Экспедиция в Якутию
September 22, 2022

По Якутии на вездеходах. Часть 1

Если жизнь кажется вам пресной, просто посолите её.

Введение

Так уж вышло, что писать про апрельско-майскую авантюру мне удается лишь в конце сентября. После сотен событий, что произошли за внушительный временной интервал, восстановить хронологию и достоверность собственных впечатлений будет непросто. Но не угаснут тлеющие огоньки пережитых эмоций, а дневник поможет мне собрать их воедино и заново разжечь жаркий огонь воспоминаний. На крайний случай я что-нибудь выдумаю. Всё ради того, чтоб было не скучно!

Заставить себя писать - большая сложность, поэтому статья будет выходить частями и нерегулярно. Выбранная мной публикационная платформа teletype вполне справляется с поставленной задачей, однако не лишена ряда неприятных нюансов. Мой диалог с разработчиками и поддержкой показал, что работы по улучшению качества платформы ведутся регулярно, поэтому надеемся на хорошее.

Я всё думал, как обойтись без нецензурщины в тексте. Уж такова специфика экспедиций, что матерятся буквально все и не стесняясь.
Поэтому было принято решение всё-таки сохранить обсценную лексику в минимальных концентрациях. Но лишь в репликах персонажей ради полноты передачи образа, и дабы подчеркнуть эмоциональность некоторых эпизодов.

Фотографии отвратного качества, делались без любви. Я не фотограф и не претендую на красоту. Картинки оставляю лишь для визуализации текста.

В своей истории я зайду издалека, чтобы понять, насколько бесцеремонно и неожиданно это приключение ворвалось в мою жизнь. Вкратце расскажу о том, от чего мне пришлось отказаться ради нелёгкого заработка.

Глава 1

Ожидание.

- солнце, горы, ольпенизм.

Ингушетия в мае. Фотография с тех самых сборов, подруга прислала.
Крым в октябре.
Ожидание)

Всё межсезонье я жил на скалодроме, грезя горами и восхождениями. Дух Авантюризма так истосковался по новым горизонтам, что чуть с ума не сходил от непомерно затянувшейся зимы. Скинуть покрывало зимней спячки я планировал оглушительно резко, с ходу врубившись в мир спортивного альпинизма. Расписание на май было прямо таки грандиозным. Помимо мартовских сборов в Хибинах, весь "первый весенний" был расписан под сборы в Ингушетии и в Крыму. Мероприятия должны были закончится пешим походом, который бы логично финишировал в Бахчисарае, уступив место неделе скалолазания от Вологодской Федерации Альпинизма.
Но вот чудеса: Хибины в марте были задвинуты неожиданной командировкой в Мурманске. Тоже Хибины, но совсем не те, что ожидались. Так уж и быть, зимний альпинизм - вещь в себе, но солнечный мир известняковых скал и голубого моря - совсем другое дело! А невиданные мглистые вершины Ингушетии? На эти мероприятия я возлагал большие надежды и целенаправленно к ним готовился.

“Хорошо, что есть работа в такие времена!” - говорят мне вообще все. Да и сам я это прекрасно понимаю. Ведь мужицкое 23 февраля мы как раз отметили в Мурманске, а на следующее утро в мою сонную голову инвазивной болью вломились страшные слова “война” и “Украина”. С тех пор жизнь уже не была прежней.

Хибины были упущены, но вот Ингушетия и Крым мерцали на горизонте магическим маячком манящих приключений. Мы готовились. Безлимитный абонемент позволял посещать до пяти тренировок в неделю, а по выходным выезжать на скалы. Мы искали, покупали, собирали и запасали внезапно донельзя подорожавшее снаряжение. Делились на отделения и уже собирались брать билеты.

Неопределенность вошла в чатик, когда мне позвонил мой напарник Каспер:

- Поехали в Саху на два месяца бурить с вездеходов? - от слова "вездеходы" мои висюльки задёргались.

- О, конечно поехали! - Дух Авантюризма велел мне сначала соглашаться, а потом задавать вопросы. - А когда?

- Апрель - май.

- …. У меня сборы же... 29 апреля - 8 мая - Ингушетия, 9 - 15 мая - Крым, потом поход и скалолазание с 4 июня еще неделя.

- За деньги. - Чаша весов улеглась окончательно. На одной - не дешевое увлечение, горы, отпуск, приключения, а на другой - тайга, работа, зарплата и.. приключения!

- Конечно поехали! Но смотри, Каспер, чтоб без отмен. Я отказываюсь от мероприятий, к которым с осени готовился!

- Да-да, там заказчик… - дальше я его почти не слушал, но уловил, что надо делать изыскания под будущую линию электропередач, что пойдет к какому-то там алмазному руднику. Геологи, увещевал меня Макс, - это вообще белая кость и нам рады везде испокон веков, потому что геологи - это хорошая примета. Значит вскоре быть жизни и электричеству. Так я согласился стать "Хорошей приметой".

Можете себе представить, каково мне было, когда я в одночасье решил променять солнечные майские горы на промёрзшую Якутию, тем самым существенно продлив себе зиму еще на месяц. Сейчас, сидя в командировке на снова замерзающем крайнем севере, понимаю, что 2022 год для меня - это год Зимы, что будто не кончалась.

Сейчас я не стану утомлять читателя особенностями подготовки к дальней командировке. Достаточно сказать, что 9 из 10 таких поездок обычно заканчиваются, так и не начавшись. То заказчик отменит, то об оплате не договорятся, то еще два с половиной миллиарда сотен других причин. Поэтому я не спешил сдавать уже купленный к тому времени билет во Владикавказ. Однако предупредил организаторов, что возможно, я опять “отвалюсь”, чувствуя, как мое имя чернеет в их списках. Ведь моя работа, являясь по совместительству, моим же увлечением, с завидной регулярностью обламывает мне другие.

Командировка подтвердилась. Вот уж чего не ожидал. Противоречивость ощущений от этой новости зашкаливала, колеблясь в красном секторе переживаний. С одной стороны множественные приключения в горах: я уже записан в отделения, на меня рассчитывают, но за все это нужно платить деньгами. С другой стороны — тоже приключение, но в дополнение хорошо оплачиваемое. Которое всё равно еще может сорваться. Собственно, с учетом кризиса, основной вес на чаше весов возымела обещанная зарплата. Связавшись с организаторами альпсборов, я с тяжелым сердцем отменил свое участие во всех майских мероприятиях. Спешно закончив работу в промышленном альпинизме, я купил билеты в Якутск на 12 апреля. К тому моменту обещанную зарплату урезали на четверть, а планируемую длительность пребывания - с двух месяцев до одного.

За сим неопределенность пока выходит из чатика, а ожидания и грезы о горах окончательно рассыпаются в прах.

Глава 2

Реальность

«Шапку надеть не забудь.»

— любая мама.

С Коляном мы познакомились в гараже. Он заливал дешевую водку в туда, где у приличных двухтактных двигателей обычно плещется коктейль из бензина с маслом. Варварски вскрытая техника валялась на полу, всё было залито маслом и бензином, рядом стояли бутылки водки в количестве шесть штук. Аромат, наполнявший гараж мощно дал по ноздрям. Всё это делалось для того, чтобы транспортная компания смогла сдать моторизированное оборудование в самолет. Пары бензина и горючих масел не допускаются к авиаперевозкам из соображений пожарной безопасности. Так что имей в виду: прежде чем отправить что-то рычащее-крутящее на бензиновом ходу самолетом, не забудь сначала слить горючку, промыть спиртом/водкой и дать высохнуть!

Визуализация упаковки "рожна".

Колян — молодой, активный пацан 25 лет, улыбчивый и энергичный представитель «интеллектуального большинства». Имеет опыт в «бурёхе», едет с нами в качестве буровика. Его девушка Настя втыкала в телефон, наблюдая за тем, как мы пакуем инструмент к отправке. Две портативных буровых установки, мотобур, шнеки и прочее нужное снаряжение. Занятые делом, мы  практически не общались, так что хоть какого-то адекватного первого впечатления о Коле я из себя извлечь не могу ввиду того, что сейчас пишу этот текст уже будучи недолго, но тесно с ним знакомым.

Здесь о собранном снаряжении. Полный список (бесполезного) барахла, что мы с собой набрали, будет в техничке к тексту в конце. Вообще, кому не интересна моя графомания литературная часть, прошу в приложения.

Должен отметить, что в какой-то момент наших сборов неопределенность снова вернулась в чатик. Специфика нашей командировки подразумевала длительную и полную автономку. Автономка это — путешествие/поход/поездка/экспедиция, проходящее вдалеке от цивилизации и полностью исключающая возможность дозакупки/дозаправки/экстренной медпомощи/связи посредством 2-3-4-5 G, и прочие привычные блага. То есть любой маршрут, избегающий населенных пунктов, а в нашем случае еще и дорог. Автономка предполагает крайнюю степень хардкорности и требует ответственной поэтапной подготовки, призванной предусмотреть если не всё, то хотя бы вообще всё. Неопределенность же заключалась в том, что мы совершенно не имели представления о том, что нас ждет в неизвестной поездке по неизвестному региону! Как вам такое? Вот вводные от заказчика: 160 километров по матушке Тайге, на двух вездеходах. Техзадания нет, информации о вездеходах тоже нет. Где будем жить — неизвестно (сами вездеходы, палатки, или шатер с печкой). На чем готовить, как добираться, как выезжать, как бурить, где и что делать? Где аванс? Где маршрут? Где техническое задание? ГДЕ ТЭЗЭ?! И еще десяток вопросов без ответов.


Но на то мы и авантюристы-профессионалы. Имея минимум вводных, мы подготовили максимум снаряжения, готовясь к любому исходу событий. К примеру, мы взяли с собой компактный надувной пакрафт (облегченный вариант надувной лодки) и весло к нему. Снегоступы для пешего передвижения. Каждый взял по два (!) спальника, на случай «холодной» ночевки, миниатюрную облегченную палатку. Мой двуствольный дробовик для охраны и охоты. Чемоданчик рыболовных снастей, донку и спиннинг, кучу одежды (рабочка зима+демисезон, ходовое и теплое белье, пуховики) и прочее снаряжение для пешего туризма. Из специального — спутниковый телефон, средства навигации. Карт у нас не было, так как ТЗ не известно. Представь себе: завтра ты улетаешь на месяц, и до сих пор не знаешь куда.

Таймер Судного дня

Да-да, именно так выглядит авантюризм: езжай незнамо куда, делай то, незнамо что. Собираясь в поход, мы руководствовались данными из интернета и тем, что знал сам Каспер: весна в Якутии быстрая и внезапная, как ракета «Калибр». Объясняется это резко континентальным климатом, характерным для Восточной Сибири, который не дает погоде ебланить, как в Питере ей вздумается. Зима? Извольте. С октября по апрель, -50 стоят три месяца как вкопанные. Лето? Легко! Жарища до +35-38, мошкара, слепни.  Весна — быстрая и беспощадная. Десять дней и приехали. Шутка ли, годовая температурная амплитуда здесь одна из самых высоких на планете: аж 102 градуса! Весенний паводок — это демоверсия Всемирного Потопа и причина наличия аэродромов в каждой более менее крупной деревушке. Во время паводка вскрываются и разливаются реки, исчезают зимники и ледовые переправы, дороги тонут под растаявшим снегом, и вся тайга становится «водной пустыней». Деваться воде некуда, вечная мерзлота ведь. Почва в этих краях не имеет впитывающих свойств, так что зверью, в том числе и человекам, приходится ютиться на сопках морозного пучения в ожидании, пока вода не уйдет по временным водотокам в реки, а с ними — в океан. То есть от 15 дней до месяца. Собственно, поэтому селения в республике Саха по большей части расположены на естественных возвышениях и вопреки обыкновению — зачастую подальше от рек. Исключения — большие реки с высоким берегом и большим «водовмещением» — годовым стоком. В таких реках вода успевает уходить раньше, чем выйдет из берегов.

Имея в виду такую информацию, становится очевидно, что наша экспедиция должна закончиться строго до паводка. Не смотря на эпичность слова «вездеход», в паводок на этом слове далеко не уедешь. С тех пор, для полноты впечатлений, над нашей авантюрой включился «таймер Судного дня», отсчитывающий дни до локального апокалипсиса. Прогноз погоды говорил, что 5 мая — крайний день, когда среднесуточный перепад температуры вскарабкается до отметки +0. И, кстати, прогноз в этом регионе не то, что в Питере. Тут если сказали — будет тепло, значит так оно и будет. Резко континентальный же.

Менее, чем за неделю собрав где-то с полтонны груза, перебрав рюкзаки и упаковав все в километр стрейч плёнки, мы с Каспером отвезли всё это «рожно» в приемную Пулково Карго, транспортной логистической компании. Там сгрузили 12 мест на погрузчик, позвонили шефам и сказали, что груз сдан, пишите письма. А через пять дней у меня уже самолёт. Там в какой-то момент прилетела информация о том, что жить мы будем все-таки в вездеходах, они к этому адаптированы. Это меня успокоило, ведь отсутствие шатра и печки вызывало во мне нервозность.

Терминал Пулково-карго. 12 мест.

Помимо инструмента, оборудования и снаряжения, у нас имелся длинный список продуктов, медикаментов, расходников и прочей мелочевки, которую мы планировали купить в Якутске. На это было выделено три дня по прибытию. Всё таки мы летим в крупный город, так что всё закупать в Питере и отправлять ТК мы сочли неразумным и невыгодным. Постфактум должен признать, что мы ошибались.

@кухня приключений следующая часть >>