда соответствовать ситуации, мне кажется