Канал
September 7, 2023

Истории из жизни 

Мама, сын и рюкзак.

На сегодняшний день самая актуальная догма, с которой я плотно работаю последний год – «Мои дети без меня не справятся. Я должна помогать своим детям –  контролировать, направлять, делать за них выборы».

Много дел я наворотила со своим старшим сыном из-за неë. Методично, категорично, жёстко и заботливо душила я его своими выборами… Сын бросал университет, уходил в армию, снова бросал университет, работал барменом, официантом, бортпроводником, улетал на Гоа, накалывал жуткие тату… До той поры пока я внутри себя искренне не признала его право на свой путь, на свои выборы и не отпустила его. После этого внутреннего принятия всё изменилось. Оценок давать не буду – это его путь, но радости прибавилось и у меня, и у него.  


Среднему сыну 14 лет. Он очень самостоятельный. Это данность небес. Практически полностью сам усвоил материал начальной школы. Со своей стороны я только подобрала ему весь учебный материал и составила план учёбы. Занимался он сам. Добросовестно. Я же только с изумлением наблюдала.

За это время были: музыкальная школа, спидкубинг, походы, театральная студия, китайский язык, каллиграфия, ушу, куча спортивных дворовых увлечений (футбол, баскетбол, хоккей). Это всё было выбрано ребёнком самостоятельно и очень настойчиво. Я только успевала всё это ему находить в ближайшей доступности. С китайским он меня год мучил – пока у нас через дорогу не открылись курсы китайского языка. И ко всему прочему – куча прочитанных залпом книг.

В 5-й класс он поступил в физико-технический лицей. Было всё замечательно. Никакого контроля учёбы с моей стороны. Я была счастлива, пока он не перешёл в 7-й класс.


Тогда он вдруг заявил: «Я не выбирал этот лицей. Я не хочу в нём учиться. Я не хочу читать книги. Это всё прошлый век. Зачем убирать постель и т.д., и т.п.». И началось: компьютерные игры, бесконечное чтение ленты в телефоне, полнейший завал по всем предметам. Началась моя битва с сыном длиною в полгода. Жесточайшая. Тотальный контроль и тотальное же неподчинение. Ледяной взгляд сына. Я требовала с него обещаний, которые он давал под нажимом и потом не выполнял. Да и не собирался выполнять, утверждая потом: «У меня не было другого выхода, ты заставила меня дать это обещание».

В какой-то момент сын сказал мне: «Ты не любишь меня». Вот тут я остановилась. Месяц я осознавала, думала, писала, осмысливала и в какой-то момент так остро прочувствовала его состояние… Ощутила эту бездну, над которой он стоит совсем один, и этот бьющий ледяной ветер…


Не делая резких движений, очень осторожно я начала свой путь обратно к сыну. Первым делом, пока Никита был на соревнованиях в другом городе, я убралась в его комнате. Не злобно выгребая фантики из ящиков стола и в раздражении сметая пыль, а с нежностью и заботой. Мне хотелось очистить это пространство от всех наших криков и ссор, не торопясь, не нарушая личных границ, аккуратно и с любовью. Это была моя личная глубокая трансформация. Потом постепенно она перетекла и на уборку в доме. 

Сын приехал совсем другим: «Мам, я всё исправлю, не переживай, я справлюсь, я сам, я очень тебя люблю».

Я сильно переживала. Мой контролёр постоянно мониторил электронный дневник, в котором двойки пульсировали красным цветом. «ЯжМать» вставала во весь рост и не давала мне покоя. И дальше был очень непростой и не быстрый переход от злобного «Мы будем вместе делать уроки, раз ты сам не в состоянии» до дружеского и радостного «Ну что? Кто быстрее решит? И чей метод красивее получится?» И в ответ глубокий взгляд сына: «Спасибо! Правда, спасибо большое!»


Позже, когда мы уже в каникулы, сидя на полу, разгребали скопившиеся за год тетради, читали сочинения, рассматривали почерк: «Какой кошмар!)))) да нормально!)))», – а я вырывала для себя чистые листочки, Никита спросил:

– Хочешь, я расскажу, почему так всё получилось?

– Конечно!

– Я один раз пришёл с тренировки очень уставший, и не сделал домашнюю работу. И представляешь – ничего не случилось! Я понял, что домашку можно и не делать))). А потом всё запустил и мне страшно было тебе признаться, что я не справляюсь… А лицей мне нравится! И друзья у меня там хорошие. И я понял, что так запускать нельзя.

И книги начали возвращаться. Не бурным потоком, но всё же…

И напоследок вот вылезло:

– Не ставь будильник, я сама тебя разбужу.

– Мам, мне удобнее поставить будильник и самому встать.

– Не надо, сынок, я разбужу тебя.

(Это даже объяснить сложно, шиза какая-то. И длилось это весь последний учебный год. Связано это больше с тем, что ложимся спать с книгой, а не с телефоном. Но ведь можно просто купить сыну будильник).

Вот после всего описанного со средним сыном до меня дошло, что старший сын хотел поступить  на психолога или журналиста, но я же лучше знаю как лучше! Мальчик с такими математическими способностями должен идти на мехмат. Без вариантов! Результат…... см. выше.


…из событий последней недели… Рюкзак  

Собрался Никита в поход – настоящий, взрослый, на Кавказ по горным тропам и рекам, на 8 дней. Палатки и еда на костре. Рюкзак соответственно намечался тяжёлый. Очень тяжёлый. И его надо было собрать! И взвесить! И всё продумать! Я выдержала свою внутреннюю оборону, понимая, что сын должен сам собрать свой рюкзак. Хотя руки очень чесались.

Никита приехал из лагеря и умотал на рыбалку. Вернулся за день до похода. За 30 мин собрал всё по списку. Разложил на диване для сверки.
И тут к делу приступила Я! Примерно час я перекладывала, предлагала что-то поменять, группировала и размышляла. Пока не увидела своего сына с опущенными плечами, сидящего с равнодушным взглядом и ждущего, когда я всё окончательно переложу и решу что и зачем брать.

«Прости сынок, опять я влезла, ты уже всё правильно собрал».

Пакуем всё в пакеты и в рюкзак. Я укладываю вещи в пакет и говорю (назидательно так!!): «Ты сам всё должен упаковать и сложить, потому что в походе ты будешь один и должен знать, где какие вещи лежат». После этого смотрю на свои руки, которые лихо сами всё собирают. Смеёмся вместе.

И так несколько раз! Я убирала руки за спину, делала шаг назад и оттуда давала советы. Но ведь это точно шизофрения какая-то))))). В итоге я в ночи ещё три раза рюкзак разбирала, перебирала, меняла какие-то вещи, снова взвешивала его.

Проводила сына в поход и первые два дня тащила в своих переживаниях рюкзак вместе с ним. Потом сказала себе: «Ну что же ты висишь на рюкзаке ребёнка со своими переживаниями?! Никита сказал, что справится – значит справится! Это его испытание, а не твоё». Отпустила…